Решение по делу № 2-217/2022 (2-2639/2021;) от 19.11.2021

Дело № 2-217/2022

УИД: 44RS0002-01-2021-004552-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года                         г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Г.В.

при секретаре Рамазановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к администрации городского округа г. Кострома, Хайрулину А. В., Груздеву К. В., Маркову В. С., Пензарю Д. В., Вишневской Т. В., Денисовой С. А., Пиляку С. А., Лимонову Ф. А., Брусениной И. Н., Филистович Н. В. об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Кострома, Хайрулину А. В., Груздеву К. В., Маркову В. С., Пензарю Д. В., Вишневской Т. В., Денисовой С. А., Пиляку С. А., Лимонову Ф. А., Брусениной И. Н. об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Каменцевых», 1873 г., 1908 г., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, 19. Требования истец мотивировал тем, что объект, на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» взят под государственную охрану, Приказом Минкультуры России от 07.10.2015 №3404-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441510292400005. На Объект имеются учётные документы: учётная карточка от октября 1989 и паспорт от 1991 г.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021 №КУВИ-002/2021-701905 54 Объект находится на праве общей долевой собственности у физических лиц:

Хайрулина А. В., доля в праве - 240/2700 (от dd/mm/yy );

Груздев К. В., доля в праве - 116/1350 (от dd/mm/yy );

Марков В. С., доля в праве - 164/1350 (от dd/mm/yy );

Пензарь Д. В., доля в праве - 107/1350 (от dd/mm/yy );

Вишневская Т. В.. Доля в праве - 121/2700 (от dd/mm/yy );

Грибов А. Л., доля в праве - 40/1350 (от dd/mm/yy );

Денисова С. А., доля в праве - 37/1350 (от 27.06.2016

);

Пиляк С. А., доля в праве - 124/1350 (от dd/mm/yy );

Лимонов Фёдор А., доля в праве - 325/4050 (от dd/mm/yy );

Мельников Э. В.:

доля в праве - 6/1350 (от dd/mm/yy ),

доля в праве - 79/1350 (от dd/mm/yy );

Брусенина И. Н., доля в праве - 90/1350 (от dd/mm/yy .27-29.2000-595).

По имеющимся в Инспекции сведениям, предоставленным МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» от 08.07.2021 Грибов А. Л. умер dd/mm/yy, Мельников Э. В. умер dd/mm/yy. В настоящее время сведений о том, что после смерти Грибова А.Л. и Мельникова Э.В. на их доли в праве собственности оформлено правопреемство по закону, в Инспекции не имеется.

Приказом Инспекции от 02.08.2019 №72 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Неотъемлемым приложением к охранному обязательству являлся Акт технического состояния от 25.07.2019 №144-04/00, содержащий план работ по сохранению Объекта и его территории, в соответствии с которым Правообладатель обязан провести следующие работы:

1.    Организовать выполнение косметического ремонта фасадов здания, с обязательным согласованием всех работ с Госорганом. Срок исполнения - 01.09.2021.

2.    Организовать выполнение ремонтных работ в помещениях общего пользования с обязательным согласованием всех работ с Госорганом. Срок исполнения - 30.07.2022.

3.    Организовать выборочные работы по замене кровельного покрытия северной и южной части здания. Срок исполнения - 30.10.2020.

4.    Установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным Госорганом проектом (макетом). Срок исполнения - 20.07.2021.

5.    Территорию Объекта содержать в надлежащем санитарном состоянии. Срок исполнения - постоянно.

Правообладателями не предпринимались меры по сохранению объекта культурного наследия, о чём свидетельствует отсутствие в распоряжении Инспекции выданных заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной проектной документации на проведение таких работ. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению, в связи с чем, истец, руководствуясь требованиями федерального закона от dd/mm/yy № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» просит суд обязать ответчиков произвести работы по сохранению объекта культурного наследия.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Филистович Н. В., в качестве 3-х лиц привлечены: Мельникова О.Н. и Мельникова А.А.

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области иск уточнила, предъявила его к администрации городского округа г. Кострома, Хайрулину А. В., Груздеву К. В., Маркову В. С., Пензарю Д. В., Вишневской Т. В., Денисовой С. А., Пиляку С. А., Лимонову Ф. А., Брусениной И. Н., Филистович Н. В..

В судебном заседании представитель истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не присутствует, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.

Представитель ответчика Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы Гирман С.С. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Ответчики Груздев К.В., Пензарь Д.В., Вишневская Т.В., Денисова С.А., извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Ответчики Хайрулин А.В., Марков В.С., Пиляк С.А., Лимонов Ф.А., Брусенина И.Н., Филистович Н.В., в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, судебные извещения, направленные ответчикам, возвращены в связи с истечением срока хранения.

Третьи лица Мельникова О.Н. и Мельникова А.А. извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В силу п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В силу положений ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением. Уклонение ответчика от получения заказных писем свидетельствует о злоупотреблении правами.

Поскольку судебные извещения не вручены ответчикам и возвращены в адрес суда без вручения по истечении срока хранения, и правила доставки почтовой судебной корреспонденции соблюдены, суд считает их извещенными надлежащим образом и с учетом позиции истца считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других ли. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 209 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно подпункту 9 пункта 2 той же статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных Законом № 73-ФЗ, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 45 указанного Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Закона выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания (п. 1 ст. 47 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (статья 47.2 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В соответствии со ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В силу п. 9 ст. 48 ФЗ № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.

В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.

Согласно пункту 61 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что «Дом жилой Каменцевых», 1873 г., 1908 г., расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, 19 является объектом культурного наследия, на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» взят под государственную охрану. Приказом Минкультуры России от 07.10.2015 №3404-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441510292400005. На Объект имеются учётные документы: учётная карточка от октября 1989 и паспорт от 1991 г.

Приказом Инспекции от 02.08.2019 №72 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Неотъемлемым приложением к охранному обязательству являлся Акт технического состояния от 25.07.2019 №144-04/00, содержащий план работ по сохранению Объекта и его территории, в соответствии с которым правообладатель обязан провести следующие работы:

1.    Организовать выполнение косметического ремонта фасадов здания, с обязательным согласованием всех работ с Госорганом. Срок исполнения - 01.09.2021.

2.    Организовать выполнение ремонтных работ в помещениях общего пользования с обязательным согласованием всех работ с Госорганом. Срок исполнения - 30.07.2022.

3.    Организовать выборочные работы по замене кровельного покрытия северной и южной части здания. Срок исполнения - 30.10.2020.

4.    Установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным Госорганом проектом (макетом). Срок исполнения - 20.07.2021.

5.    Территорию Объекта содержать в надлежащем санитарном состоянии. Срок исполнения - постоянно.

Выполнение указанных работ подразумевает долевое участие правообладателей.

Копия приказа № 72 направлена собственникам Объекта заказными почтовыми отправлениями Почты России с уведомлениями о вручении.

Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости от 25.04.2022 Объект находится на праве общей долевой собственности у физических лиц:

Хайрулин А. В., доля в праве - 240/2700 (от dd/mm/yy );

Груздев К. В., доля в праве - 116/1350 (от dd/mm/yy );

Марков В. С., доля в праве - 164/1350 (от dd/mm/yy );

Пензарь Д. В., доля в праве - 107/1350 (от dd/mm/yy );

Вишневская Т. В.. Доля в праве - 121/2700 (от dd/mm/yy );

Грибов А. Л., доля в праве - 40/1350 (от dd/mm/yy );

Денисова С. А., доля в праве - 37/1350 (от 27.06.2016

);

Пиляк С. А., доля в праве - 124/1350 (от dd/mm/yy );

Лимонов Фёдор А., доля в праве - 325/4050 (от dd/mm/yy );

Мельников Э. В.:

доля в праве - 6/1350 (от dd/mm/yy ),

доля в праве - 79/1350 (от dd/mm/yy );

Брусенина И. Н., доля в праве - 90/1350 (от dd/mm/yy .27-29.2000-595).

Филистович Н. В., доля в праве – 713/4050 (от 10.02.2022г.)

Из материалов дела следует, что Грибов А. Л. умер dd/mm/yy., Мельников Э. В. умер dd/mm/yy

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

В п. 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Р. Ф., города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 Постановления).

Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (п. 49 Постановления).

После смерти Грибова А.Л. наследство приняла его дочь Денисова С. А., что подтверждается копией наследственного дела, представленной нотариусом Кузьмицкой И.Н.

Наследственное дело после смерти Мельникова Э.В. не заводилось.

Судом установлено, что Мельников Э.В. на момент смерти был зарегистрирован по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, д. 19, кВ. 8. Вместе с Мельниковым Э.В. по данному адресу был зарегистрирован его брат Мельников А.В., который тоже умер 11.04.2020г. Детей и супруги Мельников А.В. не имеет. Родственниками Мельников Э.В. также являются: мать – Мельникова О.И. и сестра – Мельникова А.А. Отец Мельникова Э.В.- Мельников В.Ю. умер 10.04.1994г.

Доказательств того, что кто-либо из наследников первой, второй, третьей очереди обращался к нотариусу за принятием наследства после смерти Мельникова Э.В., а также после смерти Мельникова А.В., или фактически принял наследство суду не предоставлено и в материалах дела не имеется.

Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами закона, выморочное имущество в виде доли в праве собственности (6/1350 + 79/1350 = 85/1350) на жилой дом по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, 19, наследует Российской Федерации в лице муниципального образования городской округ город Кострома - в силу закона.

Доводы представителя администрации города Костромы Гирман С.С. о том, что муниципальному образованию городской округ город Кострома не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не установлен факт того, что имущество является выморочным, суд считает необоснованными, как отмечено выше, судом не установлено иных наследников Мельникова Э.В., принявших наследство.

На момент составления охранного обязательства, утверждённого приказом Инспекции № 72 собственниками Объекта являлись:

Пензарь Д.В., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2667 адресатом не получено, возврат отправителю из-за истечения срока хранения;

Вишневская ТВ., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2668 вручено адресату 15.08.2019 в 08:51;

Денисова С.А., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2672 вручено адресату 16.08.2019 в 10:04;

Пиляк С.А., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2666 адресатом не получено, возврат отправителю из-за истечения срока хранения;

Лимонов Ф.А., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2670 адресатом не получено, возврат отправителю из-за истечения срока хранения;

Брусенина И.Н., направленное уведомление от 05.08.2019 №01-23/2665 адресатом не получено, возврат отправителю из-за истечения срока хранения.

Согласно положениям ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения корреспонденции несет сам получатель.

На основании обращения Груздева К.Е., о заключении с ним охранного обязательства, ему с сопроводительным письмом Инспекции от 11.02.2020 №01-23/453 была направлена копия охранного обязательства №72 и план работ по сохранению Объекта.

Кроме того, в архиве Инспекции имеется охранное обязательство на объект культурного наследия от 23.10.2014 №70-14 заключенное с Пиляком С.А., получено 11.11.2014 (личная подпись в получении).

Охранным обязательством также установлены требования по сохранению и содержанию объекта культурного наследия.

Пунктом 25 охранного обязательства от 02.08.2019 №72 установлены дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия, в соответствии с которым собственник или иной законный владелец обязан ежегодно в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчётным, представлять в инспекцию уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия.

На основании поручения заместителя начальника Инспекции от 31.05.2021, задания начальника Инспекции от 07.06.2021 № РК-50-21 проведены мероприятия по контролю за состоянием Объекта.

Мероприятие по контролю за состоянием Объекта проведено в части контроля за соблюдением требований охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утверждённого приказом Охранкультуры Костромской области от 02.08.2019 №72.

В ходе внешнего визуального осмотра Объекта, а также изучения документации, имеющейся в распоряжении Инспекции установлено:

Исторические сведения. Одноэтажное рубленное из брёвен и обшитое тесом здание с кирпичным и оштукатуренным полуподвалом. С юга и севера сделаны пристройки с кирпичным брандмауэром с севера. Прямоугольный в плане объём, вытянутый вдоль улицы, завершён кровлей на два ската с крупным фронтоном над первоначальной центральной частью, (детальное описание памятника

Современное состояние.

Доступ на территорию Объекта неограничен, наблюдается складирование вблизи стены Объекта, со стороны западного фасада, строительного и бытового мусора, территория Объекта не окошена, содержится в ненадлежащем благоустроенном состоянии.

В ходе визуального осмотра Объекта просадок, трещин характерных при деформации и повреждении фундамента не установлено. Внутренние помещения, конструктивные элементы здания не обследовались, осуществлён визуальный внешний осмотр (составлен Акт осмотра от 08.06.2021 г. №РК-50-21/01).

Отмостка - со стороны восточного фасада роль отмостки выполняет асфальтовое покрытие тротуара, наблюдается прорастание травянистой растительности в местах сопряжения отмостки с цокольной частью, с остальных сторон отсутствует, наблюдается прорастание сорной травы.

Цоколь - как фрагмент постройки с восточной и западной сторон отсутствует, предусмотрен цокольный (полуподвальный) этаж, выражен горизонтальной плоскостью от стены, выполнен металлический отлив, оштукатурен, побелен, наблюдается повсеместное отшелушивание побелочного слоя, отпадание штукатурного, волосяные трещины по штукатурке, вандальные надписи. Со стороны северного фасада, краснокирпичный, окрашен, выделен выступом кирпича, выполнен металлический отлив. Со стороны южного фасада не обследовался, ввиду отсутствия доступа.

Стены основного этажа рубленные, обшивка тесовая, со стороны главного восточного фасада стена обработана бриллиантовым рустом, окрашена, наблюдается отшелушивание окрасочного слоя, естественное потемнение древесины, утрата отдельных элементов бриллиантового руста. С западной стороны выполнен пристрой, обшивка тесовая. С южной стороны наблюдается прорастание вьющегося растения по фасаду

Брандмауэрная стенка со стороны восточного фасада краснокирпичная, не окрашена, наблюдается выкрашивание кирпича, выветривание кладочных швов, вывалы отдельных кирпичей, прорастание древесной растительности (на возвышении стены), утрачены отдельные металлические листы покрытия парапета (фартук парапета).

Оконные заполнения разнохарактерные, первоначальные деревянные, окрашены в белый и синий цвет, наблюдается отшелушивание окрасочного слоя, наплывы краски, и выполненные из ПВХ белого цвета с воспроизведённой первоначальной расстекловкой и упрощённой расстекловкой, со стороны главного фасада в полуподвальной части 5 оконных заполнений зашиты дощатыми щитами.

Дверные заполнения, со стороны главного фасада деревянное филенчатое, в настоящее время не используется, со стороны западного фасада дверное полотно входной двери отсутствует.

Крыша двускатная с крупным фронтоном. Покрытие металлическое рядовое, наблюдается фрагментарное разрушение металлического покрытия, раскрашивание и отрыв кромок, коррозия, кровельный подшив деревянный наблюдается загнивание и выкрашивание древесины, утрата отдельных элементов фигурных кронштейнов венчающего карниза. Обшивка фронтона тесовая, наблюдается загнивание, разрушение досок, коррозия металлического отлива. Кровельное водоотведение не организовано, однако было предусмотрено первоначально, об этом говорят сохранившиеся элементы кровельного водоотведения (вертикальные трубы).

Информационные надписи и обозначения на Объекте в нарушение требований пп. 1,2 ст. 27 Закона № 73-ФЗ, отсутствуют.

Согласно информации, предоставленной НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» от 11.08.2021 №1781 дом, расположенный по адресу г. Кострома, ул. Ленина, д. 19 не включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области, взносы на капитальный ремонт не начислялись.

Собственники Объекта за получением документации по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренной ст. 45 Закона № 73-ФЗ в Охранкулыуры Костромской области не обращались, уведомлений об исполнении охранного обязательства, а также мотивированных ходатайств в связи с невозможностью исполнения требований охранного обязательства в Охранкультуры Костромской области не поступало.

Данные обстоятельства не оспаривались в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, установлено, что объект культурного наследия «Дом жилой Каменцевых», 1873 г., 1908 г., расположенный по адресу: ..., находится в неудовлетворительном состоянии и требует безотлагательных мер по его сохранению, при этом, представляет архитектурную, историческую, художественную и градостроительную ценность.

Как указано выше, в силу положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ, Федерального закона от dd/mm/yy № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники спорного объекта обязаны провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением обязательств перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его полной утрате.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области заявленные к собственникам о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчикам для выполнения возложенной судом обязанности следующие сроки с момента вступления решения суда в законную силу:

- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования Объекта с целью определения перечня необходимых работ по его сохранению и разработку проектной документации организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия,

- в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ,

- в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить установку информационных надписи на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать собственников объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой Каменцевых», 1873г., 1908г., расположенного по адресу: город Кострома, улица Ленина, дом 19 - администрацию городского округа г. Кострома, Хайрулина А. В., Груздева К. В., Маркова В. С., Пензарь Д. В., Вишневскую Т. В., Денисову С. А., Пиляк С. А., Лимонова Ф. А., Брусенину И. Н., Филистович Н. В.

провести работы по сохранению указанного Объекта культурного наследия, а именно:

-    организовать проведение обследования Объекта с целью определения перечня необходимых работ по его сохранению и разработку проектной документации организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (участие соразмерно занимаемой доли);

-    организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (участие соразмерно занимаемой доли)

-    выполнить установку информационной надписи на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) – в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (участие соразмерно занимаемой доли).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.В. Гуляева

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2022 г.

2-217/2022 (2-2639/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Хайрулин Алексей Владимирович
Денисова Светлана Александровна
Пензарь Дмитрий Владимирович
ПИЛЯК Сергей Александрович
Марков Валерий Сергеевич
Лимонов Федор Александрович
Администрация г. Костромы
Брусенина Ирина Николаевна
ГРУЗДЕВ КИРИЛЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Вишневская Татьяна Викторовна
Другие
Мельников Алексей Владимирович
Мельникова Анастасия Андреевна
Мельникова Ольга Ивановна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Гуляева Г. В.
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее