Решение по делу № 33-2649/2020 от 13.01.2020

РЎСѓРґСЊСЏРђСЋРїРѕРІР° Р“.Р¤.

УИД 16RS0046-01-2017-016232-88

Дело 2а-5570/2018

в„– 33-2649/2020

Учет 081г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2020 года

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Валиевой Л.Ф., Гаянова А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыбушкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Никишина Ю.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 6 июля 2018 года, которым исковое заявление Никишина Ю.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об оспаривании действий (бездействия) оставлено без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Никишина Ю.А. и его представителя Сычева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Никишин Ю.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее – ИК МО г. Казани) об оспаривании действий (бездействия).

В обоснование указал, что является отцом ребенка-инвалида, <дата> года рождения, передвижение которого возможно только в инвалидной коляске.

На остановках «ул. Карбышева» и «ул. Комарова» г. Казани надземный пешеходный переход не оборудован приспособлениями для передвижения инвалидов-колясочников. В указанном районе находятся ряд социально значимых объектов – Межрегиональный клинико-диагностический центр, отдел образования, парки и скверы для прогулки, к этим объектам невозможно подняться. Также невозможно просто перейти дорогу.

Истец просит признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженное в необеспечении доступности объекта транспортной инфраструктуры, возложить обязанность устранить нарушения.

Истец Никишин Ю.А. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, полагал ИК МО г. Казани ненадлежащим ответчиком.

Представители заинтересованных лиц Государственного казенного учреждения «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» (далее – ГКУ «ГИСУ РТ»), Кабинета Министров Республики Татарстан полагали иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Комитет внешнего благоустройства» в суд не явился, судом извещался.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке, рассмотрел дело в порядке административного судопроизводства.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что требование было рассмотрено судом только в части установки подъемных устройств для инвалидов. В целом требования об обеспечении доступности объектов инфраструктуры для инвалидов судом не рассмотрены, в иске отказано незаконно.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2019 г. постановлено перейти к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Представители ИК МО г. Казани, ГКУ «ГИСУ РТ», Кабинета Министров Республики Татарстан, Кабинета внешнего благоустройства ИК МО г. Казани на заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с положениями части 1 части 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Из материалов дела видно и по делу установлено, что надземные пешеходные переходы на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева», расположенные по ул.Танковая города Казани, введены в эксплуатацию в 1982 году. Данные переходы конструктивно не оборудованы приспособлениями для передвижения маломобильных групп населения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 № 786 утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Приложением № 2 к данной программе определен перечень объектов и мероприятий указанной программы. Пунктом 2.2.3.1. указанного перечня предусмотрено проведение реконструкции и оборудования пешеходных переходов, в том числе на ул. Комарова и ул. Карбышева, для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Суду представлен Государственный контракт от 05.11.2011 № 32, заключенный ГБУ «ГИСУ РТ» с подрядчиком в целях выполнения строительно- монтажных и прочих работ, в том числе поставки и монтажа оборудования по капитальному ремонту указанных в контракте объектов. Данным контрактом предусмотрено проведение работ по оборудованию определенных контрактом пешеходных переходов, с целью беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, лифтами, в том числе рассматриваемых переходов.

Согласно представленным доказательствам, проектная документация к данном контракту, в части производства рассматриваемых работ по оборудованию лифтами надземных пешеходных переходов, уничтожена по истечении срока хранения.

В 2013 году указанные переходные переходы были оборудованы подъемными платформами для инвалидов, однако в эксплуатацию указанные приспособления не введены, поскольку были приведены в негодность в результате неоднократных вандальных действий неустановленных лиц.

В виду нецелесообразности их восстановления, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.06.2016, ГКУ «ГИСУ РТ» заключен государственный контракт от 28.10.2016, на основании которого произведен демонтаж оборудования вышеуказанных подъемных платформ.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Никишина Ю.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что требования, установленные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на данные объекты с 1 июля 2016 года не распространяются.

Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае имеются правовые основания для удовлетворения заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания в силу следующего.

Требования при разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 и введенных в действие с 1 января 2013 года.

В силу статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения этой же статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил» к строительным нормам и правилам, принятым до вступления в силу Федерального закона от 30декабря 2009 года № 384-ФЗ, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Как следует из пункта 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Судебная коллегия отмечает, что приведенные правовые нормы содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

В силу абзаца 4 пункта 1 перечня Объектов, относящихся к муниципальной собственности, утвержденного в качестве Приложения № 3 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Таким образом, спорные надземные пешеходные переходы как объекты инженерной инфраструктуры города относятся к муниципальной собственности, ответчик ИК МО г. Казани не предоставил доказательства обратного.

Поскольку для передвижения по спорным надземным пешеходным переходам на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева» города Казани для маломобильных групп населения не созданы надлежащие условия (отсутствует возможность перехода указанными маломобильными группами населения в виду отсутствия подъемного устройства, кнопка вызова помощи и др.), что лишает инвалидов-колясочников, а также инвалидов с иными ограничениями жизнедеятельности возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Никишина Ю.А.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 6июля 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение.

Иск Никишина Юрия Александровича удовлетворить.

Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обязанность обеспечить доступность для инвалидов объектов инфраструктуры – надземных пешеходных переходов на остановках «ул.Комарова» и «ул.Карбышева», расположенных по ул. Танковая г. Казани.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-2649/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
ИКМО г. Казани
Кабинет Министров РТ
Никишин Ю.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гаянов А. Р.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее