РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адрес 03 сентября 2019 года
Октябрьский районный суд Адрес в составе председательствующего судьи Горбатько И.А. при секретаре ФИО4, с участием прокурора ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4841/2019 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО1 к кандидату в депутаты Думы Адрес ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 Дата обратился в Октябрьский районный суд Адрес с административным исковым заявлением к кандидату в депутаты Думы Адрес ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Определением судьи от Дата административное исковое заявление принято к производству Октябрьского районного суда Адрес, возбуждено административное дело №а-4841/2019.
В обоснование административных исковых требований, с учетом уточнений, административный истец указал, что Дата Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № принято решение № «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №».
Решением № от Дата Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № (далее – ОИК №) зарегистрирован кандидат в депутаты Думы Адрес ФИО2.
Кандидатом ФИО2, замещающим должность мэра Адрес, в период избирательной кампании допущены нарушения избирательного законодательства. Так, заместителем мэра, председателем Комитета по управлению Адресом ФИО6 проведена встреча среди избирателей одномандатного избирательного округа №.
На встрече жителей округа звучали обещания о том, что территория ИВАИИ, принадлежащая Министерству обороны будет переведена в городскую собственность, где в последующем мэр будет способствовать уборке снега надлежащим образом, поскольку сейчас эта уборка производится за его собственный счет. На территории округа будут смонтированы бордюры, ливневки и в целом будет произведено благоустройство территории.
Для осуществления данных мероприятий, избирателям предлагалось голосовать на выборах за кандидата ФИО2, а также оказать содействие в продвижении остальных кандидатов команды мэра на всех округах Адрес в депутаты Думы Адрес седьмого созыва. Далее, депутатами снова будет избран мэр Адрес ФИО2
Кроме того, обстоятельство проведенной встречи с избирателями подтверждается приглашениями, размещенными на ТОС «Городок ИВАТУ» на подведомственной ему территории.
ФИО6 находится в прямом подчинении мэра Адрес ФИО2, следовательно, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об использовании ФИО2 своего должностного положения, что нарушает права и интересы кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО1
Административный истец просит суд отменить регистрацию ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
В дальнейшем, Дата в Октябрьский районный суд Адрес поступило административное исковое заявление кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО1 к кандидату в депутаты Думы Адрес ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №, направленное истцом в суд почтовой связью Дата.
Определением судьи от Дата административное исковое заявление принято к производству Октябрьского районного суда Адрес, возбуждено административное дело №а-4843/2019.
Далее, определением судьи от Дата вышеуказанные административные дела объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен №а-4841/2019.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители административного истца ФИО13, ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил в суд письменное заявление.
Представители административного ответчика ФИО8, ФИО9 ФИО10 ФИО11 в судебном заседании просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, представили письменные возражения, в которых отразили правовую позицию относительно заявленного административного спора.
Представитель заинтересованного лица - Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Адрес седьмого созыва ФИО12 в судебном заседании разрешение административного спора оставил на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица – Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Участвующий в деле прокурор ФИО5 дала заключение, в соответствии с которым каких-либо нарушений избирательного законодательства в действиях кандидата в депутаты ФИО2 при изложенных в административном исковом заявлении обстоятельствах не имеется, в связи с чем заявленные ФИО1 административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, изучив материалы дела, имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Из ч. 5 ст. 240 КАС РФ следует, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ № 67-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон 116-ОЗ) данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФЗ № 67-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом Иркутской области определяет порядок подготовки и проведения в Иркутской области (далее - область) выборов глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборного органа местного самоуправления (далее - муниципальные выборы).
Из ч. 3 ст. 1 Закона № 116-ОЗ следует, что подготовка и проведение выборов членов выборных органов местного самоуправления осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, если федеральными законами, настоящим Законом или иными законами области не предусмотрено иное.
Согласно п. 1 ст. 39 ФЗ № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 5 ст. 40 ФЗ № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
- использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
- сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
- доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
- агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
- обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Пунктом 7 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Таким образом, для отмены регистрации кандидата, в соответствии с требованиями указанных норм необходимо установление двух условий - несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных избирательным законодательством и нарушение прав административного истца.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решением ОИК № от Дата № ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ, административный истец ФИО1, как кандидат в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №, имеет право в судебном порядке требовать отмены регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Решением ОИК № от Дата № ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Административным истцом указано на использование преимуществ должностного (служебного) положения кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО2, замещающего должность мэра Адрес, ввиду проведенной Дата в 19-30 заместителем мэра Адрес ФИО6 агитационной встречи с избирателями одномандатного избирательного округа № в период предвыборной агитации на площадке у Адрес в Адрес.
В подтверждение указанного обстоятельства административным истцом в суд представлены видеозаписи с фрагментами указанной встречи.
С целью проверки доводов административного истца, судом исследованы в судебном заседании представленные им видеозаписи.
Вместе с тем, данные видеозаписи не могут быть признаны судом допустимыми доказательствами, поскольку произведенные записи не сопровождены указаниями на то, где, когда, кем и при каких обстоятельствах выполнены съемки, что является необходимым в силу ч. 1 ст. 76 КАС РФ. Также не представляется возможным индивидуализировать отображенных на них лиц (их фамилии, имена, отчества, должностное положение, адрес, степень владения той или иной информацией не указаны).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что ФИО6 находится в ежегодно трудовом отпуске, что свидетельствует об отсутствии подчинения в рассматриваемый период времени. Данное обстоятельство также подтверждается приобщенной к материалам административного дела копией распоряжения мэра Адрес от Дата № об отпуске ФИО6 (с Дата по Дата).
Кроме того, согласно пояснениям представителей административного ответчика ФИО6 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы Адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №. Следовательно, в рамках своей собственной избирательной кампании последний вправе самостоятельно определять способ проведения своей агитационной деятельности, в том числе, проводить агитационные встречи с избирателями данного округа, поскольку одномандатный избирательный округ № также находится на территории данного административного округа Адрес.
При этом стороной административного истца не представлено в суд доказательств, объективно и бесспорно свидетельствующих о том, что именно кандидат ФИО2, как мэр Адрес, дал поручение ФИО6, как его заместителю, о проведении вышеуказанной агитационной встречи с целью продвижения кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО2 Как и не представлено доказательств наличия заключенных соглашений между ФИО2 и ФИО6 о проведении агитационной деятельности, вне зависимости от того, на какой форме бы осуществлялись условия договора.
В соответствии с п.п. «в» п. 7 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Однако, административным истцом приводится единичный случай предполагаемого использования кандидатом ФИО2 преимуществ своего должностного или служебного положения, что само по себе свидетельствует об отсутствии законных оснований для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Адрес, предусмотренных п.п. «в» п. 7 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ.
Иных оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы Адрес стороной административного истца ни в административном иске, ни в ходе судебного разбирательства не приведено.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ФИО2 действующего избирательного законодательства, выразившегося в использовании последним преимуществ своего должностного положения с целью продвижения на предстоящих выборах депутатов Думы Адрес, административным истцом не доказан.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы Адрес ФИО2 не имеется.
Поскольку административное исковое заявление ФИО1 направлено в Октябрьский районный суд Адрес почтовой связью Дата, процессуальный срок для обращения в суд с данным иском, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, ФИО1 не пропущен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 297-299 ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░