Судья Лазарев Д.В. Дело №7.1 - 11/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Милешина И.П., при секретаре Щетининой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Меркуловой Н.Н. на постановление судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меркуловой Н.Н. (далее - Меркуловой Н.Н.),
установил:
постановлением заместителя прокурора Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 ноября 2023 г. на основании поступившего 12 сентября 2023 г. материала по факту дискредитации в социальной сети интернет «ВКонтакте» использования Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции на территории Украины в целях подрыва авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации в отношении Меркуловой Н.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное постановление и иные материалы направленны на рассмотрение в Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Постановлением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г. Меркулова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе на постановление судьи от 12 декабря 2023 г., поданной в Верховный Суд Республик Мордовия в порядке статьи 309 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Меркулова Н.Н. выражает несогласие с состоявшимся судебным постановлением, ссылаясь на нарушения норм процессуального и права, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На рассмотрение жалобы Меркулова Н.Н., её защитник - Евсеева Е.В. не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия Макаров Е.В. просил оставить постановление судьи без изменения, жалобу Меркуловой Н.Н. - без удовлетворения.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Меркуловой Н.Н. к административной ответственности) публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 4 сентября 2023 г. с 9 часов 00 мнут до 12 часов 10 минут оперуполномоченным ЦЭП МВД по Республике Мордовия при осуществлении оперативно-служебной деятельности установлено, что Меркулова Н.Н. 28 февраля 2022 г., 1 марта 2022 г., 3 марта 2022 г., 21 марта 2022 г. и 4 апреля 2022 г. в социальной сети «ВКонтакте» на своей интернет-странице под именем «<данные изъяты>» на странице сообщества «Саранск/Доска Позора» размещала в публичном доступе для широкого круга лиц комментарии, дискредитирующие действия Вооруженных сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции на территории Украины с целью подрыва авторитета, имиджа и доверия к вооруженным силам Российской Федерации, а также умаление достоинства и авторитета.
Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Мордовия от 4 сентября 2023 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Меркуловой Н.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи районного суда.
Вместе с тем доводы жалобы Меркуловой Н.Н. относительно привлечения ее к административной ответственности за пределами срока давности заслуживают внимания.
Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 названного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что действия Меркуловой Н.Н., совершенные 28 февраля 2022 г., 1 марта 2022 г., 3 марта 2022 г., 21 марта 2022 г., 4 апреля 2022 г., направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, которые продолжались на момент их обнаружения должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выявлены 4 сентября 2023 г.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 90 календарных дней со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности привлечения Меркуловой Н.Н. к административной ответственности начал исчисляться с 4 сентября 2023 г. и истек 3 декабря 2023 г.
Таким образом, постановление о привлечении Меркуловой Н.Н. к административной ответственности вынесено судьей районного суда 12 декабря 2023 г. за пределами установленного статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанных правовых норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
В нарушение приведенных выше норм, судья районного суда 12 декабря 2023 г., то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, признал Меркулову Н.Н. виновной в совершении вмененного административного правонарушения и назначил ей административное наказание.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 12 декабря 2023 г. подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, оснований для прекращения производства по делу по пункту 2 части 1 указанной статьи в связи с отсутствием состава административного правонарушения не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
жалобу Меркуловой Н.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меркуловой Н.Н., отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Милешина