Уникальный идентификатор дела
19RS0004-01-2023-000155-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз
03 мая 2023 года Дело № 2-278/2023
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре Л.А Торбостаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Аскизского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании заместителя прокурора ФИО2, представителя ответчика – ФИО4 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Аскизского сельсовета <адрес> Республики Хакасия об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать деятельность по ликвидации 3 несанкционированных свалок, расположенных по адресам:
- на расстоянии 990 м. на восток от <адрес> общей площадью 5312 кв.м.;
- на расстоянии 1442 м. на запад от <адрес>А по <адрес> общей площадью 7459 кв.м.;
- на расстоянии 257 м. на восток от <адрес>А по <адрес> общей площадью 2289 кв.м.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлено наличие несанкционированных свалок, состоящих из изделий из натуральной древесины, утративших потребительские свойства, незагрязненных, отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненных, отходов пленки из полиэтилентерефталата незагрязненных, отходов полиэтиленовой тары незагрязненных, отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, тары стеклянной незагрязненной. Лица, виновные в несанкционированном накоплении отходов, не установлены. В Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах и обременениях на данные земельные участки, на которых обнаружены свалки, не имеется. С учетом изложенного, сославшись на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», полагая, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на указанной территории законодательно возложена на администрацию Аскизского сельсовета <адрес>
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации Аскизского сельсовета <адрес> Республики Хакасия на надлежащего – администрацию <адрес> Республики Хакасия.
Заместитель прокурора <адрес> Республики Хакасия ФИО3 поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, указав, в том числе со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что государственная собственность на земельные участки, на которых установлено наличие несанкционированных свалок, не разграничена, в связи с чем обязанность по их ликвидации должна быть возложена на администрацию <адрес> Республики Хакасия.
Представитель ответчика ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на администрацию сельсовета. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав устные пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, принимая во внимание, что заявленные прокурором <адрес> Республики Хакасия требования касаются реализации права на благоприятную окружающую среду, лиц, определить круг которых не представляется возможным, суд констатирует, что данное исковое заявление заявлено процессуальным истцом в полном соответствии с предоставленными ему действующим процессуальным законодательством полномочиями, следовательно, заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 указанной статьи).
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем прокурора <адрес> ФИО2 с участием ведущего специалиста Межмуниципального <адрес> произведен осмотр трех ранее указанных земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов. К акту приложены фототаблицы.
Ведущим специалистом-экспертом <адрес> ФИО5 проведено обследование земельных участков, на которых прокурор просил организовать деятельность по ликвидации несанкционированных свалок, о чем составлены справки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с целью установления площади и местоположения земельных участков, на которых расположены свалки ТБО при помощи навигатора были определены координаты границ свалок и наложением полученных координат на сведения Единого государственного реестра недвижимости установлено, что земельные участки под свалками ТБО в соответствии со сведениями ЕГРН на государственном кадастровом учете не состоят, права и обременения на них не зарегистрированы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; федеральный государственный надзор в области землеустройства.
Сведения о сформированном земельном участке и зарегистрированных правах на указанный земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, государственная собственность - не разграничена, что усматривается из сообщения Федеральной службы государственной регистрации и картографии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований ставить под сомнение достоверность представленной уполномоченным органом государственной власти информации у суда не имеется.
В силу статьи 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 названного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).
В части 2 статьи 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
На основании изложенного, учитывая, что представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется Администрацией муниципального образования <адрес> Республики Хакасия, при этом в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд приходит к выводу о возложении обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированных свалок на территории вышеназванных земельных участков на <адрес> Республики Хакасия.
С учетом изложенного суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению именно за счет администрации <адрес> Республики Хакасия, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о сроке, в течение которого обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть исполнена ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая характер обязанности, возложенной судом на ответчика, являющегося органом местного самоуправления, по организации деятельности, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, в целях исключения возможных неясностей в исполнении вынесенного по данному делу судебного акта, а также того, что к испрашиваемому прокурором сроку решение суда по каким-то причинам может не вступить в законную силу, суд приходит к выводу о целесообразности определения срока, в течение которого ответчику следует ликвидировать несанкционированую свалку, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования:
Обязать администрацию Аскизского района Республики Хакасия (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации трех несанкционированных свалок, расположенных по адресам:
- на расстоянии 990 м. на восток от <адрес> общей площадью 5312 кв.м.;
- на расстоянии 1442 м. на запад от <адрес>А по <адрес> общей площадью 7459 кв.м.;
- на расстоянии 257 м. на восток от <адрес>А по <адрес> общей площадью 2289 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2023.