ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2020 г. по делу № 33-835/2020 (№ 33-12655/2019)
Уникальный идентификатор дела: 91RS0007-01-2014-000678-43
Судья в 1-й инстанции Т.Г. Балема
Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
при секретаре судебного заседания | М.А. Корнивецкой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе материалы по заявлению Умеровой Алие о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа (дубликата),
по частной жалобе Умеровой Алие на определение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 июля 2019 года, которым заявление возвращено, -
у с т а н о в и л а:
24 июня 2019 года Умерова Алие обратилась в суд с заявлением о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, в котором просит восстановить пропущенный срок для предъявления к исполнению исполнительного листа по решению Белогорского районного суда Республики Крым от 29.05.2014 года (дело № 2-11/2014) о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения «1472 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Умеровой Алие компенсации морального вреда в сумме 300 000, 00 рублей, а также выдать исполнительный лист (дубликат) по вышеуказанному решению суда, заполненный согласно требованиям действующего законодательства.
Определением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года данное заявление было оставлено без движения и заявителю предложено в срок до 10 июля 2019 года устранить недостатки заявления. По мнению суда первой инстанции, заявителем не выполнены требования пункта 4, пункта 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в заявлении не указано: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования; обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Во исполнение вышеуказанных требований, заявителем 09 июля 2019 года в адрес суда направлен ответ. Однако, определением Белогорского районного суда Республики Крым от 11 июля 2019 года заявление Умеровой Алие о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа (дубликата) возвращено заявителю по мотиву не устранения заявителем в установленный судом срок выявленных недостатков.
Не согласившись с таким определением суда первой инстанции, Умерова Алие 30 сентября 2019 года подала частную жалобу, в которой просила определение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 июля 2019 года отменить.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на указанное определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Определением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года заявление Умеровой А. о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа (дубликата), было оставлено без движения и заявителю предложено в срок до 10 июля 2019 года устранить указанные в определении суда недостатки заявления.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от 11 июля 2019 года вышеуказанное заявление Умеровой Алие возвращено заявителю по мотиву не устранения заявителем в установленный судом срок недостатков.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права Согласно абз. 5 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец (заявитель) основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Представление доказательств является субъективным правом истца (заявителя), и все неблагоприятные последствия такого непредставления могут заключаться исключительно в отказе суда в удовлетворении требований при рассмотрении дела по существу.
В своём заявлении о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа (дубликата) Умеровой А. указаны обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и к нему приложены доказательства, подтверждающие, по мнению истца, данные обстоятельства.
Кроме того, согласно требованиям статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе, является уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
Так, на основании части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству судья опрашивает истца (заявителя) или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок (пункт 2); по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно (пункт 9).
Как следует из разъяснений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца (заявителя) либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству, отвечающему требованиям части 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 57, пункт 9 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое определение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 июля 2019 года, которым возвращено заявление о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа (дубликата), а также определение Белогорского районного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года об оставлении заявления без движения, на основании которого, как следствие, принято обжалуемое определение, нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежит отмене, а материал возвращению в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии заявления к производству суда.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 334, статьей 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с у д, -
о п р е д е л и л :
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░ 11 ░░░░ 2019 ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░ |