РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,
с участием представителя административного истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Рудакова А.С.,
представителя административного ответчика Администрации города Усть-Илимска Ерофеевой Л.А., действующей на основании доверенности № от 18.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, на основании диплома о высшем юридическом образовании,
в отсутствие представителя заинтересованного лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-2331/2021 по административному исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Усть-Илимской межрайонной прокуратурой был выявлен факт бездействия Администрации города по постановке на учет бесхозяйного имущества. В ходе проведения проверки было установлено, что электроснабжение объектов в СТ «Рассвет» осуществляется, в том числе, и через линии электропередач низкого напряжения ВЛ 0,4 кВ с местоположением: Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет». На указанный объект право собственности не зарегистрировано. Ссылаясь на положения ст. 210, 255 ГК РФ указывает, что правом постановки на учет бесхозяйного имущества обладают только органы местного самоуправления, на территории которых расположено такое имущество. Следовательно только органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Такая обязанность предусмотрена и ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Поскольку линия электропередач низкого напряжения ВЛ 0,4 кВ с местоположением: Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет» является объектом недвижимого имущества, право собственности на указанный объект не зарегистрировано, это указывает на бездействие Администрации города Усть-Илимска. Нахождение на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, а именно линии электропередач низкого напряжения ВЛ 0,4 кВ, ставит под угрозу само обеспечение безаварийного электроснабжения, в интересах неопределенного круга лиц, потребляющих электрическую энергию, с учетом того, что обязанность органа местного самоуправления проводить необходимые работы, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, следует из прямого указания закона, у администрации муниципального образования имеется обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного имущества. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в отказе инициирования процедуры постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества – линии электропередач 0,4 кВ, с расположением Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет» и обязать Администрацию города Усть-Илимска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - линии электропередач 0,4 кВ, с расположением Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Рудаков А.С. поддержал заявленные требования по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика Ерофеева Л.А. по заявленным требованиям возражала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Из письменных возражений следует, что спорная линия электропередач является имуществом общего пользования СТ «Рассвет», поэтому не может являться бесхозяйной.
Представитель заинтересованного лица СТ «Рассвет» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
С согласия сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Учитывая письменную позицию истца, письменную позицию ответчика, исследовав материалы гражданского дела и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что право собственности на линию электропередач низкого напряжения ВЛ 0,4 кВ с местоположением: Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет» не зарегистрировано в установленном законом порядке, собственник не установлен.
Из представленных стороной административного ответчика документов следует, что решением Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска №-рд от 08.12.2003 Садоводческому потребительскому кооперативу «Рассвет» в аренду сроком на 15 лет предоставлен земельный участок площадью 541 600 кв.м. для садоводства и огородничества. Земельный участок расположен по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, левобережная часть города, 42, 43 кв. Илимского лесхоза Усть-Илимского лесничества, категория земель – земли поселений.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящее время договор аренды сохраняет свое действие.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 ГК РФ.
В абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 2).
Согласно пунктам 4, 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе, по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и в соответствии с приведенными нормами закона суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что фактически спорная линия электропередачи находится в собственности членов СТ «Рассвет», суд признает ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку земельный участок, на котором расположена спорная линия электропередач, в собственности СТ «Рассвет» не находится.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что собственник спорного недвижимого имущества не установлен, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, с точки зрения безопасности, таким образом, имеются основания для признания имущества бесхозяйным.
По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Учитывая установленные в ходе судебного обстоятельства, свидетельствующие об отказе административного ответчика в инициировании процедуры постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества – линии электропередач 0,4 кВ, с расположением Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет», суд приходит к выводу о признании бездействия Администрации города Усть-Илимска незаконным.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения возложенных на него обязанностей в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что достаточно для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в отказе инициирования процедуры постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества – линии электропередач 0,4 кВ, с расположением Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет».
Обязать Администрации города Усть-Илимска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - линии электропередач 0,4 кВ, с расположением Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория СТ «Рассвет», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья В.И. Шушина
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2021