Дело № 12-107/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Епо делу об административном правонарушении
г. Муром 14 сентября 2016 года
Судья Муромского городского суда Владимирской области Новикова Л.А.,
с участием заявителя Смирнова А.А.,
представителей МИФНС России № 4 по Владимирской области Ефремовой Ю.А., Авдеевой И.В.,
рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Легион-М» Смирнова А.А. на постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Владимирской области о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 июля 2016 года, при проведении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Легион-М" проверки полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выявлены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу обособленного подразделения денежной наличности в день ее поступления за период с 01.05.2016 года по 20.06.2016 года.
Постановлением межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по Владимирской области от 29 июля 2016 года директор ООО «Легион-М» Смирнов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Смирнов А.А. просит признать незаконным и отменить постановление, указав, что при проведении проверки был грубо нарушен Административный регламент, сотрудниками инспекции вручено требование о предоставлении документов лицу, не являющемуся работником ООО «Легион-М». Кроме этого, ни директору или должностному лицу ООО «Легион-М» поручение инспекции, указанное в акте проверки, на ознакомление не предоставлялось. Также был нарушен срок исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в ООО «Легион-М».
Выслушав объяснение лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Из материалов дела следует, что ООО «Легион» имеет два обособленных подразделения, зарегистрированных в установленном порядке в налогом органе: магазин «....», расположенный по адресу: .... и кафе «....», расположенный по адресу г. .....
В период с 21.06.2016 года по 18.07.2016 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области была проведена проверка по вопросу полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и прядка ведения кассовых операций ООО «Легион-М» за период с 01.05.2016 года по 20.06.2016 года.
В ходе проверки полноты оприходывания наличных денежных средств, проведенной выборочным методом за период с 01.05.2016 года по 20.06.2016 года, выявлено, что обособленным подразделением кафе «....», расположенным по адресу: ...., получена денежная выручка в следующие дни:
01.05.2016 г. - 11584,50 руб. 30.05.2016 г. - 14130,00 руб.
02.05.2016 г. - 8999,0 руб. 31.05.2016 г. - 9608, 50 руб.
03.05.2016 г. - 12720,00 руб. 01.06.2016г. - 13268,50 руб.
04.05.2016 г.- 10258,0 руб. 02.06.2016 г. - 11656,50 руб.
05.05.2016 г. - 9953,50 руб. 03.06.2016 г. - 11922,00 руб.
06.05.2016 г.- 12199,50 руб. 04.06.2016 г. - 10233,50 руб.
07.05.2016 г.- 12438,50 руб. 05.06.2016 г. - 7361,00 руб.
08.05.2016 г. - 11489,50 руб. 06.06.2016г. - 6756,00 руб.
09.05.2016 г.- 11280,50 руб. 07.06.2016г. - 7629,00 руб.
10.05.2016 г. - 11994,50 руб. 08.06.2016 - 8375, 50 руб.,
11.05.2016 г. - 14387,50 руб. 09.06.2016г. - 9005,50 руб.
12.05.2016г. - 11556,00 руб. 10.06.2016 г. - 13660,50 руб.
13.05.2016г. - 14005,50 руб. 11.06.2016г. -13053,00 руб.
14.05.2016 г. - 9577,00 руб. 12.06.2016г. -7683,00 руб.
15.05.2016 г. - 10093,50 руб. 13.06.2016г. - 10170,00 руб.
16.05.2016 г. - 11249,00 руб. 14.06.2016г. - 8198 руб. 50 руб.
17.05.2016 г. - 10297,00 руб. 15.06.2016 г. - 8681,00 руб.
18.05.2016 г. - 11002,00 руб. 16.06.2016г. - 10358,50 руб.
19.05.2016г. - 13120,50 руб. 17.06.2016г. - 14718, 50 руб.
20.05.2016 г. - 14352,50 руб. 18.06.2016г. -12681,50 руб.
21.05.2016 г. - 9158,50 руб. 19.06.2016г. - 11081,50 руб.
22.05.2016 г. - 9108,50 руб. 20.06.2016г. - 11833,00 руб.
23.05.2016 г.- 12166,50 руб.
24.05.2016 г. - 11326,50 руб.
25.05.2016 г.- 12007,00 руб.
26.05.2016 г.- 10440,50 руб.
27.05.2016 г. - 14879,50 руб.
28.05.2016 г.- 14147,00 руб.
29.05.2016 г. - 10500,00 руб.
Приходные кассовые ордера обособленным подразделением в вышеуказанные дни на вышеперечисленные суммы не оформлялись.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки № 05-07/43 от 18 июля 2016 года.
Таким образом, ООО «Легион-М» нарушило требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежных средств в день их поступления за проверяемый период в сумме 568 357,00 руб.
Из положений пунктов 22 и 24 Порядка ведения кассовый операций в Российской Федерации следует, что все операции по поступлению и выдаче денег на предприятии должны отражаться в кассовой книге сразу же после получения или выдачи денег по ордеру или другому заменяющему его документу. Оприходование наличных денежных средств на следующий день является нарушением требований пунктов 22 и 24 Порядка, свидетельствующее о неоприходовании (неполном оприходовании) выручки в день ее поступления или выдачи.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами определен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
В соответствии с п. 4.1 Указания Банка России от 11.03.2014 года № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В силу п. 4.6 Указания № 3210-У определено, что записи в кассовой книге осуществляется кассиром по каждому приходному ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги. Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской отчетности.
Требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при надлежащем оформлении каждой операции.
В соответствии с п. 5.2 Указаний № 3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ, на общую сумму принятых наличных денег. Исключение составляют суммы наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), на прием которых оформляется отдельный приходный кассовый ордер.
Из анализа норм действующего законодательства следует, что под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу учреждения и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций. Таким образом, неотражение (неполное отражение) в кассовой книге полученной обществом денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
На основании Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники, утвержденных Центральным банком Российской Федерации 18.08.1993 № 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки, а именно: отражение в фискальном отчете ККТ суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированной в кассовой книге. Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу предприятия является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой.
Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Одним из доказательств неоприходования (неполного оприходования) является несоответствие показаний контрольно-кассовой техники и записей кассовой книги организации.
Материалами дела подтверждается, что за период с 29.05.2016 года по 20.06.2016 года выручка ООО «Легион-М» составила 1 233 959,00 руб.. Выручка в сумме 242 565,00 руб. не отражена в кассовой книге обособленного подразделения ООО «Легион-М» - кафе «....», расположенного по адресу: ...., ввиду ее отсутствия.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «Легион-М» не оформило приходные кассовые ордера и не оприходавало в кассу обособленного подразделения наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники за проверяемый период в общей сумме 242 565, 00 руб..
Вышеуказанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом № 1 от 15.07.2015 года ответственность за ведение бухгалтерского учета и отчетности возложена на директора ООО «Легион-М» Смирнова А.А., в связи с отсутствием в штатном расписании должности главного бухгалтера.
Таким образом, директор ООО «Легион-М» является должностным лицом ответственным за ведение бухгалтерского учета и обеспечивающим соблюдение ООО «Легион-М» порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Кроме того, директором ООО «Легион-М» ответственным за ведение бухгалтерского учета в соответствии с Указаниями № 3210-У, по контролю за ведением кассовой книги, не были созданы необходимые условия соблюдения требований Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Допущенное нарушение указывает на ненадлежащее отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей и свидетельствует о существовании угрозы правоохраняемым интересам в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Совокупность вышеприведенных доказательств, позволяет сделать вывод о том, что заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, с соблюдением норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ни директору, ни иному должностному лицу ООО «Легион-М» не было выдано для ознакомления поручение о проведении проверки, является необоснованным и опровергается материалами дела об административном правонарушении.
Согласно отметки об ознакомлении с поручением о проведении проверки в день его выдачи 21 июня 2016 года с ним был ознакомлен представитель проверяемого объекта- продавец С.., а 22 июня 2016 года ознакомлен директор ООО «Легион-М» Смирнов А.А..
В соответствии с п. 19 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина РФ от 17.10.2011 г. № 133н срок исполнения Государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается руководителем инспекции и не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя инспекции на исполнение государственной функции.
После ознакомления проверяемого объекта с поручением, работники налогового органа имеют право знакомиться с документами, получать от проверяемого объекта необходимые документы и объяснения. Документы, необходимые для исполнения государственной функции, предоставляются проверяемым объектом налоговому органу в виде оригиналов или заверенных должным образом копий (п.30 Регламента). 22 июня 2016 года директором ООО «Легион-М» представлены для проверки документы.
В соответствии с п. 43, 44 Административного регламента результатом административной процедуры является фиксация фактов неполного (неоприходования) денежных средств, который оформляется актом. 18 июля 2016 года на основании представленных ООО «Легион-М» для проверки документов, налоговым органом был составлен акт проверки.
Таким образом, установленный регламентом срок проведения проверки не нарушен.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным органом не пропущен. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Несогласие директора общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по Владимирской области № 05-07/78 от 29 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Легион-М» Смирнова А.А. оставить без изменения, а жалобу Смирнова А.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Л.А. Новикова