Дело №2-3241/2023

86RS0007-01-2023-003774-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2023 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ахметовой Э.В.

при секретаре Фаткуллиной З.А.

с участием ст.пом. прокурора      Свитиной А.А.

истца Пятигор Т.А.

представителей ответчика администрации

Нефтеюганского района Колесник Т.Ю., Семенова Д.Е.,

Вильдановой М.А., Кухаренко Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятигор Татьяны Александровны к МУ «Администрация Нефтеюганского района» о признании незаконным распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) в связи с сокращением численности штата, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, недоначисленных отпускных и выходного пособия, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Пятигор Татьяна Александровна обратилась с исковыми требованиями к МУ «Администрация Нефтеюганского района», просит признать распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 09.08.2023 г. -к не законным, обязать ответчика ее восстановить в должности начальника Управления отчетности программно-целевого планирования администрации Нефтеюганского района.

Требования мотивированы тем, что с 02.12.2010 по 14.09.2023 осуществляла трудовую функцию в должности заместителя начальника, затем и начальника Управления отчетности программно-целевого планирования администрации Нефтеюганского района. Указывает, что за годы работы награждалась почетными грамотами, становилась лучшим работником по профессии, лучшим муниципальным служащим. 14.09.2023 распоряжением администрации от 09.08.2023 она уволена со службы в связи с сокращением численности штата на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Данное сокращение работодатель обосновал упразднением Управления отчетности программно-целевого планирования администрации Нефтеюганского района и созданием Отдела планирования, анализа и отчетности администрации Нефтеюганского района.

    Считает увольнение по такому основанию незаконным, ввиду нарушения процедуры увольнения. Полагает, что работодатель не учел при увольнении, что она имеет 20 летний стаж работы, статус предпенсионера (1 год до назначении пенсии), на ее иждивении находится дочь, поскольку та обучается на очной форме обучения в университете, следовательно, не соблюдено преимущественное право оставления на работе.

Кроме того, указывает, что уведомление о предстоящем сокращении ей вручили 03.07.2023, при этом распоряжение об увольнении издано 09.08.2023, поэтому двухмесячный срок предупреждения работодателем не соблюден. При предложении других вакантных должностей она неоднократно просила предоставить должностные инструкции с целью ознакомления с кругом обязанностей предложенных должностей, однако работодатель не ознакомил ее с должностными инструкциями. В результате она была лишена возможности выразить согласие с предложенными должностями. Кроме того, ей не была предоставлена информация о функционале и должностных обязанностях вновь образованного Отдела планирования, анализа и отчетности. Также полагает, что работодатель обязан был запросить мотивированное мнение в отношении всех сокращаемых работников администрации Нефтеюганского района, однако такое мнение было запрошено лишь в отношении нее и ее коллеги СОА Полагает, что запрашивая мнение профсоюзного органа 29.06.2023 только в отношении двух работников, работодатель тем самым проявил дискриминацию.

Считает, что работодатель произвел сокращение численности работников или штата с целью избавиться от нее, как от неугодного сотрудника, что также свидетельствует о дискриминации. Утверждает, что причиной ее увольнения явился конфликт с заместителем главы Нефтеюганского района Л.И. Щегульной, по поводы нарушений при расчете среднего заработка работникам муниципалитета. Работодатель необоснованно изменил штатное расписание и уволил ее. Утверждает, что сокращение численности работников ответчиком носило мнимый фиктивный характер, поскольку сократили 5 единиц, взамен ввели также 5 единиц в Отдел планирования. Приказ об увольнении издан без какого-либо первичного документа. Полагает, что ответчик не доказал, что в результате упразднения Управления отчетности программно-целевого планирования достигнута оптимизация штатной численности, что данные действия экономически целесообразны. При внесении изменений в решение Думы Нефтеюганского района от 07.02.2013 № 335 «Об утверждении структуры администрации Нефтеюганского района» путем принятия решения Думы № 921 от 29.06.2023 отсутствует обоснование и цели.

27.06.2023 она в служебной записке в адрес Главы района выражала несогласие с проектом решения Думы № 921, изложив свои доводы и аналитические таблицы, пояснив, что функционал Управления отчетности в количественном отношении выше, чем в других структурных подразделениях, превышает функционал комитета по экономической политике, хотя в комитете количество штатных единиц больше. Считает, что указанный проект не был с ней согласован, как с должностным лицом. Полагает, что Постановление Правительства ХМАО от 05.05.2023 № 195-п не может являться основанием для внесения изменений в структуру муниципалитета, поскольку данный документ не адресован администрации Нефтеюганского района.

Распоряжением администрации Нефтеюганского района от 09.02.2023 № 55-ра «О централизации бухгалтерского учета и составлению отчетности в Нефтеюганском муниципальном районе ХМАО-Югры» главой района дано поручение департаменту финансов разработать план мероприятий по централизации полномочий по ведению бухгалтерского учета, однако в данном плане мероприятий не указано Управление отчетности программно-целевого планирования администрации Нефтеюганского района, поскольку централизация бухгалтерского учета проведена еще в 2014 году на основании распоряжения от 24.07.2024 №438-ра, которым администрация полномочия по ведению бухучета передала в МКУ «Управление по делам администрации Нефтеюганского района» (УДА). На тот момент 4 штатных единицы из Управления отчетности переведены в МКУ «УДА». Таким образом, распоряжение от 09.02.2023 № 55-ра «О централизации бухгалтерского учета» и распоряжение от 24.03.2023 № 151 «Об утверждении плана мероприятий» не могут являться основанием изменения структуры администрации Нефтеюганского района.

Утверждая, что изменение структуры администрации Нефтеюганского района, а именно упразднение Управления отчетности, начальником которого она (истец) являлась, являлось мнимым, поскольку изменилось лишь наименование структурного подразделения, количество штатных единиц не изменилось, функции Отдела планирования лишь увеличились по сравнению с Управлением, а оплата труда сотрудников снизилась, должностные полномочия начальника не изменились, поэтому ее должность была фактически понижена. Никаких организационных и технологических изменений условий труда не произошло в администрации Нефтеюганского района. Таким образом, считает, что ее увольнение являлось незаконным, на основании ст. 394 ТК РФ она подлежит восстановлению в той же должности (начальника Управления отчетности и программно-целевого планирования- главного бухгалтера) и в том же структурном подразделении с выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула, исходя из среднедневного заработка в размере 12 512,13 руб. с применением п. 16 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, по состоянию на 27.11.2023 в размере 650 630,76 руб.

Кроме того, увеличив исковые требования, просит взыскать с ответчика не доначисленные суммы отпускных за 2023 год в размере 200 985,78 руб., компенсацию за просрочку указанной выплаты согласно ст. 236 ТК РФ за период с 15.09.2023 по 27.11.2023 в размере 13 425,85 руб., в том числе по день принятия решения суда, а также не доначисленное выходное пособие за первый и второй месяц по 62 653,09 руб. за каждый месяц, компенсацию согласно ст. 236 ТК РФ за просрочку указанной выплаты за период с 15.09.2023 по 27.11.2023 в размере 4185,20 руб., в том числе по день принятия решения суда.

Требования в части заработной платы мотивирует тем, что в администрации Нефтеюганского района было проведено дважды повышение уровня реального содержания заработной платы в 2022 и 2023 году:

-     с 1 октября 2022 года - утверждено Решением Думы Нефтеюганского района от 31.08.2022     №784 «О внесении изменений в Решение Думы Нефтеюганского района от 27.12.2016 №57 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского района» (должностной оклад и ежемесячная надбавка за классный чин увеличены);

-     с 1 января 2023 года - утверждено решением Думы Нефтеюганского района от 28.09.2022     № 802 «О денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» (с изменениями, внесенными решениями Думы: от 28.12.2022     №840, от 01.02.2023№856, от 01.03.2023№869, от 24.05.2023 №905, от 05.0.2023 №912) (изменены не только должностной оклад, но и другие ежемесячные выплаты к должностному окладу).

Считает, что в соответствии со статьей 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка, при этом согласно со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), устанавливается единый порядок ее исчисления. Это относится как расчету отпускных, так и к расчету выходного пособия при сокращении (в отношении выходного пособия - письмо Минтруда России от 11.0.2021 №14-1/00Г-2066, постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2019 №34-п). Особенности порядка исчисления средней заработной платы в соответствии с частью 7 той же статьи определяются Правительством Российской Федерации. В рамках реализации данного полномочия Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 декабря 2007 года № 922 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (пункт 2 Постановления №922).    Порядок индексации заработной платы для расчета среднего заработка (применение коэффициента пересчета (повышающего коэффициента), закреплен пунктом 16 Постановления от 24.12.2007 № 922. Применение данного повышающего коэффициента к расчету среднего заработка обязательно, в случае, если в учреждении имеет место повышение окладов (должностных окладов), денежного содержания всем работникам организации (Письмо Минтруда от 18.08.2015 № 141/В-623). Считает, что в данном случае, с 01.01.2023 произошло повышение заработной платы всем работникам. При повышении среднего заработка учитываются оклады (должностные оклады) и выплаты, установленные к окладам (должностным окладам) в фиксированном размере (проценты, кратность) (абзац 6 пункта 16 Постановления №922).

При расчете среднего заработка администрация Нефтеюганского района, руководствовалась локальным нормативным актом, утвержденным постановлением администрации Нефтеюганского района от 09.09.2013 № 2367-па «Об утверждении правил исчисления денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Нефтеюганского района» (с изменениями). К надбавкам в абсолютном размере (надбавки, которые установлены не в фиксированном размере (проценты, кратность) к должностному окладу) коэффициент пересчета (повышающий коэффициент) не рассчитывается и не применяется (абзац 7 пункта 16 Постановления).    В расчете иска к Администрации Нефтеюганского района указывает две такие надбавки: ежемесячная надбавка за классный чин и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в работе. Коэффициент повышения в Приложении 2 к иску рассчитан без учета данных надбавок и соответственно не применяется к данным надбавкам при расчете среднего заработка.

Указывает также, что в служебной записке на имя Главы Администрации Нефтеюганского района от 22.06.2023 №б/н, она подробно описала ситуацию, связанную с расчетом среднего заработка для выплаты отпускных в Администрации Нефтеюганского района, о необходимости произвести перерасчет всем работникам администрации, но положительное решение не было принято. На заявление от 10.08.2023 получила ответ от 08.09.2023 №02-исх-1678 с приложением расчетов среднего заработка за дни отпуска и компенсацию отпуска, согласно которым п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922 применен Администрацией частично, только по отношению к повышению заработной платы в Администрации Нефтеюганского района с 01.10.2022. Повышение зарплаты с

01.01.2023     не учтено в перерасчете среднего заработка при выплате отпускных и выходного пособия при сокращении. На требование с просьбой пересчитать средний заработок для расчета выходного пособия получила отрицательный ответ от 24.10.2023 №02-исх-1968.

Считает, что расчет среднего заработка для расчета дней отпуска и компенсации отпуска, а также при выплате выходного пособия по сокращению Администрацией Нефтеюганского района противоречит требованиям статей 3,132 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922. Полагает, что поскольку незаконным увольнением, выплатой отпускных и выходного пособия не в полном размере ей причинены нравственные страдания и нарушены трудовые права, то ответчик обязан выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей, а также компенсировать судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.

В письменных возражениях администрация Нефтеюганского района возражает против иска, в удовлетворении требований просит отказать, указав, что в целях оптимизации расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств Нефтеюганского района, реализации единой политики по централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности, администрацией Нефтеюганского района было принято распоряжение № 55-ра от 09.02.2023,    согласно которому в срок до 31.12.2023 необходимо:

-    провести    централизацию    полномочий    по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов местного самоуправления, структурных подразделений Нефтеюганского района, обладающих правом юридического лица, муниципальных учреждений Нефтеюганского района (далее централизация полномочий).

-    передать    централизуемые    полномочия    по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов местного самоуправления, структурных подразделений Нефтеюганского района, обладающих правом юридического лица,    муниципальных учреждений Нефтеюганского района муниципальному казенному учреждению, подведомственному Департаменту финансов Нефтеюганского района.

На основании распоряжения № 55-ра от 09.02.2023 было вынесено распоряжение № 151-ра от 24.03.2023 «Об утверждении плана мероприятий по централизации полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов местного самоуправления, структурных подразделений Нефтеюганского района,    обладающих    правом юридического лица,    муниципальных    учреждений Нефтеюганского района».

Согласно распоряжению № 151-ра от 24.03.2023 централизация полномочий должна осуществляться во вновь созданном муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского обслуживания» (далее - МКУ ЦБО) на базе муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и организационного обеспечения образования».    

Утверждает, что оптимизация коснулась все структурных подразделений администрации Нефтеюганского района. Ранее бухгалтерское обслуживание органов местного самоуправления, структурных подразделений Нефтеюганского района, обладающих правом юридического лица, Муниципальных учреждений Нефтеюганского района осуществляли: МКУ «УДА», МКУ «УКС и ЖКК НР», МКУ «УПОДУКС», МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и организационного обеспечения образования», каждое учреждение имело в своем штате руководителей и заместителей финансово экономических служб, соответственно после централизации количество руководителей и заместителей было сокращено, что привело к сокращению финансовых затрат на содержание. О данном факте Пятигор Т.А. не могла не знать, так как сама производила необходимые расчеты,

МКУ ЦБО на основании договора № 121 от 25.07.2023 «На оказание услуг по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности» администрацией были переданы часть полномочий ранее исполняемых Управлением отчетности и программно-целевого планирования администрации Нефтеюганского района, руководителем которого являлась Пятигор Т.А. Таким образом, полагает у Управления сократилось количество исполняемых функций.

Перечень функций упраздненного управления отчетности и программно-целевого планирования, переданных МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания» в рамках договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности, согласно постановлению администрации Нефтеюганского района от 05.09.2012 № 2687-па «Об утверждении положения об управлении по учету и отчетности администрации Нефтеюганского района» (в редакции от 06.12.2021 № 2152-па):    .

ведение бухгалтерского учета администрируемых доходов и финансового результата деятельности;

оформление первичных документов бухгалтерского учета, систематизирование

данных проверенных и принятых к бухгалтерскому учету первичных документов и отражение их в регистрах бухгалтерского учета администрации Нефтеюганского района, администратора доходов бюджета в программном комплексе «1C: Предприятие»;

осуществление начислений, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления администрируемых платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Отражение данных бухгалтерского учета в программном продукте «1C: Предприятие»;

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы. Представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

осуществление взаимодействия с органом Федерального казначейства в системе удаленного финансового документооборота;

принятие решений о зачете (уточнении) администрируемых платежей в бюджет Нефтеюганского района;

предоставление необходимой информации для членов инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации нефинансовых активов;

подготовка и оформление документов по инвентаризации.

Утверждает, что необходимость проведения централизации отдельных полномочий в органах местного самоуправления подтверждается письмом Департамента экономического развития ХМАО-Югры от 19.07.2023 № 22-исх-6248. В    администрации    Нефтеюганского    района проведена централизация бухгалтерии (МКУ ЦБО), кадровой и юридической работы (МКУ «Управление по юридической и кадровой работе»), реорганизация БУ Нефтеюганского района «Центр спорта и культуры», путем присоединения к нему БУ «Центр культуры Нефтеюганского района». С передачей функций в комитет по экономической политике и предпринимательству также были переданы несколько штатных единиц Управления отчетности программно-целевого планирования. В связи с передачей функций Управления отчетности программно-целевого планирования в МКУ ЦБО и комитет по экономической политике и предпринимательству, изменился и функционал по должности «Начальник управления отчетности и программно-целевого планирования - главный бухгалтер», а именно исключены некоторые функции.

Поскольку часть функций Управления переданы МКУ ЦБО и комитет по экономической политике и предпринимательству, сократился штат (переданы штатные единицы в комитет по экономической политике и предпринимательству), изменился функционал руководителя Управления, работодателем принято решение об упразднении Управления отчетности и программно-целевого планирования и создании отдела планирования, анализа и отчетности администрации. Считает, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя, данное решение не оспаривалось, незаконным не признавалось.

Утверждает также что в приложении к служебной записке от 14.06.2023 № 04-исх-246 произведен расчет экономического обоснования упразднения структурного подразделения «Управление отчетности и программно-целевого планирования» и введения структурного подразделения «Отдел планирования, анализа и отчетности» в администрации Нефтеюганского района, согласно расчету экономический эффект составляет 2206400рублей.

Полагает, что истец ошибочно считает, что распоряжение от 29.06.2023 № 287-ра в нарушение п. 4.1.1.2 постановления администрации Нефтеюганского района от 30.12.2022 № 2446- па «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в администрации Нефтеюганского района» не был согласован с ней как с заинтересованным лицом.

Возражая против довода истца о мнимости сокращения штата, указывает, что в МКУ ЦБО и комитет по экономической политике и предпринимательству передано 19 функций Управления. В связи с передачей функций соответственно сократились и функциональные обязанности начальника Управления. Количество функций начальника Управления по сравнению с функциональными обязанностями начальника отдела планирования, анализа и Отчетности администрации сократилось на 25 функций, и 4 функции были изменены. Управление как таковое перестало существовать, поскольку как само Управление утратило часть своих функций (полномочий), так и начальник Управления утратил часть своих функций (полномочий).

Указывает, что на основании решения Думы Нефтеюганского района от 28.06.2023 № 921 администрацией Нефтеюганского района принято распоряжение от 28.06.2023 № 287- ра «О внесении изменений в распоряжение администрации Нефтеюганского района от 30.12.2022    №    735-ра «Об утверждении штатного расписания администрации Нефтеюганского района», согласно которому исключается Управление отчетности и программно-целевого планирования со штатной численностью 5 единиц (начальник управления — главный бухгалтер - 1 штатная единица, заместитель начальника управления — заместитель главного бухгалтера - 1 штатная единица, начальник отдела - 2 штатные единицы, специалист-эксперт - 1 штатная единица), ввести отдел планирования, анализа и отчетности со штатной численностью 5 единиц (начальник отдела - главный бухгалтер - 1 штатная единица, заместитель начальника отдела- заместитель главного бухгалтера 1 штатная единица, специалист-эксперт- 3 штатные единицы).

29.06.2023    Управлением муниципальной службы кадров и наград в Профсоюзную организацию администрации Нефтеюганского района направлено уведомление от 29.06.2023     № 19-исх-150/1 о предстоящем расторжении трудового договора с Пятигор Т.А. и СОИ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, на что дан ответ, что при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя с Пятигор Т.А. и СОА. мнение профсоюзной организации не требуется.

Считает, что поскольку истец была уведомлена о предстоящем сокращении под роспись, а также ей были предложены все имеющиеся в администрации Нефтеюганского района, а также структурных подразделениях администрации Нефтеюганского района вакансии, то увольнение произведено с соблюдением порядка. Пятигор Т.А. от предложенных должностей отказалась. Полагает, что истец злоупотребляет правом, не желает фактически восстанавливаться на работе, намерена получить лишь связанные с этим обстоятельством выплаты. Вместе с тем, при увольнении Пятигор Т.А. в полном объеме и своевременно произведены все выплаты. Полагает, что истцом представлен расчет, выполненный с нарушением положений Постановления № 922.

Ответчик считает, что истцом пропущен срок исковой давности по трудовому спору, соответствующее заявление от 26.10.2023 приобщено к материалам дела.

В судебном заседании истец Пятигор Т.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что она была уволена без уважительной причины, поскольку фактически сокращения численности штата не произошло. Она занимала должность начальника Управления –главного бухгалтера, в подчинении у нее было 9 человек. Считает, что ответчик формально вместо Управления создал Отдел, тем самым понизив сотрудников Управления в должности и снизив их содержание (на 50т.р. в месяц), при этом количество функций у Отдела возросло, объем работы увеличился, добавилась под отчетная организация МКУ «Перспектива». Непосредственно перед упразднением Управления его штат составлял 5 единиц (2 единицы перевели в Комитет экономики), при этом создав Отдел, он также содержит 5 штатных единиц. Полагает, что поскольку централизация бухгалтерии в Администрации Нефтеюганского района была произведена еще в 2014 году, то в данном случае в 2023 году не было смысла централизовать структурные органы муниципалитета. Утверждает, что проект об изменении структуры администрации увидела на сайте, данный проект с ней не согласовывался, она же имела право возражать. Не отрицает, что из структурных подразделений бухгалтеры переведены в МКУ ЦБО, в том числе и из МКУ УДА.

Утверждает, что от предложенных вакансий она отказалась, поскольку ей не были предоставлены должностные инструкции этих должностей, не было предоставлено Положение об Отделе, в связи с чем она была лишена возможности узнать функционал данного структурного подразделения. В настоящее время не согласна на должность начальника Отдела. Считает, что ответчик обязан был обеспечить ей работу в Управлении на протяжении года до назначения пенсии. Не отрицает, что ей предлагали все имеющиеся вакантные должности, в том числе и в созданном вместо Управления, Отделе. Полагает, что ответчик в нарушение закона досрочно издал Распоряжение об увольнении от 09.08.23, когда уволена она была с 15.09.23, при этом в таком случае уведомление от 03.07.23 было менее чем за 2 месяца до сокращения. В период с 14.08.23 по 11.09.23 находилась в отпуске с выездом за пределы ХМАО, поэтому не имела возможности ознакомиться с кругом обязанностей предлагаемых должностей. Считает, что мотивированное мнение профсоюза должно было быть получено в отношении всех сокращаемых должностей. Полагает, что работодатель не учел ее предпенсионный возраст (1 год до пенсии), наличие на иждивении дочери, которая учится на очном отделении.

Указывает, что заработная плата муниципальных служащих повышалась с 01.10.2022 (увеличен оклад, надбавка за классный чин), а также с 01.01.2023, в связи с чем ответчик обязан применять п. 16 Постановления правительства №

922, согласно которому при исчислении среднего заработка, используемого при начислении отпускных, применяется коэффициент к периоду до повышения заработка. Указанный коэффициент при начислении ей отпускных в 2023 году применили лишь в связи с повышением заработной платы с 01.10.2023. Просит взыскать с ответчика отпускные и выходное пособие, поскольку данные выплаты рассчитываются исходя из среднего заработка с применением коэффициента 2,2 на выплаты в расчетном периоде до 01.01.2023. Указывает, что в своих расчетах к абсолютным величинам указанный коэффициент не применяла. В 2023 года находилась в отпуске в периоды: 27.02.2023-11.03.23, 13.06.23 – 23.06.23, 14.08.23 – 08.09.23. Поскольку в июне 2023 года в период отпуска была на больничном 3 дня, данные 3 дня отпуска использовала с 11.09.2023. Просит также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 10 000 руб. по оплате услуг юриста (адвоката ЛВР), которой оплатила 40 000 руб., из которых 30 000 руб. возвращены.

Представители ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, суду пояснили, что на основании Распоряжения администрации Нефтеюганского района № 55проведена централизация бухгалтерского учета. Решением Думы Нефтеюганского района № 921 упразднено Управление, поскольку часть полномочий данного структурного подразделения администрации переданы в МКУ ЦБО, 2 штатные единицы действительно до этого перевели в комитет экономики, с ними ушли и полномочия указанных сотрудников, поэтому необходимости в сохранении Управления, которое состояло из двух отделов, где были четыре начальника (начальник Управления, зам.нач Управления, начальники двух отделов) и только 1 специалист, не было. Произведена оптимизация затрат. Был создан Отдел, в состав которого входит 1 начальник, 1 заместитель, и 3 специалиста, что экономически целесообразно. Указанное сокращение численности произведено в результате внесения изменений в штатное расписание. Составление штатного расписания по форме Т-3 не требуется в обязательном порядке. Полагает, что администрацией на законных основаниях принято решение о сокращении должностей Управления, которое возглавляла истец Пятигор Т.А. Ни Управление отчетности программно-целевого планирования, ни Отдел планирования, анализа и отчетности, самостоятельными юридическими лицами не являются. Из Управления 11 функций были переданы в Комитет по экономике, 19 функций в МКУ ЦБО, в должностной инструкции начальника Отдела на 25 функций меньше, чем у начальника Управления, поскольку бухучет передан в МКУ ЦБО. Пятигор Т.А. была соавтором проекта об изменении структуры администрации, она согласовывала данный проект.

Считают, что увольнение истца произведено в соответствии с требованиями закона, поскольку Пятигор Т.А. 03.07.23 уведомлена за 2 месяца до увольнения о сокращении ее должности. Полагает, что поскольку сокращалась одна должность начальника Управления, то преимущественное право оставления на работы в данном случае не проверялось, сведения о том, что истец предпенсионер отсутствовали. В тот же день 03.07.23 истцу предложены все имеющиеся вакантные должности в администрации Нефтеюганского района, в том числе и должность начальника Отдела планирования, анализа и отчетности администрации Нефтеюганского района, заместителя и специалиста, предлагались должности и в других структурных подразделениях (ДИО района). В центр занятости направлена соответствующая информация, как и в профсоюзный орган, который ответил, что Пятигор Т.А. членом данной профсоюзной организации не является. При этом в профсоюзный орган запрашивали мотивированное мнение лишь на 2 сотрудников, поскольку только Пятигор и СОА не дали согласие на предложенные должности, дискриминация отсутствовала. Повторно предлагали вакантные должности 10.08.23 в день ознакомления с оспариваемым Распоряжением об увольнении, а также в последний рабочий день истца – 14.09.2023. Не отрицают, что должностные инструкции вакантных должностей были представлены Пятигор Т.А. 14.09.23г., считают, что такой обязанности у работодателя не имеется. Истец уволена по истечении отпуска. В настоящее время не сокращенной осталась лишь должность специалиста, который находится в декретном отпуске. Утверждает, что должность начальника Отдела планирования по настоящее время вакантна, ответчик готов принять истца на данную должность.

Утверждают, что истцу произведен перерасчет отпускных и выходного пособия с применением коэффициента 1,4 в связи с увеличением оклада с 01.10.2022. Иным муниципальным служащим такой перерасчет не производился. Считают, что истец злоупотребляет правом, заявляя требование о применении коэффициента 2.2 к периоду до 01.01.2023 в расчетном периоде, используемом для расчета отпускных и выходного пособия. Полагают, что поскольку с 01.01.2023 изменилась полностью система оплаты содержания муниципальных служащих, то п. 16 Постановления Правительства № 922 не применим. Считают расчет истца неверным, поскольку в расчетном периоде премии учитываются пропорционально отработанному времени в расчетном периоде. Просят учесть, что на администрацию Нефтеюганского района распространяется локальный нормативный акт – Положение о денежном содержании муниципальных служащих, утв. Постановлением № 2367-па, кроме того Постановлением Правительства ХМАО утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, которые муниципалитет не вправе превышать. Утверждают, что поскольку Управление в настоящее время упразднено, то восстановить истца на должность Управления уже невозможно.

Считают, что Пятигор Т.А. обратившись с иском о восстановлении на работе пропустила месячный срок обращения в суд, в досудебном порядке с такими требованиями в гос. учреждения не обращалась. Утверждают, что издание распоряжения об увольнении 09.08.2023 не нарушают трудовых прав истца, поскольку истец имела возможность 14.09.23 согласиться на любую вакантную должность, при этом работодатель обладает исключительной компетенцией отмены распоряжения об увольнении.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, который полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Судом установлено, что на основании заключенного с ответчиком трудового договора № 42 от 02.12.2010, истец Пятигор Татьяна Александровна осуществляла в Администрации МО Нефтеюганский район свою трудовую деятельность в качестве заместителя главного бухгалтера – заместителя начальника управления по учету и отчетности, являясь при этом муниципальным служащим.

На основании дополнительного соглашения от 01.06.2012 занимала должность начальника указанного управления – главного бухгалтера.

На основании дополнительного соглашения от 01.06.2020 в трудовой договор внесены изменения: должностной оклад 4877 руб. в месяц, выплата за сложность 2060руб.

На основании дополнительного соглашения от 28.09.2022 в трудовой договор внесены изменения: должностной оклад 5073 руб. в месяц, выплата за сложность 2265руб., надбавка за классный чин 2429руб., которые начали действовать с 01.10.2022.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 33.1 Устава Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Глава района представляет на утверждение Думы Нефтеюганского района структуру администрации Нефтеюганского района.

Руководствуясь статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Согласно подпункту 30 пункта 2 статьи 23 Устава Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к полномочиям Думы Нефтеюганского района относятся утверждение структуры администрации Нефтеюганского района, изменений и дополнений в нее по представлению Главы района.

07.02.2013 Решением Думы Нефтеюганского района утверждена структура администрации Нефтеюганского района № 335.

На основании распоряжения № 55-ра от 09.02.2023 «Централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности в Нефтеюганском муниципальном районе ХМАО-Югры» (л.д. 162 том2) вынесено распоряжение № 151-ра от 24.03.2023 «Об утверждении плана мероприятий по централизации полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов местного самоуправления, структурных подразделений Нефтеюганского района, обладающих правом юридического лица,     муниципальных    учреждений Нефтеюганского района».

Согласно распоряжению № 151-ра от 24.03.2023 централизация полномочий должна осуществляться во вновь созданном муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского обслуживания» (далее - МКУ ЦБО) на базе муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания и организационного обеспечения образования».    

Согласно листку согласования, проекты указанных распоряжений согласовывались с истцом, как с начальником управления отчетности Пятигор Т.А.

В приложении к служебной записке от 14.06.2023 № 04-исх-246 работодателем произведен расчет экономического обоснования упразднения структурного подразделения «Управление отчетности и программно-целевого планирования» и введения структурного подразделения «Отдел планирования, анализа и отчетности» в администрации Нефтеюганского района, согласно расчета экономический эффект составляет 2206400рублей.

28.06.2023 решение Думы № 921 внесены изменения в структуру администрации Нефтеюганского района, Управление отчетности и программно-целевого обеспечения исключено из структуры и дополнено Отделом планирования, анализа и отчетности (л.д. 170 том 2).

29.06.2023 Администрацией Нефтеюганского района издано Распоряжение №287-ра, согласно п. 1 которого в приложение №2 штатного расписания администрации Нефтеюганского района внесены изменения с 11.09.2023: исключено Управление отчетности и программно-целевого планирования со штатным составом 5 штатных единиц (начальник управления, зам.начальника управления, начальник отдела экономики, начальник отвела бухучета, специалист-эксперт), введен Отдел планирования, анализа и отчетности со штатным составом 5 штатных единиц (начальник отдела, замначальника отдела, 3 специалиста).

При этом суд отмечает, что согласно распоряжение №39-ра от 02.02.2023 Отдел планирования, анализа и отчетности до 11.09.2023 отсутсвовал.

Распоряжением администрации Нефтеюганского района № 124-к от 09.08.2023 Пятигор Т.А. уволена в связи с сокращением численности работников администрации Нефтеюганского района (л.д. 161 том 2).

Пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу части третьей статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или пунктом 3 части первой названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Таким образом, при расторжении трудового договора по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации (в том числе в ее филиалах) с работником, местом работы которого является филиал или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенные вне места ее нахождения, работодатель (организация) обязан предложить такому работнику все вакантные должности, соответствующие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, имеющиеся у него во всех иных филиалах и обособленных структурных подразделениях, находящихся в данной местности (то есть в пределах административно-территориальных границ населенного пункта, в котором согласно трудовому договору было определено место работы работника).

В части 4 статьи 3 Трудового кодекса закреплено, что лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Согласно разъяснениям пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" окончательное решение о том имела ли место дискриминация в каждом конкретном случае, принимается судом. При этом следует учитывать, что увольнение в связи с сокращением численности (штата) работников недопустимо использовать исключительно в качестве способа избавления от неугодных работодателю работников.

Судом апелляционной инстанции учтена позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 17 декабря 2008 года № 1087-0-0 о том, что прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место (пункт 2.3). Суд обращает внимание и на то, что полностью исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица, нельзя. Действительность сокращения численности или штата работников устанавливается, как правило, сравнением прежней и новой редакции штатного расписания, но не ограничивается этим.

Увольнению Пятигор Т.А. по указанному основанию предшествовали следующие действия работодателя.

29.06.2023    Управлением муниципальной службы кадров и наград в Профсоюзную организацию администрации Нефтеюганского района направлено уведомление от 29.06.2023     № 19-исх-150/1 о предстоящем расторжении трудового договора с Пятигор Т.А. и Созиновой О.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Постановлением от 29.06.2023     № 26

Первичной профсоюзной организации администрации Нефтеюганского района работников госучреждений и общественного обслуживания при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя с Пятигор Т.А. и Созиновой О.А. мнение профсоюзной организации не требуется.

03.07.2023     Пятигор Т.А. была уведомлена о предстоящем сокращении под роспись, а также ей были предложены все имеющиеся в администрации Нефтеюганского района, а также структурных подразделениях администрации Нефтеюганского района вакансии, что подтверждается уведомлением № 02-исх-1270 от 03.07.2023. Истец с уведомлением ознакомилась, от предложенных вакансий отказалась, указав, что не согласна с упразднением Управления. Представила работодателю справку о наличии статуса предпенсионера.

09.08.2023     администрацией Нефтеюганского района вынесено распоряжение от 09.08.2023    № 124-к, с которым Истец ознакомлена под роспись 10.08.2023, с указанным распоряжением истец не согласилась.

10.08.2023     Пятигор Т.А. повторно направлено уведомление наличии вакансий, с которым она ознакомлена под роспись, повторно предложены все имеющиеся в администрации Нефтеюганского района, а также структурных подразделениях администрации Нефтеюганского района вакансии, что подтверждается уведомлением № 02-исх-1542 от 10.08.2023.    Истец с уведомлением ознакомилась, от предложенных вакансий отказалась

14.09.2023     повторно направлено уведомление о наличии вакансий, с которым она ознакомлена под роспись, повторно предложены все имеющиеся в администрации Нефтеюганского района, в структурных подразделениях администрации Нефтеюганского района вакансии на 14.08.2023 отсутствовали, что подтверждается уведомлением № 02-исх-1708 от 14.09.2023. Истец с уведомлением ознакомилась, от предложенных вакансий отказалась.

В соответствии с нормами статьи 373 ТК РФ работодателем было принято решение. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В силу ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, вопрос о преимущественном праве оставления на работе рассматривается, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения.

Учитывая, что со стороны ответчика представлены документы, подтверждающие направление уведомления в профсоюзный орган с проектами распоряжений о внесение изменений в штатное расписание, об увольнении истца, при этом истец членом профсоюзной организации не является, что не оспаривается в судебном заседании, то у ответчика отсутствовала обязанность по получению мотивированного мнения такого органа.

Доводы истца о том, что ответчик обязан был запросить мотивированное мнение в отношении всех сокращаемых должностей, суд признает не состоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку ответчик принял решение о сокращении штата Управления, в котором должность начальника Управления являлась единственной, то у ответчика отсутствовали правовые основания для проверки преимущественного права оставления истца на работе.

С 2019 г. под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона о занятости).

Согласно справке Отдела социального и пенсионного страхования Пятигор Т.А. относится к указанной категории граждан.

Вместе с тем, что специального порядка увольнения работников предпенсионного возраста по сокращению численности (штата) ни специальными нормами в отношении муниципальных служащих, ни нормами трудового законодательства нет. Таким образом, поскольку ответчик в отношении истца не обязан был проверять преимущественное право оставления на работе при сокращении штата, то статус предпенсинера в данном случае юридического значения не приобретает.

Оценивая доводы истца относительно формальности сокращения штата в связи с упразднением Управления, суд учитывает Положение об Управлении отчетности и программно-целевого планирования и Положение Об отделе планирования, анализа и отчетности, которое утверждено лишь 27.10.2023 постановлением № 1576-па и оценивая функции Отдела, приходит к выводу о том, что ведение бухучета исключено из функция данного структурного подразделения, добавлено участие в разработке Единой учетной политики централизованной бухгалтерии в соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание с муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского обслуживания». Задачей Управления являлось в том числе проведение экспертизы и оценки реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ в рамках своих полномочий, что исключено из задач Отдела. При этом суд принимает во внимание, что истец сама не оспаривает изменение функционала указанных двух структур, поскольку позиция истца в указанной части сводится к тому, что у вновь созданного Отдела увеличен объем функций (объем работы) при снижении фактической оплаты труда сотрудников. Таким образом, учитывая изменение, в том числе и штатного состава указанных двух структур администрации (вместе четырех начальствующих должностей, в отделе введено лишь один начальник и замначальника), что отвечает целям оптимизации расходов и эффективности использования бюджетных средств, которые положены в основу проеденной централизации органов бухучета. Указанные изменения коснулись также и должностной инструкции руководителя данного структурного подразделения.

Таким образом, суд признает доводы истца в указанной части не состоятельными, как и довод о дискриминации. При этом количественное изменение функций указанных структурных подразделений, а также отсутствие изменений в количестве штатных единиц уже правового значения не приобретает, поскольку изначально Управление предполагало наличие 9 штатных единиц, из которых 2 единицы в связи с началом централизации были переведены в Комитет экономики вначале 2023 года.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что в администрации Нефтеюганского района имело место фактическое и юридическое сокращение штата Управления отчетности и программно-целевого планирования, поскольку полностью был упразднено данное Управление; ответчик вручил истцу уведомление о предстоящем увольнении за два месяца, направив в профсоюзный орган, членом которого она не являлась, запрос на мотивированное мнение в связи с предполагаемым увольнением; ответчик неоднократно предлагал истцу все имеющиеся у него вакантные должности, что подтверждается уведомлениями и штатными расписаниями с указанием вакантных должностей; окончательное решение о сокращении штата Управления, в частности истца, принято после соблюдения порядка увольнения по указанному основанию.

Доводы истца об издании ответчиком распоряжения об увольнении ранее 2 месячного срока со дня уведомления о сокращении, суд признает не состоятельными, поскольку 09.08.2023 работодателем с учетом отказа работника от предложенных вакансий определено уволить истца с 14.09.2023, учитывая, что Пятигор Т.А. находилась в отпуске с 14.08.23 по 08.09.2023, который продлен до 14.09.2023 в связи с нетрудоспособностью истца в июне 2023, что не оспаривается сторонами. Трудовое законодательства не ограничивает работодателя в возможности издать приказ об увольнении в более ранние сроки, чем дата увольнения. Данные обстоятельства не нарушает права истца, в том числе и в случае если бы работник в последний рабочий день согласился бы с какой-либо вакансией, поскольку действительно работодатель обладает исключительной компетенцией отмены ранее изданных приказов, в том числе и приказа об увольнении.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что процедура увольнения истца по сокращению штата работников работодателем соблюдена, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований об отмене распоряжения об увольнении и восстановлении на работе.

Доводы истца о том, что ей не были предоставлены должностные инструкции вакантных должностей, что лишило ее права полноценно определиться с предложенными вакансиями, суд также признает не состоятельными, поскольку ни ТК РФ, ни ФЗ №25 такая обязанность работодателя прямо не предусмотрена. Вместе с тем принимая во внимание, что при приеме на работу работник в праве получать полную информацию о трудовой деятельности, в том числе и о трудовых функция, а работодатель передал запрашиваемые должностные инструкции Пятигор Т.А. 14.09.2023, то несмотря на поздние сроки их получения истцом (в последний рабочий день), данные обстоятельства не влекут нарушения порядка увольнения, поскольку истец по настоящее время не согласна ни с одной предложенной вакантной должностью, настаивая на незаконном упразднении Управления, как структурного подразделения администрации Нефтеюганского района. Положение же об Отделе планирования, анализа и отчетности утверждено лишь 27.10.2023, в связи с чем ответчик не возможности представить его на ознакомление истцу. Ознакомление с данным документом также и по настоящее время не повлияло на решение истцов вопроса в отношении вакантных должностей, следовательно, тем самым ответчик не лишал права и своевременной возможности согласиться с любой из предложенной вакантной должностью.

Доводы ответчика о применении последействий пропуска срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, суд признает не состоятельными, отмечая, что Пятигор Т.А. обратилась с данным иском в суд 12.10.2023, при этом уволена была с 14.09.2023 года.

Согласно части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, оснований полагать, что истец пропустила месячный срок обращения в суд, не имеется.

Разрешая вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца недоначисленных отпускных за 2023 год и выходного пособия за 1 и 2 месяц трудоустройства после сокращения, суд учитывает следующее.

Согласно расчетным листкам Пятигор Т.А. действительно предоставлены дни отпуска в периоды работы в 2023 году:

13 дней – с 27.02.2023 по 11.03.2023 – начислены отпускные 60337,3р. +12067,46р.+1663,26р.+8316,3р.,

6 дней - с 13.06.2023 по 20.06.2023 - начислены отпускные 58814,48р. с учетом перерасчета по листку нетрудоспособности,

23 дня – с 14.08.2023 по 13.09.2023 – начислены отпускные 133052,58р. +59134,46р.+19966,47р., при этом в июне 2023 отражен листок нетрудоспособности, в том числе в период отпуска, с 21.06.23 по 23.06.2023 (3 дня).

Согласно расчетному листку за сентябрь 2023года истцу начислено и выплачено выходное пособие в размере 200 101,65 руб. за 1 месяц, в том размере и за второй месяц после сокращения штата.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья).

Статьей 135 Трудового кодекса РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

    Средний заработок для исчисления ежегодного оплачиваемого отпуска, служебной командировки, выплаты компенсации и в других случаях, предусмотренных ТК РФ, рассчитывается в общем порядке, установленном статьей 139 Кодекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

    Для исчисления среднего заработка учитывают выплаты работникам, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда (ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения о средней заработной плате):

1)    заработную плату, начисленную работникам, независимо от применяемой системы оплаты труда (пп. "а" - "в" п. 2 Положения о средней заработной плате);

2)    надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и др. (пп. "к" п. 2 Положения о средней заработной плате);

3)    выплаты, связанные с условиями труда (пп. "л" п. 2 Положения о средней заработной плате);

4)    премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. "н" п. 2 Положения о средней заработной плате);

5)    другие виды выплат (пп. "о" п. 2 Положения о средней заработной плате).

В расчет среднего заработка не включают:

1)    выплаты социального характера, а также выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальную помощь, оплату стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения о средней заработной плате);

2)    суммы, начисленные за время, исключаемое из расчетного периода (п. 5 Положения о средней заработной плате).

Согласно ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

    Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).

Решением Думы Нефтеюганского района от 27.16.2016 №57 утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского района.

В администрации Нефтеюганского района повышение уровня реального содержания заработной платы в 2022 и 2023 году было проведено дважды:

-     с 1 октября 2022 года - утверждено Решением Думы Нефтеюганского района от 31.08.2022     №784 «О внесении изменений в Решение Думы Нефтеюганского района от 27.12.2016 №57 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского района» (должностной оклад и ежемесячная надбавка за классный чин увеличены);

-     с 1 января 2023 года - утверждено решением Думы Нефтеюганского района от 28.09.2022     № 802 «Положение о денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» (с изменениями, внесенными решениями Думы: от 28.12.2022     №840, от 01.02.2023№856, от 01.03.2023№869, от 24.05.2023 №905, от 05.0.2023 №912) (изменены не только должностной оклад, но и другие ежемесячные выплаты к должностному окладу).

Судом установлено, что ответчик произвел перерасчет отпускных и выходного пособия с применением п. 16 Указанного Постановления Правительства РФ № 922, в связи с повышением размера должностного оклада с 01.10.2022 с 4877р. до 5073р., рассчитав коэффициент 1,04 и применив его к заработной плате истца за периоды работы ы расчетном периоде до 01.10.2022.

Спор между сторонами возник о применении аналогичного коэффициента при расчете среднего заработка в связи с изменением системы оплаты труда муниципальных служащих с 01.01.2023г., поскольку решением Думы Нефтеюганского района от 28.09.2022     № 802 утверждено Положение «О денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», а решение Думы Нефтеюганского района №57 признано утратившим. Данным положением утверждены повышенные должностные оклады по должностям муниципальной службы, при этом изменена система надбавок и их размер, а также утверждено Положение о порядке и условиях установления ежемесячных надбавок за особые условия муниципальной службы, Положение о порядке выплаты денежного поощрения, премий. В результате данных изменений количество надбавок к должностному окладу сократилось (отменена выплата за сложность, напряжённость и достижения), изменился порядок и размер их исчисления, должностной оклад истца увеличился с 5073р. до 15768 руб. (том 1 л.д. 211).

В п.16 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" указано, что в случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). (абзац 6 пункта 16 Положения).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Истцом произведен расчет среднего заработка и, основанного на его размере, с учетом расчетного периода, предшествующему каждому периоду отпуска.

Разрешая требования истца, суд учитывает положения Постановления правительства в ХМАО-Югре от 23.08.2019 № 278-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда… муниципальных служащих в ХМАО-Югре», а также раздел 5 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих…» утв. Решением Думы № 802, где закреплено, что индексация денежного содержания производится путем повышения фонда оплаты труда на коэффициент индексации, при этом исходит из п. 12 Правил исчисления денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Нефтеюганского района, утвержденных Постановлением от 09.09.2013 № 2367-па с изм. от 28.04.2021. Указанной специальной нормой права закреплено, что в случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) должностного оклада и дополнительных выплат, то исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении и до окончания указанного периода.

Таким образом, учитывая, что с 01.01.2023 года в администрации Нефтеюганского района изменена система оплаты муниципальным служащим, при этом специальной нормой закона предусмотрен учет индексации лишь со дня вступления в силу указанного закона, материалы дела не содержат сведения об увеличении нормативов расходов на оплату труда муниципальных служащих на 2023 год с учетом изменения такой системы оплаты труда в том числе и истцу (не применен коэффициент индексации к фонду оплаты труда), то суд приходит к выводу о том, что истец, увеличивая в каждом расчетном периоде средний заработок за период до 01.10.2023 на коэффициент 2,22, злоупотребляет правом, тем самым увеличивая средний заработок в более чем в 2 раза, что противоречит нормативам формирования расходов на оплату труда за 2023 год. Поэтому поскольку изменение системы оплаты труда не влечет увеличение фонда оплаты труда муниципальных служащих, в данном случае коэффициент индексации не применяется, то у ответчика не имеется и оснований для применения п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 922 для расчета отпускных и выходного пособия за 2023 год. Следовательно, принимая за основу расчет ответчика, и признавая его верным, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по заработной плате перед истцом, в том числе по выплате отпускных и выходного пособия. На иные основания расчёта указанных выплат истец не ссылалась.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В связи с отсутствием нарушения трудовых прав истца в связи с увольнением, выплатой отпускных и выходного пособия, оснований для удовлетворения исковых требований Пятигор Т.А. о взыскании компенсации морального вреда не имеется, как и для компенсации истцу судебных расходов, учитывая положения ст. 98 ГПК РФ.

В удовлетворении исковых требований надлежит истцу отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пятигор Татьяны Александровны к МУ «Администрация Нефтеюганского района» о признании незаконным распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) в связи с сокращением численности штата от 09.08.2023, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, недоначисленных отпускных за 2023 год и выходного пособия за первый и второй месяц трудоустройства, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Председательствующий          Э.В. Ахметова

2-3241/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Нефтеюганский межрайонный прокурор
Пятигор Татьяна Алексеевна
Ответчики
Администрация Нефтеюганского района
Другие
Лысенко Венера Римовна
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Ахметова Эльмира Валерьевна
Дело на сайте суда
uganskray.hmao.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Подготовка дела (собеседование)
27.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
09.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее