Дело №
УИД 41RS0№-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 19 января 2023 г.
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Нетеса С.С.,
при секретаре судебного заседания Ефремовой Л.Н.,
с участием:
представителя истца Озорниной Н.П.,
представителя ответчика Шулика Е.Ю.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения Камчатского края Устюгова Р.А.,
представителей третьего лица КГУП «Камчатский водоканал» Харчиковой Э.В., Нефедовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатская краевая детская инфекционная больница» о возложении обязанности,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора, Управление) обратилось в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатская краевая детская инфекционная больница» (далее – ГБУЗ «КК ДИБ») о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением в соответствии с информацией, представленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», по результатам оценки готовности госпитальной и лабораторной базы медицинских учреждений в субъекте к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий на случай выявления больных особо опасными инфекциями, проведенной с целью выполнения постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по профилактике холеры» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по профилактике чумы», в том числе в отношении ГБУЗ «КК ДИБ», установлены нарушения требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении медицинской деятельности, в том числе при выполнении работ с биологическими агентами III-IV групп патогенности (далее – ПБА III-IV групп патогенности). ГБУЗ «КК ДИБ» является юридическим лицом, зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому. По результатам оценки готовности к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных особо опасными инфекциям (далее - ООИ) на территории края установлено следующее. В Камчатском крае лабораторная база для работы в очагах ООИ представлена 3 бактериологическими лабораториями, в том числе бактериологической лабораторией ГБУЗ «КК ДИБ». Бактериологическая лаборатория ГБУЗ «КК ДИБ» исключена из лабораторной базы для работы в очагах холеры из-за выявленных нарушений по биологической безопасности, отсутствия подтверждения о соответствии условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами обязательным требованиям законодательства (отсутствуют действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на условия выполнения работ с ПБА), что является нарушением пунктов 36, 135 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Хозяйствующий субъект в период 2017-2022 годов за оформлением санитарно-эпидемиологического заключения с заявлением в Управление не обращался. На официальном ресурсе Роспотребнадзора (http://fp.crc.ru/), расположенном в телекоммуникационной системе «Интернет», сведения о наличии у ГБУЗ «КК ДИБ» санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в период 2017-2022 годов, о соответствии условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами отсутствует.
Площадка для обработки автотранспорта не оборудована водостоками, что является нарушением пункта 131 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». В Петропавловске-Камчатском очистные сооружения, предусматривающие обеззараживание сточных вод с использованием дезинфицирующих и вирулицидных средств, отсутствуют.
Локальные очистные сооружения, спецканализация отсутствуют, сброс сточных вод осуществляется непосредственно из внутренней системы канализации учреждения без обеззараживания в общегородские сети канализации, которые не проходят обеззараживание с использованием дезинфицирующих и дезинвазийных средств на очистных сооружениях, что является нарушением пункта 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», приложения 4 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В коридоре, где осуществляется прием биоматериала, установлен бактерицидный облучатель «закрытого» типа (необходим «открытого» типа), что является нарушением требований при проведении обеззараживания, предусмотренных таблицей 8 приложения 2 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Отсутствие СЭЗ о соответствии условий работы с ПБА санитарным правилам является нарушением обязательных санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности хозяйствующего субъекта не гарантирует безопасные условия для работы персонала, пребывания в учреждении заболевших граждан, населения, которому проводится забор материала для лабораторной диагностики, что создает непосредственную угрозу здоровью населения. Кроме того, отсутствие системы обеззараживания сточных вод от учреждения, водостока от площадки для обработки и дезинфекции автотранспорта создает риски контаминации микроорганизмами, в том числе патогенными почвы, водных объектов, а соответственно создается угроза причинения вреда не только здоровью людей, но и среде обитания. Следовательно, допущенные ГБУЗ «КК ДИБ» нарушения нарушают права неопределенного круга лиц, к которому относятся граждане, которым проводятся забор биоматериала, диагностические и лечебные процедуры, а также в больничных палатах на лечении в ГБУЗ «КК ДИБ» по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, граждане, проживающие в черте Петропавловск-Камчатского округа. Нарушение ГБУЗ «КК ДИБ» требований, установленных законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, является, в первую очередь, нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением вышеназванного конституционного права граждан и влечет неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства. Выявленные нарушения требований, установленных санитарными правилами, создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в наличии угрозы жизни и здоровью граждан в результате пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, принятого в целях защиты жизни и здоровья человека. На основании изложенного истец просил суд обязать ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» при осуществлении медицинской деятельности и выполнении работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами исполнить требования абзаца 1, абзаца 2 статьи 11, статьи 26, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпунктов 16, 135, подпункта 6 пункта 131, подпунктов 1, 2, 41, 42 приложения 4, таблицы 8 приложения 2 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», пункта 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно:
В срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами III-IV групп патогенности требованиям Санитарных правил;
- для проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА в помещениях «заразной» зоны установить и использовать бактерицидные ультрафиолетовые облучатели открытого типа.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями;
- предусмотреть оборудование локальных очистных сооружений или системы спецканализации, предусматривающих обеззараживание сточных вод.
Согласно уточненным исковым требованиям, заявленным в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, истец просил суд обязать ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» при осуществлении медицинской деятельности и выполнении работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами исполнить:
требования абзаца 1, абзаца 2 статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 6 пункта 131, пунктов 1, 2, 41, 42 приложения 4, таблицы 8 приложения 2 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
В срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- установить и использовать для проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА в помещениях «заразной» зоны бактерицидные ультрафиолетовые облучатели открытого типа.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями;
- оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от иска к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатская краевая детская инфекционная больница» в части требований о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами III-IV групп патогенности требованиям Санитарных правил; в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить и использовать для проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА в помещениях «заразной» зоны бактерицидные ультрафиолетовые облучатели открытого типа. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца Озорнина Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Шулика Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Указала, что ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку законом на учреждение не возложена обязанность по возведению каких-либо объектов. Введенное в эксплуатацию здание медицинского учреждения эксплуатируется в соответствии с проектной документацией, в соответствии с которой оно было построено, и реконструкции не подлежит. Имеются решения суда, согласно которым КГУП «Камчатский водоканал» обязано осуществить оборудование очистных сооружений на выпуске «Фрунзе». Обеззараживание должно производиться на общегородских сооружениях. Больница не производит сброс стоков в водный объект, поэтому обязанность по обеззараживанию возложена на эксплуатирующую организацию. Срок для выполнения требований истца не может быть менее 5 лет.
Согласно письменным возражениям ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» на исковое заявление ответчик считает, что ГБУЗ «КК ДИБ» не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учредителем и собственником имущества учреждения является Камчатский край. Функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с федеральными законами, законами Камчатского края, нормативными правовыми актами Правительства Камчатского края осуществляет Министерство здравоохранения Камчатского края. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Имущество учреждения закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему собственником имущества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Локальное очистное сооружение является объектом капитального строительства, учреждение не вправе самостоятельно осуществлять его строительство. Таким образом, с учетом положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца направлены на изменение имущества, находящегося лишь в оперативном управлении учреждения, то надлежащим ответчиком по данному судебному спору будет являться непосредственный собственник данного имущества – Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Помимо того, полагали, что поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия по организации осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, одновременно являющиеся распорядителями бюджетных средств, предназначенных для финансирования здравоохранения регионов, при разрешении данного судебного спора следует учитывать и мнение Министерства здравоохранения Камчатского края. Кроме того, ГБУЗ «КК ДИБ» не согласно с доводами и обоснованиями истца по данному делу, поскольку пунктом 4.4.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» предусмотрено, что очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. И только при отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края в 2020-2022 годах рассмотрены 23 гражданских дела по искам Камчатского межрайонного природоохранного прокурора к КГУП «Камчатский водоканал», по которым приняты решения о возложении обязанности на КГУП «Камчатский водоканал» в период с 2022 по 2025 год организовать очистку сточных вод, сбрасываемых через различные выпуски, до нормативных значений посредством оборудования выпусков сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. В связи с этим полагали, что действия истца по направлению иска в суд являются поспешными и необоснованными, так как истцом для объективности рассмотрения данного дела не предоставлены сведения о наличии, либо отсутствии общегородских очистных сооружений на выпусках, через которые осуществляется сброс сточных вод ГБУЗ «КК ДИБ».
Истцом при предъявлении исковых требований не учтено, что согласно сведениям, размещенным на сайте Роскадастра «Публичная кадастровая карта», здание, используемое ответчиком на праве оперативного управления, было введено в эксплуатацию (сооружено в 1962-1965 годах и проектировалось и использовалось как детское дошкольное учреждение, впоследствии было приспособлено под больницу и частично достроено в 1991 году. Поэтому, при его проектировании и возведении учитывались иные строительные и санитарно-эпидемиологические нормы и проектной документацией локальные очистные сооружения не предусматривались. При разработке Правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20, разумно, с учетом экономического положения государства и недопустимости необоснованного расходования средств бюджетов Российской Федерации было учтено, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления этих правил в силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу настоящего постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены (пункт 3(1). Исполнение требований истца не является рациональным с точки зрения затратности и практичным, в плане достижения желаемого результата, поскольку очагами инфекции могут быть различные публичные места, транспорт, жилые помещения, либо территория, где могут пребывать заболевшие инфекционной болезнью люди и животные, потому обеззараживание сточных вод должно и обязано осуществляться на общегородском очистном сооружении, так как непосредственно с такого очистного сооружения и производится сброс сточных вод в водный объект, что указывает на наличие прямой обязанности КГУП «Камчатский водоканал» соблюдения санитарных норм и правил, так как осуществление сброса сточных вод в водный объект без обеззараживания таких вод, вопреки имеющимся правилам и нормам, нарушает права неопределенного круга лиц.
Утверждение истца о том, что сточные воды учреждения не проходят обеззараживание, также необоснованно, так как жидкие медицинские отходы (моча, сливные воды лизирующего раствора после выделения ДНК, РНК бактерий для исследования молекулярно-биологическим методом) обеззараживаются в централизованной микробиологической лаборатории химическим методом на месте их образования 2% раствором «Мистраль». После каждого контакта с пациентами производится гигиеническая обработка рук персонала (обеззараживание) кожным антисептиком «Активисепт», содержащим 70% этиловый спирт. Обеззараживание и утилизация жидких медицинских отходов осуществляется в соответствии с пунктами 174, 178, 183, 200г, 200д, 201 санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, жидкие отходы сливаются в централизованную систему водоотведения обеззараженными. На основании изложенного, учитывая, что ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» не является надлежащим ответчиком в данном гражданском деле, а также в связи с необоснованностью заявления Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Как следует из дополнительных возражений ответчика, истец, заявляя требования об обеспечении ГБУЗ «КК ДИБ» наличия сточных сливных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями, необоснованно ссылается на подпункт 6 пункта 131 СанПиН 3-3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Так, субъектами исполнения требований, содержащихся в разделе «Требования к осуществлению дезинфекционной деятельности на отдельных объектах» СанПиН 3.3686-21 являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие определенные виды деятельности. Пункт 125 имеет непосредственное отношение к проведению дезинфекционной деятельности медицинскими организациями, в то время как пункт 131 предписывает выполнение санитарно-эпидемиологические требования на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, к которым ГБУЗ «КК ДИБ» не относится и не имеет транспортных средств ни в собственности, ни на праве оперативного управления. Все перевозки пациентов осуществляются на санитарном транспорте ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи». ГБУЗ «КК ДИБ» не обладает возможностью размещения локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации, а также строительства площадки для дезинфекции транспорта на выделенной учреждению территории в связи с ее ограниченностью и приближенностью к селитебной зоне. В 2015 году МУП «Петропавловский водоканал» было отказано в согласовании возможности строительства площадки на выделенной территории в связи с нарушением требований к зонам санитарной защиты объектов водоснабжения.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Камчатского края – Устюгов Р.А., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что нет доказательств возможности реализации требований, о которых просит истец. С учетом пункта 3(1) Правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 требования неприменимы к ответчику. Срок для удовлетворения требований не может быть менее 3 лет. У ответчика источников финансирования не имеется, удовлетворение требований будет поспешным.
Согласно письменному мнению на исковое заявление Министерство здравоохранения Камчатского края считает необоснованными ссылки истца о бездействии или ненадлежащем действии ответчика относительно обеспечения и соблюдения им требований пункта 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», абзаца 2 статьи 11, части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Министерство не согласно с позицией, доводами и обоснованиями истца по данному делу, поскольку считает, что непосредственно в данном случае истец должен учитывать тот факт, что согласно общедоступных сведений здания ответчика (используемые ответчиком на праве оперативного пользования) были введены в эксплуатацию (сооружены) в 1959 году прошлого века. В связи с чем третье лицо полагает, что при разрешении требования истца оборудовать в месте осуществления деятельности ответчика локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации, следует исходить из принципа, гласящего о том, что требования вновь принимаемых нормативных актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. Кроме того, в соответствии со статьей 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Как и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Так же как, представляется Министерству, при разрешении этого вопроса следует учитывать положения норм статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец представил в отношении ответчика ненадлежащие доказательства, противоречащие положениям статей 55-57 ГПК РФ. По мнению Министерства, действия истца по направлению иска в суд являются необоснованными, если не поспешными, поскольку для объективности рассмотрения данного дела истцу необходимо было собрать сведения о невозможности исполнения и соблюдения требований санитарного законодательства не только с ответчика. Как полагает Министерство, для разрешения данного дела необходимо участие в деле органа местного самоуправления – администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Санитарные правила и нормы в корреспонденции со строительными нормами, утвержденные органами исполнительной власти СССР или РСФСР, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются действующими до момента признания их утратившими силу в установленном порядке.
Министерство полагает, что обеззараживание сточных вод должно и обязано осуществляться на общегородском очистном сооружении, так как непосредственно с такого очистного сооружения и производится сброс сточных вод в водный объект. Что в совокупности указывает на наличие прямой обязанности Камчатского водоканала в соблюдении вменяемых к соблюдению медучреждению санитарных норм и правил, поскольку осуществление сброса сточных вод в водный объект без обеззараживания таких вод вопреки имеющимся правилам и нормам, нарушает права неопределенного круга лиц. Министерство считает, что необходимо исследовать вопрос соблюдения ответчиком-медучреждением требований, установленных статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», во взаимосвязи и наличии договорных отношений с КГУП «Камчатский водоканал» и выяснить очищает или проводит КГУП «Камчатский водоканал» дезинфекцию сточных вод при водоотведении в рамках этих договорных отношений. Министерство полагает, что поскольку предполагаемый предмет требования направлен на улучшение имущества, находящегося в оперативном управлении ответчика, то с учетом положений статьи 296 ГК РФ, при разрешении данного судебного спора следует учитывать и мнение Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края. Поскольку вопрос исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований истца стоит в прямой зависимости от источников и способов финансирования предусматриваемых мероприятий по оборудованию локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации, освещение этого вопроса невозможно без позиции и информации от Министерства финансов Камчатского края, как органа государственной власти Камчатского края, осуществляющего функции по выработке и реализации региональной политики и по нормативному правовому регулированию в сфере бюджетного процесса в Камчатском крае и в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Камчатского края, функции по внутреннему государственному финансовому контролю, а также является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Позиция и мнение вышеуказанных Министерств необходимы, в том числе и при оценке разумности заявленных истцом сроков исполнения исковых требований, которые Министерство считает необоснованными и не реальными в части исполнения, в случае удовлетворения требований истца (даже с учетом уточнений), не учитывающими положения Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерство полагает, что исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю о возложении обязанности на ГБУЗ «КК ДИБ» не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГУП «Камчатский водоканал» Харчикова Э.В., Нефедова Е.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, полагали их подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в мнении на исковое заявление.
Так, согласно письменному мнению на исковое заявление между КГУП «Камчатский водоканал» и ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет прием сточных вод от объектов ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Отведение сточных вод осуществляется в водный объект через выпуск «Фрунзе», не имеющий очистных сооружений. Контрактами, заключенными с учреждениями здравоохранения, не предусмотрены условия предварительного обеззараживания сточных вод до выпуска их в наружные сети канализации. Вместе с тем постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» установлены санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению и канализации зданий организаций, оказывающих медицинские услуги. Так, пунктом 4.4.3 предусмотрено, что очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Кроме того, представитель КГУП «Камчатский водоканал» Нефедова Е.А., действующая на основании доверенности, указала, что действительно в 2015 году было обращение ГБУЗ «КК ДИБ» о согласовании размещения площадки, однако не понятно как размещался объект на момент согласования, не понятно какую схему предоставляли. Вдоль границы участка имеется трубопровод, перенос которого возможен. Если размеры площадки будут уменьшены, то ее строительство возможно даже без переноса трубопровода. На март 2023 г. запланировано окончание проектных работ в комплексе развитие инвестиционной программы «Развитие». До 2027 года запланирована реконструкция канализационных сетей. Нет необходимости применения действия 10 м охранной зоны, так как отсутствует водозабор, речь идет только о водоотведении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещено, представителя не направило, возражений не представило.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения представителя истца Озорниной Н.П., представителя ответчика Шулика Е.Ю., представителей третьих лиц Министерства здравоохранения Камчатского края Устюгова Р.А., КГУП «Камчатский водоканал» Харчикову Э.В., Нефедову Е.А., исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Положение).
Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В силу абзаца 2 статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В пункте 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обладает правом на предъявление в суды общей юрисдикции исков в установленной сфере деятельности в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатская краевая детская инфекционная больница» является юридическим лицом, учрежденным Министерством здравоохранения Камчатского края (л.д. 27-33).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (повторное, взамен свидетельства серии <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) серии <адрес> на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ №/О-05, приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская инфекционная больница» находится здание городская детская инфекционная больница с хозяйственным блоком, назначение: нежилое здание, общая площадь 4605,2 кв. м, инв. №, лит. А, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, кадастровый № (л.д. 122).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, в постоянном (бессрочном) пользовании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская детская инфекционная больница», находится земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки объектов здравоохранения, общая площадь 204 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, кадастровый № (л.д. 123).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> на основании постановления градоначальника города Петропавловска-Камчатского от ДД.ММ.ГГГГ №, в постоянном (бессрочном) пользовании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская детская инфекционная больница», находится земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детская инфекционная больница, общая площадь 4588 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, кадастровый № (л.д. 124).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Федерльной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении оценки готовности субъектов Российской Федерации к проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий на случай выявления больных холерой», в рамках реализации постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по профилактике холеры в Российской Федерации» и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по профилактике чумы в Российской Федерации» специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» в июне 2022 г., а также комиссией в составе ФИО8 (председатель комиссии) – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, ФИО9 – начальник Находкинского противочумного отделения ФКУЗ «Приморская противочумная станция» Роспотребндзора, врач-бактериолог, в период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ проведена проверка готовности госпитальной и лабораторной базы в Камчатском крае к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на случай выявления больных холерой и чумой, в ходе которой на базе инфекционного госпиталя ГБУЗ «Детская инфекционная больница» были выявлены нарушения, в том числе площадка для обработки спецтранспорта не оборудована водостоками; не проводится обеззараживание сточных вод, локальные очистные сооружения (оборудование) отсутствуют. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ информация направлена руководителю Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю (л.д. 9-11), заместителю председателя Правительства Камчатского края, председателю СПЭК (л.д. 12-13, 14-15).
ДД.ММ.ГГГГ между КГУП «Камчатский водоканал» (гарантирующая организация) и ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» (абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения №, согласно которому по настоящему контракту гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется: подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее – холодная вода); осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Абонент по настоящему контракту обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (л.д. 153-159).
Согласно пункту 1.2 государственного контракта границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению №. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенный в приложении № к указанному контракту, подлежит подписанию при заключении контракта и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приложению № к контракту № КГУП «Камчатский водоканал» (гарантирующая организация) и ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» (абонент) составили акт и схему разграничения балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей и (или) эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них для Детской инфекционной больницы, <адрес>. Абонент несет ответственность: по водопроводу: за водопровод 63 мм от здания колодца ВК с отметкой 178,27/176,22 (см. планшет З-8-а-5), включая отсекающую запорную арматуру; по канализации: за выпуск и сети канализации от здания до колодцев КК с отметками 177,94/175,60; 174,86/173,11; 174,22/172,07; 174,23/172,68; 174,14/172,81; 174,03/172,91; 174,89/173,89; 174,98/173,93; 174,96/173,81; 174,90/173,25 (см. планшет З-8-а-5) (л.д. 160).
Согласно сообщению КГУП «Камчатский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница», отведение сточных вод от объекта ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» осуществляется в канализационные сети с последующим сбросом в водный объект Авачинская губа через выпуск «Фрунзе». Очистка и обеззараживание на указанном выпуске сточных вод отсутствует. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ на КГУП «Камчатский водоканал» возложена обязанность организовать очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск «Фрунзе» (дело №) (л.д. 223).
ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Камчатский водоканал» направило ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» технические условия на сохранность сетей водопровода и канализации, перекладку сетей канализации, установку локальных очистных сооружений, согласно которым при выполнении указанных в технических условиях мероприятий возможно размещение площадки для дезинфекции санитарного транспорта и локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации (л.д. 224-227).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) в соответствии со статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» постановлено: 1. Утвердить санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (приложение). 2. Ввести в действие санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» с ДД.ММ.ГГГГ 3. Установить срок действия санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» до ДД.ММ.ГГГГ (далее – СанПиН 3.3686-21).
Согласно подпунктам 1, 6 пункта 131 СанПиН 3.3686-21 на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: 1) дезинфекции подвергаются пассажирский, грузовой, железнодорожный транспорт, включая транспорт, предназначенный для перевозки подозреваемых и обвиняемых и лиц, заключенных под стражу, воздушный транспорт, водный транспорт, автомобильный транспорт, городской наземный электрический транспорт, внеуличный транспорт, в том числе метрополитен, транспорт, предназначенный для перевозки инфекционных больных, транспорт, предназначенный для перевозки пищевых продуктов, а также стационарные объекты транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры»; 6) санитарный транспорт, предназначенный для перевозки больных инфекционными болезнями, обрабатывается в санитарном шлюзе или на специально оборудованной площадке, имеющей сток для смывных вод.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» постановлено: 1. Утвердить санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» согласно приложению; 2. Ввести в действие санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» с ДД.ММ.ГГГГ 3. Установить срок действия санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» до ДД.ММ.ГГГГ 3(1). Установить, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего постановления, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу настоящего постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены (далее – СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 настоящие санитарные правила (далее - правила) направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам. Настоящие правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 определено, что хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 к инфекционному отделению обеспечивается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта.
Пунктом 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 определено, что очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Согласно приложению 4 к СанПиН 3.3686-21 обеспечение безопасности при работе с ПБА в части эксплуатации инженерно-технических систем: инженерно-технические системы биологической безопасности должны обеспечивать защиту персонала, воздуха рабочей зоны и окружающей среды при работах с использованием ПБА, а также предотвращать распространение ПБА между помещениями, блоками помещений или зонами различной степени биологической опасности внутри одного сооружения (пункт 1).
Устройство, режим работы, правила эксплуатации инженерно-технических систем должны соответствовать требованиям к организационным, санитарно-гигиеническим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА (пункт 2).
Оборудование и оснащение инженерно-технических систем биологической безопасности должно соответствовать требованиям технической документации, а также нормам и правилам пожарной безопасности.
Комплекс инженерных систем обеспечения биологической безопасности включает, в том числе: системы спецканализации, сбора и обработки сточных вод (пункт 3).
Согласно пункту 41 приложения 4 к СанПиН 3.3686-21 систему обработки сточных вод составляет комплекс оборудования, обеспечивающий сбор, обезвреживание, охлаждение при термическом обеззараживании и сброс сточных вод в наружные сети канализации. По принципу работы системы тепловой обработки сточных вод подразделяются на циклические и непрерывной обработки.
Автономная система канализации помещений «заразной» зоны, транспортирующая загрязненные стоки к оборудованию станции обработки сточных вод (далее - спецканализация) система обработки сточных вод должны обеспечивать в том числе: соблюдение требований нормативно-технической документации, а также норм и правил пожарной безопасности; термическую (непрерывную или цикличную) или химическую обработку сточных вод из помещений «заразной» зоны; безнапорный сброс обработанных сточных вод в канализацию с температурой не выше 40 °C; биологическую безопасность при транспортировании перемещаемых сред из помещений «заразной» зоны в помещения «чистой» зоны.
В соответствии с пунктом 42 приложения 4 к СанПиН 3.3686-21 помещения «заразной» зоны оборудуются спецканализацией, которая должна обеспечивать прием и транспортирование сточных вод, поступающих из этих помещений в сборные емкостные аппараты на тепловую или химическую обработку перед сбросом их в наружные сети канализации.
Невыполнение ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» обязательных требований санитарного законодательства послужило основанием обращения истца с настоящим иском в суд.
Совокупностью исследованных доказательств установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что в ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» не обеспечено наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями, а также отсутствуют локальные очистные сооружения или система спецканализации, предусматривающая обеззараживание сточных вод, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями, и оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
Довод представителя ответчика о том, что ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» является ненадлежащим ответчиком, поскольку учреждение является некоммерческой организацией и учредителем и собственником является Камчатский край в лице Министерства здравоохранения Камчатского края, суд признает несостоятельным в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации органам государственной власти и государственным учреждениям земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Кроме того, согласно пункту 1.7 Устава ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница», утвержденного Министерством здравоохранения Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ, и согласованного с Министерством имущественных и земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ, учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества (л.д. 139-152).
Довод представителя ответчика о том, что здание ГБУЗ «Камчатская краевая детская инфекционная больница» построено и введено в эксплуатацию в 1962-1965 годах до введения в действие данных норм, поэтому должно эксплуатироваться в соответствии с утвержденной проектной документацией, отклоняется судом, поскольку ранее действующими санитарными нормами и провалами также предусматривалось дезинфекция и обработка транспортных средств, полная биологическая очистка и обеззараживание сточных вод на локальных сооружениях (при отсутствии общегородских или других очистных сооружений).
Так, согласно пункту 13.4 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших до введения в действие СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»), санитарный транспорт после эвакуации инфекционных больных подлежит обязательной дезинфекции с использованием разрешенных средств и методов.
В соответствии с пунктом 3.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (действовавших с ДД.ММ.ГГГГ до введения в действие СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней») дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
Как следует из пункта 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ), очистка и обеззараживание сточных вод от МО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды МО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что и ранее действовавшие нормы санитарных правил предусматривали обработку транспортных средств и оборудование локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
С учетом изложенного исковые требования Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера возложенной на ответчика обязанности и действий, совершение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатская краевая детская инфекционная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
исполнить требования абзаца 1, абзаца 2 статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 6 пункта 131, пунктов 1, 2, 41, 42 приложения 4 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 4.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями;
- оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись С.С. Нетеса
Подлинник судебного постановления подшит в деле №, находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.