Дело №2-4895/2024
УИД 75RS0001-02-2024-006291-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2024 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Суходолиной В.И.
при секретаре Алексеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района Забайкальского края в интересах ФИО2 в лице законного представителя Вологдиной Ирины Леонидовны к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом,
установил:
прокурор Чернышевского района Забайкальского края обратился с настоящим иском в интересах несовершеннолетней ФИО2, ссылаясь на результаты проведенной прокуратурой проверки. ФИО2 является инвалидом в связи с диагнозом <данные изъяты>, ей назначены следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обеспечивалась лекарственными препаратами не в полном объеме и не регулярно. Заявка в Министерство здравоохранения подавалась ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени поставка лекарственного препарата не осуществлена. В связи с этим Вологдина И.Л. ДД.ММ.ГГГГ приобрела за счет собственных средств 2 упаковки <данные изъяты> на общую сумму 44710 рублей. Право ФИО2 на получение лекарственных препаратов и на бесплатное оказание медицинской помощи гарантировано законом, она вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями. Просит возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность по обеспечению несовершеннолетней ФИО2 лекарственным препаратом - <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме исходя из потребностей пациента на постоянной основе; взыскать с ответчика в пользу законного представителя Вологдиной И.Л. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, в сумме 44710 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, являющимся Приложением №1 к постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в категории групп населения указаны дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, лекарственные средства для лечения данной категории: все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
В Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года №2406-р, указан Этанерцепт.
Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид», в связи с диагнозом ревматоидный олигоартрит, суставная форма, рецидивирующее течение, решением врачебной комиссии ей назначены следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обеспечивалась лекарственным препаратом <данные изъяты>) не в полном объеме и не регулярно: 10 января получено 2 упаковки, 11 марта – 1 упаковка, 3 апреля – 1 упаковка, 7 июня рецепт выписан, лекарственный препарат не получен ввиду отсутствия в аптеке. Также выписан рецепт 8 мая, ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> выдан ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство здравоохранения Забайкальского края подана дополнительная заявка.
Территориальный орган Росздравнадзора по Забайкальскому краю в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что Министерством здравоохранения Забайкальского края проводится процедура закупки лекарственного препарата, при поступлении в аптеку лекарственного препарата Вологдина И.Л. будет уведомлена.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Забайкальского края сообщило, что на сегодняшний день пациентка обеспечена всеми выписанными препаратами. В данный момент осуществляется дополнительный закуп препарата <данные изъяты>.
На приобретение двух флаконов <данные изъяты> Вологдина И.Л. затратила 44710 рублей, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
При наличии медицинских показаний несовершеннолетняя ФИО2, относящаяся к категории «<данные изъяты>», с января по июнь 2024 года не обеспечивалась необходимым лекарственным препаратом, который назначен ей по медицинским показаниям заключением врачебной комиссии, является для нее жизненно необходимым, их отсутствие ставит и под угрозу жизнь и здоровье ребенка.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.
В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.
Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).
Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению ФИО2 указанным медицинским препаратом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об обязании Министерства здравоохранения Забайкальского края организовать обеспечение ФИО2 лекарственным препаратом <данные изъяты> в необходимом объеме исходя из потребностей пациента в соответствии с медицинскими показаниями до отмены лечащим врачом (врачебной комиссией).
Исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости материального истца в лекарственных средствах по жизненным показаниям, суд считает необходимым обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Также надлежит взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Вологдиной И.Л. затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата для лечения несовершеннолетней дочери в размере 44710 рублей. Приобретение материальным истцом медицинского изделия за счет личных средств подтверждается чеком.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).
Обозначенные лекарственные препараты с учетом имеющегося у материального истца заболевания жизненно необходимы для ФИО2
Матери ФИО2 – Вологдиной И.Л. причинены нравственные страдания в связи с беспокойством за жизнь и здоровье дочери.
С учетом изложенных фактических обстоятельств, принципов разумности и справедливости суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в пользу Вологдиной И.Л. в размере 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН №) организовать обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС №) лекарственным препаратом <данные изъяты> в необходимом объеме исходя из потребностей пациента в соответствии с медицинскими показаниями до отмены лечащим врачом (врачебной комиссией).
Решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН №) в пользу Вологдиной Ирины Леонидовны (паспорт №) затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата для лечения несовершеннолетней дочери ФИО2, в размере 44710 рублей.
Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН №) в пользу несовершеннолетней ФИО2 (СНИЛС №) в лице законного представителя Вологдиной Ирины Леонидовны (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В.И. Суходолина
Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2024 года.