Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2015 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щ.Т.Ю.
при секретаре судебного заседания: В.Л.В
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению К.Л.Д. о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации муниципального образования город Салехард о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и восстановлении в очереди,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель К.Л.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации муниципального образования город Салехард о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и восстановлении в очереди, мотивируя свои требования тем, что в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении гражданского дела № заявителю стало известно о том, что Администрацией муниципального образования город Салехард издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии К.Л.Д. составом семьи из 4-х человек с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учёт нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное распоряжение заявитель полагает незаконным, нарушающим её права, поскольку основания, дающие ей и членам её семьи право состоять на таком учёте, не утрачены и не изменились, а на территории муниципального образования город Салехард и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа жилья, кроме занимаемого, не имеют.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесённого в протокол судебного заседания, к участию в дел в качестве заинтересованного лица привлечён К.В.Е.
В судебном заседании заявитель К.Л.Д. и заинтересованное лицо К.В.Е. настаивали на удовлетворении требований по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, дополнили, что квартира, расположенная в городе <адрес>, в <адрес> была переоформлена на их дочь ФИО5
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Салехард Б.Д.Н.., действующий по доверенности, требования не признал и суду показал, что заявитель и члены его семьи были сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в виду приобретения ими квартиры в городе <адрес>.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации провозглашено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как определено в статье 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно положениям части 1 статьи 254 и статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Следовательно, оспариваемое распоряжение Администрации муниципального образования город Салехард относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что К.Л.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации муниципального образования город Салехард и значилась в списке граждан, вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения Администрации муниципального образования город Салехард № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1) К.Л.Д. составом семьи из 4-х человек снята с учёта граждан, вставших на учёт нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно положениям, закреплённым в статье 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (части 1, 2, 4).
По общему правилу, установленному статьёй 55 Жилищного кодекса РФ, право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учёта.
При этом, граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации: в случае подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей, выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт; а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» - пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Итак, на момент принятия К.Л.Д. на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в 1995 году действовал Жилищный кодекс РСФСР, статья 29 которого определяла критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий граждан, в частности - имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статья 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 1999 года № 1-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» предусматривала, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане и члены их семей, постоянно проживающие на территории автономного округа и имеющие обеспеченность жильем на одного члена семьи не более учётной нормы жилого помещения (в размере 9 квадратных метров жилой площади на одного члена семьи). В случае наличия у граждан нескольких квартир или комнат, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности, расчёт жилой площади производится исходя из суммарного размера всех занимаемых жилых помещений.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (части 1 и 2).
Учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4).
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).
В соответствии со статьями 14 и 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законами Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», от 24 июня 2005 года № 45-ЗАО «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и принятия их на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Уставом муниципального образования город Салехард - Городская Дума муниципального образования город Салехард приняла решение от 15 ноября 2005 года № 34 (пункт 1) об установлении учётной нормы площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях) - в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что семья К., состоящая из четырёх человек: наниматель К.Л.Д., супруг К.В.Е., дочери ФИО7 и ФИО5, на основании договора социального найма проживают в <адрес>, имеющей общую площадь 20,7 кв.м.
С учётом установленных судом обстоятельств, суд находит обоснованным довод представителя заинтересованного лица - Администрации муниципального образования город Салехард об утрате заявителем и членами её семьи оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, по причине приобретения в ДД.ММ.ГГГГ заявителем К.Л.Д. и её супругом К.В.Е. в общую долевую собственность, для каждого в праве 1/2, жилого помещения площадью 57,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Передача в последующем - в ДД.ММ.ГГГГ указанного жилого помещения в собственность их дочери ФИО5 и снятие её с регистрационного учёта в городе Салехард в ДД.ММ.ГГГГ определяющего значения при разрешении поставленного перед судом вопроса не имеет, поскольку ФИО5 является членом семьи заявителя и находящиеся в её собственности жилые помещения в силу закона также подлежат учёту при определении их нуждаемости.
Исходя из положений частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются также действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Приведённые нормы указывают на то, что на момент постановки заявителя на учёт и при снятии с такового, подлежали учёту все занимаемые гражданами жилые помещения по договору социального найма и находящиеся в собственности, в том числе, в других субъектах Российской Федерации.
Следовательно, суммарная площадь всех имеющихся у семьи К. помещений (за исключением жилого помещения в <адрес>, признанного аварийным), как занимаемых по социальному найму, так и находящихся в собственности, с учётом всех членов семьи, превышает учётную норму: (20,7 + 57,5 = 78,2) : 4 = 19,55 кв.м.
Таким образом, основания, по которым семья была поставлена на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР) отпали, и при таких обстоятельствах, требования о признания распоряжения незаконным не могут быть удовлетворены, поскольку в силу указанных выше норм заявитель и члены её семьи на дату его издания не относились к лицам, имеющим обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление К.Л.Д. о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации муниципального образования город Салехард о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и восстановлении в очереди, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий Щ.Т.Ю.