Дело № 2-1097/2022
УИД 33RS0008-01-2022-002044-89
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Гусь-Хрустальный 22 сентября 2022 г.
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Андреевой А.П., при секретаре судебного заседания Карасевой О.Ю., с участием прокурора Герасимовой И.А., представителя третьего лица МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства» администрации МО <адрес> Шириновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах муниципального образования <адрес>, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> <адрес> об обязании зарегистрировать объекты газоснабжения в качестве опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> об обязании зарегистрировать объекты газоснабжения в качестве опасных производственных объектов, указывая, что прокуратурой была проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, требований промышленной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные администрацией МО <адрес> при эксплуатации газопроводов. Муниципальное образование <адрес> является собственником объектов газоснабжения: газопровод высокого давления от ГРС до ГРП <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления от <адрес> до ГРП <адрес> с кадастровым номером №; газопровод среднего давления, <адрес>, с кадастровым номером №; газопровод высокого давления Р<0,6 Мпа до ШРП, ШРП, газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес>, <адрес> в <адрес> с кадастровым номером № газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления, ГРПШ, газопроводы низкого и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> в <адрес> <адрес> <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления Р<=0,6 Мпа до ШРП, ШРП, и газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> с кадастровым номером №. Однако, в установленном законом порядке администрацией МО <адрес> не осуществлена регистрация спорных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по организации газоснабжения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций. Ненадлежащее исполнение ответчиком требований действующего законодательства в указанной сфере может привести к наступлению чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, угрозе жизни и здоровью граждан.
Просит возложить на администрацию МО <адрес> обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить регистрацию в Центральном управлении Ростехнадзора в качестве опасных производственных объектов объекты газоснабжения: газопровод высокого давления от ГРС до ГРП <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления от <адрес> до ГРП <адрес> с кадастровым номером №; газопровод среднего давления, <адрес>, с кадастровым номером №; газопровод высокого давления Р<0,6 Мпа до ШРП, ШРП, газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления, ГРПШ, газопроводы низкого и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> в <адрес> <адрес> с кадастровым номером №; газопровод высокого давления Р<=0,6 Мпа до ШРП, ШРП, и газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> с кадастровым номером №.
В судебном заседании старший помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Герасимова И.А. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела были извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представили, каких-либо ходатайств от них не поступило.
Представитель 3-го лица Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в судебное заседание не явился. В ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ранее направленном отзыве, просили удовлетворить исковые требования прокурора.
Представитель 3-го лица МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования <адрес>» Ширинова А.С. в судебном заседании в своих объяснениях указала, что МКУ не является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов. На часть спорных объектов отсутствует необходимая документация4 для регистрации спорных объектов в Ростехнадзора необходимы значительные денежные средства.
Определением судьи от 05.07.2022 судебное заседание было назначено на 13.07.2022, впоследствии отложено на 01.09.2022, на 22.09.2022. Сторонам были направлены повестки. Однако представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте его были поставлены в известность надлежащим образом. Сведениями о том, что неявка представителя ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Лица, участвующие в деле, не возражали против рассмотрения дела в заочном производстве.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
Ст.12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» даны такие понятия, как: промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; обоснование безопасности опасного производственного объекта – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
Согласно ч.1 ст.2 данного Федерального закона, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.2 ФЗ № 116-ФЗ).
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (ч.3 и ч.4 ст.2 ФЗ № 116-ФЗ).
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п.6 Приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к опасным производственным объектам не относятся: объекты электросетевого хозяйства; работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
В соответствии с п.п.1 и 2 п.4 Приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В пунктах 3 и 4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Ч.1 ст.37 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п.4.3 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780, по рабочему давлению транспортируемого газа газопроводы подразделяют на газопроводы высокого давления категорий 1 и 2, среднего давления и низкого давления в соответствии с таблицей 1.
Согласно п.3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект (п.5 указанных Правил № 1371).
При рассмотрении дела было установлено, что муниципальное образование <адрес> имеет в собственности объекты газоснабжения:
- газопровод высокого давления от ГРС до ГРП <адрес> с кадастровым номером №
- газопровод высокого давления от <адрес> до ГРП <адрес> с кадастровым номером №;
- газопровод среднего давления, <адрес>, с кадастровым номером №;
- газопровод высокого давления Р<0,6 Мпа до ШРП, ШРП, газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером №;
- газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> <адрес> с кадастровым номером №;
- газопровод высокого давления, ГРПШ, газопроводы низкого и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> <адрес> <адрес> Владимирской области с кадастровым номером №;
- газопровод высокого давления Р<=0,6 Мпа до ШРП, ШРП, и газораспределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> с кадастровым номером № что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2022, от 22.06.2022, а также информацией, предоставленной непосредственно ответчиком (л.д.9-42, 44).
Спорные объекты газоснабжения относятся к опасным производственным объектам III класса опасности, о чем свидетельствует письмо районной эксплуатационной службы в <адрес> АО «Газпром газораспределение Владимир» от 21.09.2022.
Регистрацию опасных производственных объектов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в частности спорных объектов газоснабжения - Центральное управление Ростехнадзора.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией МО <адрес>, не осуществлена в установленном законом порядке регистрация вышеуказанных объектов газоснабжения в государственном реестре опасных производственных объектов, тогда как, являясь собственником спорного имущества, обязана это сделать.
В адрес ответчика заместителем межрайонного прокурора было направлено представление от 17.02.2021 об устранении нарушений законодательства об опасных производственных объектах (л.д.150-154), которое до настоящего периода времени не исполнено.
Между тем, неисполнение данной обязанности, может привести к наступлению чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, угрозе жизни и здоровью граждан.
Так как в собственности муниципального образования <адрес> находятся спорные объекты газоснабжения, относящиеся к опасным производственным объектам, используемые для газоснабжения (газопотребления) объектов социальной инфраструктуры и населения на территории сельских поселений, расположенных в границах <адрес> муниципального района, а администрация МО <адрес> в свою очередь является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения, в частности по владению и пользованию муниципальным имуществом, организации газоснабжения, в силу п.5 вышеуказанных Правил № 1371, обязана осуществить регистрацию в Центральном Управлении Ростехнадзора опасные производственные объекты, которые находятся на балансе МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования <адрес>» (л.д.155-156).
Непринятие в безвозмездное пользование спорных объектов специализированной организацией АО «Газпром газораспределение Владимир», не является основанием для освобождения ответчика от обязанности зарегистрировать опасные производственные объекты в установленном законом порядке, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения при разрешении заявленного спора. Кроме того, АО «Газпром газораспределение Владимир» заключен договор с третьим лицом по делу МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства МО <адрес>» от 13.01.2022 на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, газопроводов и сооружений на них, в том числе в отношении спорных объектов.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 233, 235, 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 12 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░<0,6 ░░░ ░░ ░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░<=0,6 ░░░ ░░ ░░░, ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2022 ░.