ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-16132/2021 (2а-1974/2021)
г. Уфа 29 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Багаутдиновой А.Р.
Ситник И.А.
при секретаре Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., представителя Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Насибуллина Т.Д., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Галиева Р.Р., судебная коллегия
установила:
Туймазинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, обосновав его тем, что Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан установлено, что в нарушение пунктов 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 02 августа 2019 года № 1006, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Согласно паспорту безопасности муниципального автономного общеобразовательного учреждения, «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан относится к 3 категории, в ней предусмотрена лицензионная охрана - 1 сотрудник суточного наряда. Между тем, в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан охрана объекта не обеспечена, договоры на оказание охранных услуг не заключены.
Установлено, что в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан одновременно могут пребывать более 200 человек, т.е. в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.
Кроме того, по результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта, не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта. При этом фактически охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, т.е. днем в период нахождения детей в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан физическая охрана объекта не осуществляется.
Таким образом, существующая в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.
Согласно Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района Туймазинский район. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В нарушение указанных норм, до настоящего времени в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес А не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны. Указанные нарушения не отвечают требованиям безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, в том числе направленных на противодействие террористической деятельности.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район выделить денежные средства на заключение договора охраны муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан; обязать устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года постановлено: исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан выделить денежные средства на заключение договора охраны Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в лице представителя Насибуллина Т.Д., действующий на основании доверенности, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что по состоянию на дата Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан удовлетворено 21 исковое заявление о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности. Доводы о предоставлении разумных сроков для исполнения решения суда, ввиду общественной значимости заявленных требований судом отклонены. Кроме того, удовлетворение искового заявления без установления сроков исполнения до 2022 года повлечет за собой взыскание исполнительского сбора сотрудниками Федеральной службы судебных приставов, что является крайне обременительным и приведет к сокращению расходов местного бюджета.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений названного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Так согласно пункту 25 "б" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
Из системного толкования содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 в целом следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе организацией круглосуточной охраны (п. 20 "е") названного Постановления, а мероприятия, указанные в пункте 25 данного Постановления, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (в т.ч. детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу пункта 17 указанного Постановления Правительства Российской Федерации антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 пункта 25 "б", признающего такое присутствие обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Туймазинской межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан установлено, что в нарушение пунктов 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 02 августа 2019 №1006, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Установлено также, что в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан одновременно могут пребывать более 200 человек, то есть в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.
По результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обсечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта, не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта.
При этом, фактически охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, то есть днем в период нахождения детей в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан физическая охрана объекта не осуществляется.
Таким образом, существующая в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в дошкольное учреждение.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии терроризму" и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адресА, не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 ноября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Уставу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана детского дошкольного образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий. Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Более того, как установлено судом, вопреки приведенным правовым нормам круглосуточная профессиональная физическая охрана в образовательном учреждении отсутствует.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансовых средств для устранения выявленных недостатков, не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан не является основанием для освобождения ответчика от исполнения гражданско-правового обязательства по выполнению возложенных на нее судебным постановлением мероприятий. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не свидетельствует о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком надлежащих и достаточных мер к устранению выявленных нарушений в осуществлении им образовательной деятельности.
Однако, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части указания на срок устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Судебная коллегия полагает необходимым установить Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан срок для выделения денежных средств на заключение договора охраны муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр образования с.Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан до 31 декабря 2021 года и установить срок обеспечения охраны в учебном заведении - в течение 1 месяца со дня получения денежных средств. Указанные сроки судебная коллегия полагает достаточными и разумными, учитывая необходимость финансирования и объем предстоящих работ.
В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года изменить, указав:
обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан выделить денежные средства на заключение договора охраны муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан до 31 декабря 2021 года.
обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно в течение месяца со дня получения денежных средств принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи А.Р. Багаутдинова
И.А. Ситник
Справка: судья Сосновцева С.Ю.