Дело № 2а- 2356/ 2020
33RS0011-01-2020-004232-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 21 октября 2020 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Захаровой А.А., с участием представителя административного истца старшего помощника Прокурора г.Коврова Корякиной Е.А., представителя административного ответчика администрации г.Коврова по доверенности Овчинниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове административное дело по административному иску Прокурора города Коврова в защиту интересов Лукьяновой Е.В. и Елфимчева И.М. и их несовершеннолетних детей, о возложении обязанности на администрацию города Коврова организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 831 кв.м. расположенному по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная,
У С Т А Н О В И Л :
29.09.2020 г. Прокурор города Коврова обратился в Ковровский городской суд с административным иском в защиту интересов Л.Е. и Е.И. и их несовершеннолетних детей, о возложении обязанности на администрацию города Коврова организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 831 кв.м. расположенному по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная.
В обосновании иска, который поддержала в суде старший помощник Прокурора г.Коврова Корякина Е.А., указано, что Постановлением администрации г.Коврова от 23.12.2019 г. № 2997 многодетной семье Л.Е. и Е.И. имеющих несовершеннолетних детей: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 831 кв.м. расположенный по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная.
14.01.2020 вышеуказанный земельный участок с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома зарегистрирован за членами семьи Макаровых в общую долевую собственность по 1/5 доле за каждым.
При этом фактическое осуществление строительства на земельном участке невозможно, поскольку подъезд (дорога) к земельному участку отсутствует, и отсутствует электро- и водо- снабжение к земельному участку.
Являясь собственниками земельного участка, Л.Е. и Е.И. производят оплату земельного налога, несут расходы, но использовать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не могут, что нарушает их права и законные интересы.
Поскольку предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям является мерой социальной поддержки, и заботой о гражданах данной категории со стороны государства и общества, то и обеспечение земельного участка в силу п.4 и 5 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведением (инженерной инфрастуктурой ), осуществление дорожной деятельности (транспортной инфраструктурой ) в отношении предоставляемых земельных участков возлагается также на полномочный орган местного самоуправления- Администрацию г.Коврова.
Полагали, что объективный и оптимальный срок для исполнения решения суда по возложению на Администрацию г.Коврова обязанности обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой и транспортной инфраструктурой должен учитывать в т.ч. с учетом планирования и использования бюджетных средств, и объем выполняемых работ.
Представитель административного ответчика администрации г.Коврова по доверенности Овчинникова Л.В. в судебном заседании указала что в бюджете города Коврова не предусмотрены финансовые средства на исполнение указанных обязанностей.
В случае возложения судом указанной обязанности при установлении срока исполнения возложенной обязанности полагала разумным и объективным установить срок в 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из бюджетного финансирования работ и существенного объема как подготовительных (проектных) работ, так и монтажных (строительных) работ.
Выслушав доводы сторон и их представителей, изучив представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Постановлением администрации г.Коврова от 23.12.2019 г. № 2997 многодетной семье Л.Е. и Е.И. имеющих несовершеннолетних детей: <данные изъяты>., для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 831 кв.м. расположенный по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная.
14.01.2020 вышеуказанный земельный участок с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома зарегистрирован за членами семьи Макаровых в общую долевую собственность по 1/5 доле за каждым.
При этом фактическое осуществление строительства на земельном участке невозможно, поскольку подъезд (дорога) к земельному участку отсутствует, и отсутствует электро- и водо- снабжение к земельному участку.
Являясь собственниками земельного участка, Л.Е. и Е.И. производят оплату земельного налога, несут расходы, но использовать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не могут, что нарушает их права и законные интересы.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 г. № 373 утверждены Методические рекомендации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, с рекомендациями отбора земельных участков имеющих обеспеченность их транспортной и инженерной инфраструктурой.
В силу положений ст.ст. 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов.
Возложение на муниципальное образование обязанности по обеспечению объектами необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки многодетной семье, соответствует конституционной природе местного самоуправления. Данные выводы содержатся в т.ч. в правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О, и указанием на обязанность органов местного самоуправления по благоустройству соответствующих территорий.
Из материалов дела усматривается, и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления семье Литвиновых в собственность земельного участка, прошел значительный период времени, и между тем обязанность органа МСУ по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, от которой зависит реальная возможность строительства и пользования вновь возведенным жилым домом, не выполнена.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390 (ред. от 28.05.2020 г.) утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее - государственная программа, программа, постановление № 1390).
Согласно положениям названной государственной программы приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710; Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 №10.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области. Для достижения этой цели предполагается решение задач, в том числе, по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Потребность строительства инженерной инфраструктуры определена Схемой территориального развития Владимирской области, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 № 41.
Постановлением Губернатора области от 13.03.2013 № 267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области».
Согласно п.4 приложения к названной дорожной карте департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области является ответственным исполнителем по ежегодному распределению субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков.
В соответствии с п. 3 приложения к названной дорожной карте реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-Ф3) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Подпунктом 6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (Приложение к подпрограмме 2 «Стимулирование развития жилищного строительства») предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту строительства и архитектуры администрации области.
Согласно п.3.2. Порядка субсидии предоставляются, в том числе, на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу п. 7 Правил для включения в Подпрограмму муниципальные образования ежегодно представляют в Департамент заявку на участие в Подпрограмме, в том числе, и по мероприятиям, предусмотренным пунктом 3.2 Порядка, - ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому.
Субсидии на реализацию мероприятий Подпрограммы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка, предоставляются при условии софинансирования из средств местных бюджетов. При этом, доля средств областного бюджета составляет по указанным мероприятиям, не более 90% от объема расходного обязательства муниципального образования.
Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон).
Финансирование Подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 15.07.2008 № 517 «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части финансирования объектов капитального строительства».
В рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 №1390, администрацией области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям в части софинансирования из областного бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, при наличии разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на строительство инфраструктуры к данным земельным участкам, и заявки администрации города Коврова.
Как установлено судом, и не оспаривается административным ответчиком, в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области от муниципального образования г.Ковров заявок на участие в 2020 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», в установленные сроки (до 01.08.2020) не поступало.
При указанных обстоятельствах, поскольку именно Администрация г.Коврова в соответствии с Уставом города Коврова является исполнительным органом местного самоуправления, то именно на Администрацию города Коврова подлежит возложению обязанность организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 831 кв.м. расположенному по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная,
Указанная позиция полностью согласуется с правоприменительной позицией Верховного суда РФ по рассмотренным ранее административным делам, и в т.ч. позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 г. № 2516-О.
В соответствии с ст.227 КАС РФ и правовой позицией Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», при удовлетворении заявления в резолютивной части суд в т.ч. указывает на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод административного истца или устранение препятствий к их осуществлению.
Суд полагает, что поскольку суду не представлено сведений о наличии заявок на получение субсидий в рамках участия в 2020 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», то при этом финансирование работ возможно в 2021 году лишь в рамках бюджетного процесса из средств местного бюджета МО г.Ковров на 2021 год, и соответственно разумным и обоснованным для исполнения возложенной судом обязанности будет являться срок в 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу, и который при наличии объективных обстоятельств, предусмотренных ст.358 КАС РФ может быть продлен судом.
В соответствии с положениями ст.111 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, которые суд с учетом бюджетного финансирования администрации города Коврова, полагает возможным снизить до 0 рублей 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ковровского городского прокурора в защиту интересов Л.Е. и Е.И. и их несовершеннолетних детей, удовлетворить.
Обязать администрацию города Коврова Владимирской области в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером 33:20:014301:71, площадью 831 кв.м. расположенному по адресу Владимирская область г.Ковров ул.Линейная.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Е. Самойлов