дело № 2-3509/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Андреева И.С., при секретаре Зайцевой Ю.Ж,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Челябинска, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ленинского района города Челябинска обратился в суд с иском к Администрации г. Челябинска о признании незаконным бездействие, выразившегося в не проведении мероприятий по демонтажу незаконно размещенного торгового ряда в составе пяти несанкционированных объектов у дома <адрес>, включенного в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (строка №) и возложении обязанности демонтировать незаконно размещенный торговый ряд в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес>, включенный в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (строка №), в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района города Челябинска проведена проверка исполнения земельного законодательства при размещении временного нестационарного объекта у дома <адрес>, по результатам которой установлены нарушения со стороны Администрации города Челябинска.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Челябинска Казанчук В.Н. поддержал требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Челябинска Гулина Г.А., представитель третьего лица МКУ «Городская среда» возражали против удовлетворения требований прокурора, по основаниям, изложенным в иске.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Челябинска проведена проверка исполнения земельного законодательства при размещении временного нестационарного объекта у дома № 5 по ул. Дзержинского в городе Челябинске, по результатам которой установлены нарушения со стороны Администрации города Челябинска.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 10 Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Челябинской области от 09.04.2020 г. № 131-30 «О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (далее - размещение нестационарного торгового объекта) осуществляется за плату на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается между органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области, или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган), и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (далее - хозяйствующий субъект).
В соответствии с п. 259.2 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. №, требования к размещению и внешнему виду нестационарных торговых объектов устанавливаются муниципальными правовыми актами города Челябинска.
Согласно п. 4 Положения о порядке оформления документов для размещения нестационарных торговых объектов и порядке организации и проведения аукциона при размещении нестационарного торгового объекта на территории города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. №, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке и на условиях, установленных Законом Челябинской области от 09.04.2020 г. № 131-30, в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом Администрации города Челябинска (далее - Схема), договором на размещение нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение).
Включение в Схему нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном Положением об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. №
Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. № утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.
Проверкой установлено, что торговый ряд в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес> в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденную постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, не включен, разрешений на его размещение Администрацией города не выдавалось.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 29 Положения об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28.04.2020 № 8/22, установка нестационарного торгового объекта без заключения договора на размещение такого объекта является самовольной и объект подлежит демонтажу в порядке, предусмотренном решением Челябинской городской Думы от 30.03.2021 № 17/8 «Об утверждении Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска» (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пунктов 1-3 Порядка, настоящим Порядком регламентируется деятельность Администрации города Челябинска, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Челябинска.
При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта работники Управления осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска (далее - акт о выявлении) по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, копия которого в электронном виде в течение 2 рабочих дней с даты составления направляется в адрес Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет), а также в адрес уполномоченного, в том числе на работы по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, муниципального учреждения, созданного на основании правового акта Администрации города Челябинска (далее - муниципальное учреждение) (п. 4 Порядка).
Информация о выявленных незаконно размещенных нестационарных объектах, расположенных на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение 10 рабочих дней со дня составления акта о выявлении вносится Управлением в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее - Перечень 1) по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (п.6 Порядка).
Решение о демонтаже муниципальным учреждением незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в Перечень 1, принимается Комитетом в пределах бюджетных ассигнований (п. 7 Порядка).
Муниципальное учреждение на основании решения о демонтаже, принятого Комитетом в порядке, установленном пунктом 7 настоящего Порядка, планирует и осуществляет демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1.
Демонтаж осуществляется муниципальным учреждением в течение 5 рабочих дней со дня получения решения о демонтаже.
Из представленной информации следует, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, информация о размещении торгового ряда в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес> включена Управлением благоустройства в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (Перечень 1) в строку № ДД.ММ.ГГГГ (акт о выявлении составлен ДД.ММ.ГГГГ г., информация в Перечень 1 внесена ДД.ММ.ГГГГ г.).
Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ г. о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в строку № №
Указанное решение направлено Комитетом в муниципальное казенное учреждение «Городская среда» для выполнения работ по демонтажу в соответствии с Порядком, однако до настоящего времени демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов не произведен.
Как установлено в судебном заседании мероприятия по демонтажу не выполнены, в нарушение приведенных выше требований закона Администрацией г. Челябинска мер по демонтажу данных объектов не предпринимает. Обратное в судебном заседании не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Челябинска, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска о признании незаконным бездействие Администрации г. Челябинска и возложении обязанности демонтировать незаконно размещенный торговый ряд в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации города Челябинска по демонтажу незаконно размещенного торгового ряда в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес>, включенного в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (строка № №).
Возложить обязанность на Администрацию города Челябинска демонтировать незаконно размещенный торговый ряд в составе пяти нестационарных объектов у дома <адрес>, включенный в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (строка № №), в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Андреев