№
Дело №5-1355/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 11.02.2021.
12 февраля 2021 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гилберт-Шмелевой Д.С., <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
23.01.2021 в период времени с 14.00 часов до 15.30 часов Гилберт-Шмелева Д.С., находясь в месте массового скопления людей, по адресу г.Псков, территория Сквера павших борцов (улица Свердлова, д. 72) двигалась в сторону Михайловской башни Крепостной стены окольного города по пешеходной зоне Сквера павших борцов, в составе группы лиц, являясь участником публичного мероприятия в форме шествия, проводимого по вышеуказанному адресу без подачи в установленном Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, не выполнила законные требования сотрудников органов внутренних дел в части прекращения проведения и участия в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга, чем нарушил п.1 ч. 3 ст.6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Указанное послужило основанием составления в отношении неё протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Гилберт-Шмелева Д.С. в судебном заседании вину не признала, при этом пояснила, что являлась участником шествия, однако не предполагала, что оно является несанкционированным, слышала требования сотрудников полиции о прекращении участия в данном мероприятии, но не выполнила их, поскольку планировала пройти шествие до конца.
Защитник Пермяков Д.В. доводы Гилберт-Шмелевой Д.С. поддержал, дополнительно указав, что, несмотря на отсутствие согласования проведенного 23.01.2021 мероприятия, оно являлось законным ввиду присутствия на нем большого числа сотрудников полиции, правопорядок его участниками соблюдался неукоснительно. Расценивая вмененное правонарушение как нарушение прав, гарантированных Конституцией РФ, просил прекратить производству по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников, суд находит вину Гилберт-Шмелевой Д.С. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, доказанной и подтверждающейся материалами дела.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации указанного права граждан РФ регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон).
Согласно ст. 2 Закона публичное мероприятие - это акция, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в их сочетании, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, вопросам внешней политики или информирования избирателей о деятельности депутата.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии со ст. 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно части 3 указанной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Положениями пункта 7 части 1 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Администрацией г. Пскова и Администрацией Псковской области не выносилось решений о проведении 23.01.2021 в г. Пскове данного публичного мероприятия.
23.01.2021 в период времени с 14.00 часов до 15.30 часов Гилберт-Шмелева Д.С., находясь в месте массового скопления людей, в г.Пскове на территории Сквера павших борцов (улица Свердлова, д. 72) двигалась в сторону Михайловской башни Крепостной стены окольного города по пешеходной зоне Сквера павших борцов в составе группы лиц, являясь участником несанкционированного публичного мероприятия в форме шествия, не выполнила законные требования сотрудников органов внутренних дел в части прекращения проведения и участия в несанкционированном шествии.
В судебном заседании установлено, что в связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях" была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Гилберт-Шмелевой Д.С., сотрудниками полиции, осуществлявшими в соответствии со ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции", обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, которые посредством звукоусиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомили всех лиц, собравшихся для участия в шествии, в том числе и Гилберт-Шмелеву Д.С., потребовали прекратить мероприятие и разойтись.
Данное законное требование Гилберт-Шмелева Д.С. проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного публичного мероприятия, в том числе и Гилберт-Шмелевой Д.С. было достаточно времени, однако в указанный промежуток времени она продолжала нарушать требования пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а именно, целенаправленно продолжала шествие, при этом попыток покинуть место проведения шествия не предпринимала.
Своими действиями Гилберт-Шмелева Д.С. нарушила требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам стороны защиты, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Гилберт-Шмелевой Д.С. в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 05.02.2021, где отражены обстоятельства совершенного правонарушения, рапортом сотрудника полиции от 03.02.2021, письменными объяснениями Гилберт-Шмелевой Д.С., согласно которым последняя не отрицает, что являлась участником публичного мероприятия, представленными фотоматериалами и видеозаписями событий с участием Гилберт-Шмелевой Д.С., сообщениями Администрации г. Пскова и Псковской области об отсутствии решений о проведении 23.01.2021 публичного мероприятия, а также пояснениями Гилберт-Шмелевой Д.С. в суде.
Непризнание вины в совершении административного правонарушения Гилберт-Шмелевой Д.С. суд расценивает как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку его вина нашла объективное подтверждение совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, достоверность которых сомнений у суда не вызывает.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Гилберт-Шмелевой Д.С. должностным лицом органа внутренних дел (полиции), в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
При этом права Гилберт-Шмелевой Д.С. не нарушены, при составлении протокола об административном правонарушении права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, Гилберт-Шмелевой Д.С. разъяснены, о чем свидетельствует его собственноручная подпись.
При производстве по делу Гилберт-Шмелева Д.С. в полном объеме воспользовалась своими процессуальными правами.
Довод Гилберт-Шмелеву Д.С. о том, что она не знала о незаконности мероприятия, не является состоятельным и не влияет на установление её виновности в совершении вменяемого правонарушения, поскольку материалы дела содержат рапорт сотрудника полиции, в котором обстоятельства правонарушения изложены последовательно и согласуются с протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами, видеозаписями. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудника полиции, составившего рапорт, материалы дела не содержат, а исполнение полицейским своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений само по себе, не может свидетельствовать о его субъективности в изложении совершенного Гилберт-Шмелевой Д.С. административного правонарушения.
Утверждение стороны защиты о том, что привлечение Гилберт-Шмелевой Д.С. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ является нарушением ее права на участие в мирных собраниях, предусмотренного Конституцией РФ, нельзя принять во внимание.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Гилберт-Шмелевой Д.С. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
О том, что Гилберт-Шмелева Д.С. была проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапорта сотрудника полиции, видеозаписей, пояснений Гилберт-Шмелевой Д.С. в суде.
С учетом изложенного в действиях Гилберт-Шмелевой Д.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
С учетом установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей назначения наказания, направленных на предупреждение совершения новых правонарушений, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд полагает необходимым назначить Гилберт-Шмелевой Д.С. наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 25.1, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Гилберт-Шмелеву Д.С. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Псковской области (УМВД России по городу Пскову), р/счет получателя 40101810400001010002 в Отделении по Псковской области Северо-Западного главного управления, ИНН 6027034576, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, БИК 045805001, КБК 18811601201019000140, УИН: 18880360210011279865, назначение платежа – штраф по постановлению №5-1355/2021 (протокол об АП 60 АП № 962/127986).
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.
Судья Г.В. Артамонов
Г.В. Артамонов
Г.В. Артамонов