Дело № 2-2971/2012
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
13 ноября 2012 года. г.Серпухов Московская область
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И. с участием истца Панкова К.Ю.. представителя истцов Панковой Т.В., Панкова Е.Ю. адвоката Зендрикова С.Н., при секретаре судебного заседания Бриняк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковой Т.В., Панкова К.Ю., Панкова Е.Ю. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения нежилого здания производственного назначения.
В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что им по договору аренды земли <номер> от <дата> КУИ г.Серпухова был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - для размещения нежилого здания производственного назначения. Данный договор был продлён дополнительным соглашением до <дата>, после чего данный договор был расторгнут по соглашению сторон и на основании Постановления Главы г.Серпухова от <дата> <номер> данный земельный участок был передан в общую долевую собственность истцам, в результате чего между КУИ г.Серпухова и истцами был заключен договор купли-продажи.
Истцы обратились в отдел по г. Серпухову Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО с заявлением о государственной регистрации указанного договора купли-продажи, предоставив соответствующий пакет документов.
В уведомлении от <дата> <номер> государственный регистратор приостановил государственную регистрацию сделки купли-продажи на земельный участок. Согласно указанного уведомления препятствием в регистрации является то обстоятельство, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок внесена запись о регистрации на него права собственности Российской Федерации, арендодатель - КУИ г. Серпухова не может предоставить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации. Данный документ не может быть предоставлен, поскольку КУИ г. Серпухова действовал на основании положений Земельного кодекса РФ о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Также на территории г.Серпухова МО, в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета депутатов г.Серпухова, полномочия по заключению договоров аренды земли, находящихся в черте г.Серпухова, возложены на КУИ г.Серпухова.
Истцы Панкова Т.В., Панков Е.Ю. в судебное заседание не явились, передав полномочия своему представителю.
Истец Панков К.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить, пояснив, что на предоставленном ему и соистцам земельном участке возведено нежилое здание, на которое за истцами зарегистрировано право общей долевой собственности; обязательства по договору аренды они исполняли надлежаще; заключён договор купли-продажи спорного земельного участка, который являются действующим договором и никем не оспорен.
Представитель ответчиков Панкова Е.Ю., Панковой Т.В. адвокат Зендриков С.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объёме, дав аналогичные объяснения.
Представитель ответчика - Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований не предоставил.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной регистрационной службы по МО (отдела по г. Серпухов), КУИ г.Серпухова - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований не предоставили. КУИ г. Серпухова предоставил суду письменный отзыв по исковым требованиям, в котором указал, что считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав истца Панкова К.Ю., представителя истцов Панкова Е.Ю. и Панковой Т.В. адвоката Зендрикова С.Н., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что спорным является земельный участок, площадью <данные изъяты>, с кадастровым <номер>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения нежилого здания производственного назначения.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от <дата> истца Панков К.Ю., Панкова Т.В., Панков Е.Ю. являются долевыи собственниками нежилого здания, общей площадью <данные изъяты>.
В материалы дела истцами предоставлены договор аренды спорного земельного участка, заключенный между КУИ г.Серпухова и истцами; соглашение о расторжении данного договора и договор купли продажи истцам данного земельного участка, а также постановления Главы г.Серпухова о разрешении КУИ г.Серпухову на заключение данных сделок.
Регистрация указанного договора купли-продажи <номер> от <дата> была приостановлена отделом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Серпухов по тем основаниям, что в ЕГРП на данный участок внесены сведения о праве собственности Российской Федерации. Документа, подтверждающего право муниципального образования г.Серпухова действовать от имени Российской Федерации не предоставлено.
Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснениями лиц, участвующих в деле, оценивая их в совокупности, суд находит заявленные истцами требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 № 154-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Судом установлено, что по данным ЕГРП на спорный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Администрация г. Серпухова ограничена в праве распоряжения им.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истцов не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными государственными полномочиями (статьи 12, 132 Конституции Российской Федерации).
На основании ст.16 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона № 122-ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При рассмотрении данного гражданского дела судом сторонами не представлено доказательств того, что Правительством РФ издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.
Доказательств внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Доказательства обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено и в материалах дела такие сведения отсутствуют. Следовательно, доказательств обращения Российской Федерации для регистрации права собственности на спорный участок в регистрирующий орган суду не представлено, как не представлено и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что при принятии решения о передаче истцам земельного участка в аренду под нежилое здание, а затем в собственность по договору куполи-продажи КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора купли-продажи, отведенный истцам земельный участок не находился в собственности Российской Федерации и включение в ЕГРП записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом соответствующего Акта Правительства РФ, суд находит требование истцов о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст.8, 11, 12, 125, 214 ГК РФ, ст.ст.9, 16, 17, 29 Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 17.07.2001 №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения нежилого здания производственного назначения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Крючков С.И.
Мотивированное решение суда составлено 19 ноября 2012 года.
Судья Крючков С.И.