Дело № 2-3616/2019
55RS0006-01-2019-004589-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савченко С.Х.,
при секретаре Пономаревой Е.В., помощнике судьи Козыревой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Плюсниной Анастасии Сергеевны к Министерству имущественных отношений Омской области, КУ «Центр учета и содержания собственности Омской области» о постановке жилого помещения на кадастровый учет, включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
установил:
Плюснина А.С. обратилась в суд с указанным иском, указав, с учетом уточнений, что 01.11.2015 г. ей на период трудовых отношений в КУ «Центр учета и содержания собственности Омской области» были предоставлены по договору найма жилого помещения в общежитии жилые помещения – комнаты № 1 и № 2, расположенные в доме № 7 по адрес. Указанные жилые помещения находятся в собственности Омской области в распоряжении Министерства имущественных отношений Омской области и закреплены на праве оперативного управления за КУ «Центр учета и содержания собственности Омской области». Также истец получила возможность пользоваться комнатами 4,5,6,7,8, которые не являются жилыми. С устного разрешения начальства КУ «ЦУС» истец произвела ремонт указанных помещений. С целью заключить договор найма на все помещения истец просила Министерство имущественных отношений Омской области дать разрешение на перевод комнат 1,2,4,5,6,7,8 в единое жилое помещение. 19.12.2017 истцу была выдана доверенность Минимущества на все необходимые действия по переводу спорных помещений в жилищный фонд. На основании Распоряжения Администрации САО г.Омска № 117 от 05.02.2018 и в соответствии с согласованным проектом перепланировки и переустройства ГП ОО «ЦТИиЗ» был утвержден Акт приемки в эксплуатацию, а в технический паспорт многоквартирного дома были внесены изменения, согласно которым помещения 1,2,4,5,6,7,8 были переведены в квартиру № 1. Указанный Акт приемки в эксплуатацию направлен в Росреестр Омской области. Однако, в постановке на кадастровый учет жилого помещения – квартиры № 1 истцу было отказано. 02.04.2019 г. Распоряжением департамента жилищной политики администрации г.Омска № 378-р истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме этого, истец и ее сын признаны малоимущими. Истец полагает, что имеются все основания для предоставления ей, как нуждающейся в жилых помещениях и малоимущей жилого помещения – квартиры № 1 по адресу: адрес, д. 7 по договору социального найма. Однако, Министерство имущественных отношений Омской области отказывает ей в предоставлении занимаемого ею жилого помещения – квартиры № 1 по договору социального найма, что по мнению истца незаконно. Поэтому просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области поставить на государственный кадастровый учет квартиру № 1, расположенную в здании по адресу: адрес, д. 7, включить в жилищный фонд социального использования Омской области жилое помещение – квартиру № 1, состоящей из помещений №№ 1,2,4,5,6,7,8, находящихся на 1 этаже здания по адресу адрес, д. 7. Признать за истцом право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма (л.д. 4-11).
В судебном заседании истец Плюснина А.С., ее представитель Кожевникова В.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Пышная А.Ю. действующая на основании доверенности (л.д. 53), в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д. 163-165).
Представитель ответчика КУ «Центр учета и содержания собственности Омской области» Добшиков Д.Г., действующий на основании доверенности (л.д. 54) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 158-161).
Представители Управления Росреестра, администрации САО г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно ч.3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.ч.3,4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании договора найма жилого помещения в общежитии от 01 ноября 2015 года, а также акта приема передачи жилого помещения от 01 апреля 2015 года, жилые помещения № 1, 2, состоящие из 2 комнат общей площадью 23,10 кв. м., расположенные по адресу: адрес, д. 7 были переданы Плюсниной А.С. и членам ее семьи во владение и пользование для временного проживания (л.д. 13-16).Указанный Договор, согласно пункту 5 был заключен на период трудовых отношений Плюсниной А.С. в КУ «ЦУС».
В соответствии с техническим планом помещения, установлено, что в ходе переоборудования и перепланировки нежилых помещений 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Мамина-Сибиряка, д. 7, с кадастровым номером №, было образовано жилое помещение - квартира № 1. Перепланировка произведена на основании проектной документации, уведомления о переводе нежилого помещения в жилое помещение, распоряжения Администрации Советского административного округа города Омска, что подтверждается Актом приемки в эксплуатацию.
Однако, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества - жилом помещении - квартире № 1, сформированном из помещений - номера на поэтажном плане 1 этажа № 1,2, 4, 5, 6, 7, 8, расположенного по адресу: адрес, д. 7, отсутствуют. На государственном кадастровом учете указанное жилое помещение не стоит.
Согласно выпискам из Единого банка данных объектов собственности Омской области (л.д. 167-168), нежилые помещения, в том числе 4-8, а также помещения, в том числе 1-2 на 1 этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, д. 7 относятся к специализированному жилищному фонду.
Многоквартирный жилой дом общей площадью 2 430,5 кв.м. литера А, по адресу: адрес д. 7 является объектом собственности субъекта РФ – Омской области в лице Министерства имущественных отношений. Распоряжением Комитета по управлением имуществом Администрации Омской области от 10.12.2002 № 616-РК названный дом закреплен за КУ «ЦУС» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права от 26.10.2004.
Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставляясь собственником, права владения, пользования и рапоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Как следует из пояснений представителя ответчика Министерства имущественных отношений Омской области, оснований для принятия какого-либо решения в отношении несуществующего объекта недвижимого имущества у Минимущества не имеется.
Суд принимает во внимание доводы ответчика, поскольку согласно Указу Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Омской области» Минимущество принимает решение о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом обеспечение жилой площадью осуществляется из муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если такие категории граждан определены законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением департамента жилищной политики Администрации города Омска от 02 апреля 2019 года № 378-р «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Плюснина А.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 140).
В соответствии с Законом Омской области от 28 декабря 2005 года «О государственной политике Омской области» признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления Омской области на основании заявления гражданина или лица, являющегося его представителем. Решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Таким образом, законодательством Омской области не предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений жилищного фонда Омской области по договорам социального найма.
В силу пункта 1 статьи 11 закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Таким образом, законом Омской области установлено, что малоимущим гражданам по договорам социального найма, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Спорные жилые помещения, как указывалось выше, являются объектом собственности субъекта Российской Федерации - Омской области и не относятся к муниципальному жилищному фонду, соответственно для заключения с Плюсниной А.С. договора социального найма отсутствуют правовые основания.
Учитывая, что Плюснина А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, распоряжением департамента жилищной политики Администрации города Омска, жилым помещением по договору социального найма истец подлежит обеспечению в порядке очередности, органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда Администрации города Омска.
Жилое помещение Плюсниной А.С. предоставлено Казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» по договору найма жилого помещения в общежитии от 01.11.2015 г., для временного проживания в нем, о чем ей было известно при подписании договора найма.
В заключении договора социального найма Плюсниной А.С. Министерством имущественных отношений Омской области (собственником многоквартирного жилого дома), отказано. Спорное жилое помещение продолжает находиться в собственности Омской области.
В ведение органов местного самоуправления это жилое помещение не передавалось. Поэтому к возникшим правоотношениям не применимы положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма предусмотренные ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ».
С учетом изложенного суд полагает, что истцом не представлено доказательств того, что она приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, также правомерность занятия и пользования помещениями 4-8 в спорном помещении.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Плюсниной А.С. о постановке жилого помещения квартиры 1, состоящей их комнат 1,2,4,5,6,7,8 на 1 этаже здания по ул. Мамина-Сибиряка, 7 на кадастровый учет, включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Плюсниной Анастасии Сергеевны к Министерству имущественных отношений Омской области, КУ «Центр учета и содержания собственности Омской области» о постановке жилого помещения на кадастровый учет, включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Омска.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года.
Судья С.Х.Савченко