Дело № 2-2308/2021
УИД 74RS0038-01-2021-002396-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при секретаре судебного заседания Вербицкой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по искупрокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании организовать водоотведение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит обязать ответчика организовать водоотведение п. Полетаево Сосновского района Челябинской области в ОКС № 1 в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В качестве основания иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при организации водоотведения АДРЕС, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов. В соответствии со схемой водоотведения Полетаевского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Канализационные очистные сооружения № 2 имеют большой процент износа, устаревшее неэффективное оборудование и нуждаются в модернизации. Нормативы, по которым они проектировались, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к очистке стоков. Водоочистка осуществляется механическим способом с использованием решетки-дробилки, отстойников и установки для дезинфекции сточных вод. Доочистка сточных вод производится на 4 прудах-испарителях площадью 1 га каждый, биопруды повержены зарастанию водорослями, трудоемкой очистки от осадка. В ходе проверки установлено, что на территории кадастрового квартала № по АДРЕС находится территория очистных сооружений ОКС №. в нарушение требований ст. 39 Федерального закона от ДАТА №-з «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанные сооружения используются, сброс сточных вод с АДРЕС происходит в первичные отстойники, в пруды-накопители и на почву. Действующий комплекс очистных сооружений АДРЕС (ОКС №) расположен по АДРЕС на земельном участке с кадастровым №. Территория очистных сооружений огорожена бетонным забором. В ходе проверки очистные сооружения находились в работе. В целях организации водоотведения в АДРЕС необходимо произвести реконструкцию ОКС № либо организовать водоотведение АДРЕС в ОКС №. Прокуратурой в адрес главы Сосновского муниципального района Челябинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу на указанное представление запланированы мероприятия по перенаправлению канализационных стоков от ОКС № до ОКС №.
Помощник прокурора Сосновского района Челябинской области в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв (л.д. 37-38).
Представитель третьего лица администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица ООО «Дом-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела суд установил, что прокуратурой Сосновского района Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства при организации водоотведения АДРЕС, в ходе которой установлено, что в соответствии со схемой водоотведения Полетаевского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Канализационные очистные сооружения № имеют большой процент износа, устаревшее неэффективное оборудование и нуждаются в модернизации. Нормативы, по которым они проектировались, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к очистке стоков. Водоочистка осуществляется механическим способом с использованием решетки-дробилки, отстойников и установки для дезинфекции сточных вод. Доочистка сточных вод производится на 4 прудах-испарителях площадью 1 га каждый, биопруды повержены зарастанию водорослями, трудоемкой очистки от осадка. На территории кадастрового квартала № по АДРЕС находится территория очистных сооружений ОКС №. в нарушение требований ст. 39 Федерального закона от ДАТА №-з «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанные сооружения используются, сброс сточных вод с АДРЕС происходит в первичные отстойники, в пруды-накопители и на почву. Действующий комплекс очистных сооружений АДРЕС (ОКС №) расположен по АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0000000:2677. Территория очистных сооружений огорожена бетонным забором. В ходе проверки очистные сооружения находились в работе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, содержание муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательство РФ.
На основании ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключить соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» принятие по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта.
Суд установил, что ДАТА между администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области и администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области заключено соглашение, по условиям которого администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области переданы полномочия по организации в границах Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области водоснабжения, водоотведения. Передача осуществления яасти полнгомочий по предмету указанного соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области в бюджет Полетаевского сельского поселения.
Согласно материалам дела спорные очистные сооружения расположены на территории земельного участка с кадастровым № (вид разрешенного использования - под эксплуатацию очистных сооружений канализации), принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области с ДАТА.
Таким образом, с учетом условий вышеуказанного соглашения обязанность по организации водоснабжения и водоотведения Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области лежит на администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
При этом суд также учитывает, что прокурором какие-либо действия, бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области не оспорены в установленном порядке.
Прокуратурой Сосновского района Челябинской области выставлено представление в адрес администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ДАТА о принятии мер к устранению выявленных нарушений, в целях организации водоотведения в АДРЕС необходимо произвести реконструкцию ОКС № либо организовать водоотведение АДРЕС в ОКС № (л.д. 18).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области дан ответ на вышеуказанное представление, в котором сообщено, что запланированы мероприятия по перенаправлению канализационных стоков от ОКС № до ОКС №, ведется работа по составлению проектно-сметной документации, будут выделены денежные средства из бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д. 21).
Постановлением администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ДАТА № утверждены условия концессионного соглашения с ООО «Дом-Сервис» в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образование Полетаевское сельское поселение в целях обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Постановлением администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА № утверждена схема водоснабжения и водоотведения Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на период до 2029 года.
Согласно вышеуказанной схеме запланированы мероприятия по реконструкции и приведению в нормативное состоянии существующих систем водоотведения, строительство централизованной сети водоотведения и канализационных очистных сооружений. Контроль за исполнением лежит на администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, общий объем финансирования схемы водоснабжения составляет 23 631 тыс. руб., объем финансирования схемы водоотведения - 33 625,3 тыс. руб., финансирование мероприятий планируется проводить за счет средств бюджета и внебюджетных источников.
Сведения о недостаточности выделенных администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области межбюджетных трансфертов суду не предоставлены.
На основании распоряжения администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА создана комиссия по приемке систем коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведении Полетаевского сельского поселения от ООО «Дом-Сервис».
В связи с тем, что ООО «Дом-Сервис» не подало заявку о постановке на учет как объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую средству в Министерство экологии Челябинской области, указанное юридическое либо было привлечено к административной ответственности постановлением от ДАТА.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района АДРЕС об обязании организовать водоотведение АДРЕС в ОКС № отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 07 декабря 2021.
Председательствующий: