РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Удмуртская Республика, п. Игра, ул. Советская, 39 30 ноября 2016 года
Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики ФИО5,
с участием защитника <данные изъяты>» ФИО6 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника <данные изъяты>» ФИО6 на постановление по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ в отношении <данные изъяты>, юридический адрес: УР, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов по пожарному надзору ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении <данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Защитник <данные изъяты> действующий на основании доверенности, ФИО6 обратился в суд с жалобой на вынесенное по делу постановление, указав, что при рассмотрении дела законному представителю юридического лица не были представлены материалы проверки. Кроме того, <данные изъяты>» были представлены документы, подтверждающие наличие должностного лица, ответственного за пожарную безопасность и положение о противопожарном режиме. Объекты, на которых проходили проверочные мероприятия, <данные изъяты>» не принадлежат, ими юридическое лицо не пользуется, а потому не обязано соблюдать на них требования пожарной безопасности, в том числе устанавливать знаки «курение запрещено» и исправные огнетушители. Более того, знак «курение запрещено» был установлен при въезде на территорию, а обнаруженные на территории огнетушители, оказавшиеся неисправными, <данные изъяты> не принадлежат. Указывает на немотивированность вынесенного постановления и наличие по делу неустранимых противоречий, которые должны толковаться в пользу <данные изъяты>».
В судебном заседании защитник ФИО6 доводы жалобы поддержал, дополнительно предоставил документы о принадлежности территории и находящегося на ней имущества, в том числе недвижимого, ИП ФИО2
Прокурор ФИО3 просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку в ходе проведенной проверки установлено, что <данные изъяты>» осуществляет деятельность по адресу Удмуртская Республика, <адрес>, при этом установлено нарушение обществом п.4, 14, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2015 года.
Свидетель ФИО2 показал, что он сдал в аренду <данные изъяты>» ? доли земельного участка по адресу Удмуртская Республика, <адрес>. Сам он, являясь индивидуальеым предпринимателем, также осуществляет деятельность на данном земельном участке. Проверка соблюдения Правил противопожарного режима фактически была проведена на объектах недвижимого имущества, принадлежащих ему. Обнаруженные на территории неисправные огнетушители были сданы как металлолом и из них его работники изготавливали пламегасители для грузовой техники. <данные изъяты>» к этому отношения не имеет.
Выслушав защитника, прокурора, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, прихожу к выводу о необходимости изменения вынесенного по делу постановления.
Согласно ст.ст.20, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Руководители организаций, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Игринского района УР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности <данные изъяты>», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в ходе которой установлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390, а именно руководителем организации не обеспечено размещение на территории объекта по адресу: УР, <адрес>, знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено», Места, специально отведенные для курения табака, не обозначены знаками «Место для курения», не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, на объекте, расположенном по адресу: УР, <адрес>, используются неисправные огнетушители (истек срок перезарядки огнетушителей, отсутствуют раструбы на огнетушителях), в административном здании, расположенном на территории объекта по адресу: УР, <адрес>, неисправна автоматическая пожарная сигнализация, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты>» прокуратурой Игринского района УР были возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч.3 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ
Постановлением Главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение п.4, 14, 61, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2015 года, а также за нарушение ч.4 ст.4, ст.6, ст.83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ прекращено в связи с отутствием в действиях <данные изъяты>» события административного правонарушения. Также не нашло своего подтверждения нарушение обществом Правил противопожарного режима в РФ, в части того, что не было назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Доводы жалобы <данные изъяты>» своего подтверждения не нашли. Так, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой. Выводы, изложенные в постановлении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Согласно ст.38 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Ни представителями <данные изъяты>», ни ФИО2, не отрицалось, что между ними имеются арендные отношения относительно недвижимого имущества по адресу: УР, <адрес>.
<данные изъяты>», являясь лицом, уполномоченным пользоваться имуществом, выполнять противопожарные требования норм, обязанное использовать помещение в соответствии с его назначением, содержать его в надлежащем противопожарном состоянии и содержать в исправном состоянии имущество, имевшее возможность для их соблюдения, допустило в процессе эксплуатации недвижимого имущества нарушения требований пожарной безопасности, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки противопожарного состояния территории, зданий и помещений <данные изъяты>», осуществляющего свою деятельность по адресу: УР, <адрес>, установленные: Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390.
В частности, допущены следующие нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ: руководителем организации не обеспечено размещение на территории объекта по адресу: УР, <адрес>, знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено», места, специально отведенные для курения табака, не обозначены знаками «Место для курения», чем нарушен п.14 Правил противопожарного режима в РФ. Кроме того, допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно на объекте, расположенном по адресу: УР, <адрес>, используются неисправные огнетушители (истек срок перезарядки огнетушителей, отсутствуют раструбы на огнетушителях), чем нарушен п.478 Правил противопожарного режима в РФ.
Согласно п.14 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения". Согласно п.478 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки <данные изъяты> проведенной ДД.ММ.ГГГГ, допущены в результате одного бездействия указанного юридического лица.
Таким образом, факт совершения <данные изъяты>» - юридическим лицом, ответственным согласно ст.38 Закона № 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности на арендованный им объектах недвижимости по вышеуказанному адресу, вмененных ему нарушений требований пожарной безопасности, образующих состав административных правонарушений, нашел подтверждение при рассмотрении дела. Выводы должностного лица основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Факт совершения административных правонарушений и виновность <данные изъяты> в нарушении правил пожарной безопасности подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, а также другими материалами дела. Указанные доказательства опровергают доводы жалобы и защитника о том, что знак «курение запрещено» был установлен при въезде на территорию, а обнаруженные на территории неисправные огнетушители <данные изъяты>» не принадлежат. То, что именно <данные изъяты>» осуществляет деятельность по указанному адресу, подтверждается также выданной обществу лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, а также объяснениями работника общества ФИО4
Соответственно, вывод главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов о наличии в действиях <данные изъяты>» состава административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, является правильным.
Вменяемое <данные изъяты>» административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а наступление общественно опасных последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, не допущено.
Наказание правильно назначено должностным лицом с применением ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Наряду с изложенным, имеются основания для изменения вынесенного по делу постановления и в части размера назначенного обществу с применением положений ч.2 ст.4.4. КоАП РФ наказания.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, которая является более строгой по отношению к санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В остальной части постановление о привлечении <данные изъяты>» к административной ответственности является законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что должностное лицо не предоставило законному представителю привлекаемого к административной ответственности лица право ознакомиться с материалами проверки, является несостоятельным, поскольку знакомиться с материалами дела – право, а не обязанность лица, привлекаемого к административной ответственности, сведений о том, что <данные изъяты>» в лице законного представителя или защитника, подавалось ходатайство об ознакомлении с материалами проверки, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.2-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>» изменить, назначенное <данные изъяты>»" административное наказание снизить со 150 000 рублей до 75 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника <данные изъяты>» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
<данные изъяты>
<данные изъяты>