Решение по делу № 33-559/2018 (33-10194/2017;) от 22.12.2017

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-10194 (33-559)

Строка № 024г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.

судей Квасовой О.А., Трофимовой М.В.

при секретаре Курякиной Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску Шульгиной Светланы Сергеевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Демченко К.Ю.,

по апелляционной жалобе Шульгиной С.С.,

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 августа 2017 года

(судья Калинина Е.И.)

У С Т А Н О В И Л А:

Шульгина С.С. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в обоснование требований, что она, в соответствии с действующим законодательством отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 22.05.2012 года № 1556/ОД она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 19.03.2012 года.

В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 30.10.2015 года № 2274/ОД были внесены изменения в приказ от 22.05.2012 года № 1556/ОД, она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, составом семьи 2 человека (она, сын Шульгин Тимофей Русланович, 04.05.2015 г.р.), с 19.03.2012 года.

Указывает, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то имеются основания для предоставления ей по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Воронежской области, просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на состав семьи 2 человека (она, сын Шульгин Тимофей Русланович, 04.05.2015 г.р.),; просит обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 5-6).

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 августа 2017 года исковые требования Шульгиной С.С. были удовлетворены частично, постановлено:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Шульгиной С.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Шульгиной С.С. договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 26, 27-31).

На данное решение суда представителем Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Демченко К.Ю. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения, которым в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказать (л.д. 33-35).

На данное решение суда Шульгиной С.С. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении решения суда, принятии в оспариваемой части нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д. 56-57).

В судебное заседание явились: истица Шульгина С.С., ее представитель Вишневецкий В.И. Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шульгина С.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в КОУ ВО «Калачеевская школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 04.05.2007 года по 03.09.2012 год, после окончания 9 классов выбыла в ПУ №50 Хохольского района.

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 22.05.2012 года № 1556/ОД Шульгина С.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 19.03.2012 года.

В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 30.10.2015 года № 2274/ОД были внесены изменения в приказ от 22.05.2012 года № 1556/ОД, Шульгина С.С. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, составом семьи 2 человека (она, сын ФИО1, 04.05.2015 г.р.), с 19.03.2012 года.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив юридически значимые по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области», регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что поскольку Шульгина С.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивалась, то она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства были определены правильно, суд дал им надлежащую правовую оценку.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По правилам статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель на федеральном уровне определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Пунктом 7 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. № 131-ОЗ (ред. от 13.04.2015 г.) «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Положения Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 г. №1476/ОД, устанавливают принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, подачу заявления с необходимыми документами и включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, формирование и утверждение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пункт 3.1.8 Положения о Департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. № 1132 устанавливает, что Департамент исполняет следующие государственные функции: принятие на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3.1.9 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области № 365 от 08.05.2009 г., Департамент осуществляет управление специализированным жилищным фондом Воронежской области.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, о предоставлении ей специализированного жилья на состав семьи из двух человек (включая ее сына), суд обоснованно исходил из того, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение    льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам, члены их семей учету не подлежали.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в нормативные акты внесены изменения, которые, в силу ст. 4 указанного Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 10 апреля 2013 года, ни Федеральным Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, ни Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) не предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с учетом членов их семей.

Указанное обстоятельство подтверждается также Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года. Подтверждена указанная позиция применения льготы только к установленной категории граждан в Определении КС РФ № 36-0 от 17 января 2013 года, причем вывод сделан уже с учетом нового порядка жилищного обеспечения по договорам специализированного найма.

Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в том числе основанные на положениях ст. 57 ЖК РФ, не предусматривающей обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке, являются не состоятельными, основываются на ошибочном толковании действующего законодательства.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-559/2018 (33-10194/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шульгина С.С.
Ответчики
ДИЗО и др.
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
28.12.2017Передача дела судье
25.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018Передано в экспедицию
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее