№ 16-7051/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 28 декабря 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Администрации Пуровского района Агошкова А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Пуровский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО - главного государственного инспектора Пуровского района по пожарному надзору от 02 февраля 2022 года, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Пуровского района,
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Пуровский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО - главного государственного инспектора Пуровского района по пожарному надзору №1 от 02 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года (№12-130/2022) и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2022 года (№7-307/2022), Администрация Пуровского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах Администрации Пуровского района, защитник Агошков А.В., действующий по доверенности, выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 30.11.2022 года, в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), при этом положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты. В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (статья 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения; к наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (статья 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО Пуровский район Управления НД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО в период с 17 января 2022 года по 28 января 2022 года с целью контроля за исполнением предписания ГПН № 83/1/1 от 24 сентября 2021 года, сроком исполнения до 31 декабря 2021 года, выявлено, что Администрация Пуровского района, являясь юридическим лицом, действующим на основании Устава, на которое в соответствии с требованиями статей 19, 38 Федерального закона № 69-ФЗ возложена ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе, в границах сельского населенного пункта с. Самбург муниципального округа Пуровский район, допустила нарушение требований пожарной безопасности при реализации полномочий органом местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах указанного сельского населенного пункта, что выразилось в нарушении требований статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 10.10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, а именно: водоем ПВ № 2 (ул. Речная), из которого производится забор воды для целей пожаротушения, не имеет подъезда с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Таким образом деяние администрации Пуровского района образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела и получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Администрация Пуровского района состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника о том, что Администрация не является субъектом административного правонарушения, со ссылками на то, что у Администрации отсутствуют функции и полномочия по обеспечению реализации первичных мер пожарной безопасности в силу Положения об Администрации Пуровского района, утвержденного решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 года №64, при этом данные полномочия предоставлены администрации села Самбург на основании Положения Администрации с. Самбург, утвержденного решением Думы Пуровского района от 22.102020 года №70, которая также является структурным подразделением Администрации Пуровского района, наделенным правами юридического лица, и балансодержателем муниципального имущества Пуровского района, являлись предметом проверки судей и были обоснованно отклонены.
Проанализировав положения вышеприведенных положений федерального законодательства, а также во взаимосвязи с ними Устава муниципального образования с. Самбург, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования с. Самбург от 23 декабря 2005 года № 8, Устава муниципального образования муниципальный округ Пуровский район, утвержденного решением Думы Пуровского района от 22 октября 2020 года № 46, Закона ЯНАО от 20 декабря 2004 года № 113-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Пуровского района», Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 40-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», Закона ЯНАО от 06 октября 2020 года № 42-ЗАО (ред. от 16 декабря 2021 года) «Об административно-территориальном устройстве Ямало-Ненецкого автономного округа», и Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального округа Пуровский район, утвержденного постановлением администрации Пуровского района № 267-ПА от 03 июня 2021 года, судья районного суда пришел к обоснованным выводам о том, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории (населенный пункт с. Самбург), при отсутствии подтверждения факта передачи Администрации с. Самбург, являющейся согласно вышеуказанных нормативных правовых актов территориальным структурным подразделением Администрации Пуровского района, средств бюджета Пуровского района на финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, возложено на Администрацию Пуровского района и она несет ответственность за их невыполнение в границах подведомственной территории.
Ссылки в жалобе на то, что 31.01.2022 года (то есть после проведения проверки) бюджетные ассигнования выделены Администрации села Самбург на проведение работ по устройству площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, вопреки доводам жалобы, не подтверждают отсутствие у Администрации Пуровского района полномочий в отношении обеспечения реализации первичных мер пожарной безопасности на территории села Самбург.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, Администрацией Пуровского района не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, применительно к установленным по делу обстоятельствам, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и о наличии оснований к отмене судебных актов.
Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности Администрации истек, со ссылками на то, что указанное выше нарушение требований пожарной безопасности было выявлено фактически по результатам проверки, проведенной 29.05.2020 года, как и ссылки в жалобе на то, что за указанное нарушение Администрация была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, несостоятельны.
Факт привлечения Администрации к административной ответственности в 2021 году за невыполнение требований пожарной безопасности (на основании постановления должностного лица от 30 сентября 2021 года № 57) в виде предупреждения, как и вынесение предписания по указанному нарушению, не исключает возможность последующего привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в случае невыполнения после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
В ходе проверки, проведенной в январе 2022 года, обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие самостоятельного события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ обоснованно было возбуждено дело об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесено постановление, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.