Дело № 2а-3422/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Ольга 28 декабря 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Савина А.А.,
при секретаре судебного заседания Биктимировой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности,
установил:
Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в титул капитального ремонта здание штаба войсковой части 09703-Н (военный городок №, <адрес>), с последующим его проведением.
В обоснование заявленных требований указал, ссылаясь на нормы законодательства, что 75 военной прокуратурой, гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере сохранности жизни и здоровья военнослужащих войсковой части 09703-Н. Для обслуживания объектов Минобороны России Восточного военного округа пунктом 4 приложения № к Приказу определен филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, подразделением которого является жилищно-коммунальная служба № «Золотая Долина» филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу, обслуживающая в том числе казарменно-жилищный фонд войсковой части 09703-Н. Проведенной проверкой установлено, что здание штаба войсковой части 09703-Н находится в неудовлетворительном состоянии.
Так, согласно акту № общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений) военного городка № от 20.09.2017, утвержденному командованием войсковой части 09703-Н и начальником Жилищной коммунальной службы № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, кровля здания штаба войсковой части 09703-Н (инв. №), расположенное в военном городке № <адрес>, требует капитального ремонта. В связи с протеканием кровли, полы в помещении здания штаба требуют замены из-за их гниения по причине повышенной влажности. Истек срок эксплуатации инженерных сетей, в связи с чем требуется полная замена труб. В связи с ветхостью электропроводки требуется ее замена. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Следовательно, обязанность по содержанию здания штаба войсковой части 09703-Н (инв. №) связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведения текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.д.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания имущества, расположенного на территории военного городка № войсковой части 09703-Н (<адрес>), и обязано производить капитальный ремонт указанных объектов. Нарушение прав неопределенного круга лиц - военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей, находящихся на территории военного города №, круг которых определить невозможно, заключается в нарушении их права на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья. Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие должностных лиц Минобороны России, выразившиеся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания штаба войсковой части 09703-Н, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (военнослужащих, гражданского персонала, осуществляющего обслуживание указанного здания, а также посетителей) на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта казарменножилищного фонда.
Представитель военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку Министерство Обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Ремонт указанного имущества осуществляется путем заключения государственного контракта, с учетом требований законодательства составляет 3-6 месяцев, при наличии выделенных лимитов бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств по ранее заключенным контрактам. Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями. Выполнение ремонта возможно лишь после определения стоимости работ. Таким образом, организация проведения капитального ремонта является трудоемкой процедурой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 10.1, ст. 13 Федерального закона «Об обороне» комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Согласно 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание штаба является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и объектами казарменно-жилищного фонда, являющихся собственностью Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку спор в данном случае заявлен по поводу ненадлежащего содержания военного имущества, а именно, военного штаба, не являющегося объектом публичного назначения и публичного использования, при этом разрешение вопроса об обеспечении такого содержания является составной частью оборонной функции государства и относится исключительно к компетенции военного ведомства, то у суда, с учетом задач административного судопроизводства и конкретных обстоятельств дела, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по капитальному ремонту спорного имуществ.
Указание прокурора на необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц в данном случае нельзя признать обоснованным, так как в силу принадлежности и назначения военного штаба доступ в него ограничен и является открытым только для определенного круга должностных лиц. Иное противоречило бы целям эксплуатации этого имущества.
Недоказанность факта нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности включить в титул капитального ремонта здание штаба войсковой части 09703-Н, с последующим его проведением, отказать в полно объеме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда, в апелляционную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Председательствующий А.А.Савин