Решение по делу № 33а-1657/2018 от 19.03.2018

Судья Лобанова И.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 апреля 2018 года № 33а-1657/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Молоковой Л.К.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокуратуры Кадуйского района Вологодской области на решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 19 января 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Кадуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района, Управлению народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принятия мер к организации газоснабжения населения, отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Григоровой С.Г., представителя администрации Кадуйского муниципального района Вологодской области Бережного С.А., представителя администрации муниципального образования поселок Кадуй Евстратенко Н.В., представителя АО «Газпром газораспределение Вологда» Арзубовой И.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Кадуйского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер к организации газоснабжения населения.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой Кадуйского района проверки исполнения требований законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса установлены факты длительного бездействия администрации муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района по организации газоснабжения микрорайона ... поселка Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области.

В частности установлено отсутствие организации газоснабжения на территории указанного микрорайона, в том числе по улицам <адрес> непринятие органами местного самоуправления мер, направленных на организацию газоснабжения по данным улицам, отсутствие разработанного проекта газификации, разработанной и утвержденной схемы газоснабжения. В домах, расположенных в микрорайоне ... по вышеназванным негазифицированным улицам, проживают преимущественно пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, требующие особого внимания и защиты со стороны государства.

С учетом уточнения просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района, выразившееся в непринятии действенных мер по организации газоснабжения <адрес>; обязать администрацию муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрацию Кадуйского муниципального района со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к организации газоснабжения вышеуказанных улиц.

Определением Кадуйского районного суда Вологодской области от 30 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района, в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Газпром газораспределение Вологда» и Кадуйский РЭУ АО «Газпром газораспределение Вологда».

Судом принято приведенное решение.

В апелляционном представлении прокуратура Кадуйского района Вологодской области ставит вопрос об отмене вынесенного судебного постановления и принятии по делу нового судебного акта. Указывает на отсутствие со стороны администрации муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района действенных мер по организации газификации испрашиваемых территорий муниципального образования, нарушение прав и законных интересов проживающих на данных территориях граждан.

В возражениях на апелляционное представление администрация муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района, администрации Кадуйского муниципального района, АО «Газпром газораспределение Вологда» просят оставить решение суда без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Так, согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: организация в границах поселения газоснабжения населения.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации применительно к перечню вопросов местного значения, закрепленных в названном Федеральном законе, неоднократно указывал, что, содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе данного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством (Постановление от 29 марта 2011 года № 2-П, Определение от 26 октября 2017 года № 2493-О).

Конституционный Суд Российской Федерации также обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности; в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований (Постановление от 13 октября 2015 года № 26-П).

По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации использование законодателем формулировки «организация» при определении полномочий органов местного самоуправления означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организации газоснабжения населения, и при этом недопустимо возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.

Статьей 7 данного Закона определено, что региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования поселок Кадуй (утвержден решением Совета муниципального образования поселок Кадуй от 11 августа 2005 года № 1) к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вышеназванные нормы, в своей совокупности свидетельствующие о том, что организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления, не возлагают непосредственно на органы местного самоуправления обязанность провести газификацию в каждый жилой район путем строительства газопровода за счет бюджетных средств.

Разрешение относящихся в силу статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» вышеназванных вопросов к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.

Из материалов дела усматривается, что административными ответчиками принимаются меры по организации в микрорайоне ... газификации, на что запрашивается дополнительное финансирование в Департаменте финансов Вологодской области, учитывая, что ориентировочная сметная стоимость проектных и монтажных работ составляет ...; в Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области направлено ходатайство о включении <адрес> в государственную программу «Энергосбережение и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014-2020 годы».

Распределительный газопровод по <адрес> включен в проект Программы газификации Вологодской области на 2018 год за счет средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Вологда».

Данные обстоятельства в решении районного суда подробно проанализированы, им дана соответствующая оценка и сделаны правомерные выводы о том, что принимаемые административными ответчиками меры нельзя квалифицировать, как незаконное бездействие.

Доводы апелляционного представления не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 19 января 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Кадуйского района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий Г.А. Охапкина

Судьи А.А. Коничева

Л.К. Молокова

33а-1657/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Кадуйского района
Ответчики
Администрация Кадуйского муниципального района
Управление народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района
администрация муниципального образования п. Кадуй
Другие
АО "Газпром газораспределение Вологда"
Кадуйский РЭУ АО "Газпром газораспределение Вологда"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
06.04.2018[Адм.] Судебное заседание
06.04.2018[Адм.] Судебное заседание
12.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее