Дело №2-347/2024
УИД 44RS0004-01-2024-000494-52
Мотивированное решение
изготовлено 11 октября 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2024 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Макаровой А.А., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности провести мероприятия в сфере охраны труда,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ СОШ № 5 Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности провести мероприятия в сфере охраны труда.
В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области трудового законодательства.
Проверкой установлено, что МБОУ СОШ №5 не обеспечено проведение мероприятий, направленных на выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней. По указанным нарушениям межрайонной прокуратурой 29.05.2024 года директору МБОУ СОШ №5 внесено представление. Из ответа на данное представление следует, что до настоящего времени мероприятия, направленные на выявление опасностей, оценки профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, не проведены.
Просят обязать МБОУ СОШ №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области обеспечить проведение мероприятий, направленных на выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Макарова А.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 5 Мантуровского муниципального округа Костромской области директор Смирнова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание направила телефонограмму, в которой просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск прокурора признает (л.д.33,124).
Представитель третьего лица администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом (л.д.32).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Федерации й законы.
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч.1), работодатель обязан обеспечить, в том числе создание и функционирование системы управления охраной труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч.3).
Согласно ст.217 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п.18 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 776н, управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков
В соответствии со ст.218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2021 № 926 утверждены рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.
В силу п.п. 3,4 Рекомендаций организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в Рекомендациях.
Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.
Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства МБОУ СОШ № 5 Мантуровского муниципального округа Костромской области, в ходе которой установлены отдельные нарушения и внесено представление от 27.05.2024 г. № 11-2024/240-24-20340015 о принятии конкретных мер к устранению нарушений (л.д.23-26).
МБОУ СОШ № 5 Мантуровского муниципального округа Костромской области зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц с 29.12.2023, ОГРН 1024401633519, основным видом деятельности является среднее общее образование (л.д.7-15).
Из ответа от 24.06.2024 г. № 645 на представление прокурора следует, что мероприятия, направленные на выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней в МБОУ СОШ № 5 Мантуровского муниципального округа Костромской области не проводилась (л.д.27).
Принимая во внимание, что не проведение МБОУ СОШ №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области мероприятий, направленных на выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней негативным образом влияет на обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности, а также нарушает права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, гарантированные ст.37 Конституции РФ, суд находит требования прокурора законными и обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных и материальных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности провести мероприятия в сфере охраны труда удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области обеспечить проведение мероприятий, направленных на выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Хасаншина