Решение по делу № 2-227/2023 (2-5142/2022;) от 21.10.2022

Дело № 2-227/2023

66RS0006-01-2022-005439-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.01.2023 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Калыгиной Р.М.,

при секретаре Юдиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В. А. к Управлению социальной политики № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда,

установил:

Романов В.А. обратился с иском к ТОИОГВ - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что истец Романов (ранее Ложкин В.А., фамилия изменена в связи с вступлением в брак < дд.мм.гггг >), < дд.мм.гггг > года рождения, относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период времени с 1999 по 2003 год истец в связи со смертью родителей находился в учреждении для детей-сирот КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». До момента смерти родителей истец фактически проживал по адресу: < адрес > (частный дом). Регистрации по указанному адресу истец не имел. Указанное жилое помещение - изба из бревен на момент помещения истца в детский дом уже было непригодным для проживания в нем, о чем свидетельствует копия акта описи имущества. В 2003 году истец был определен для прохождения обучения в училище, которое было расположено: г. Канск Красноярского края, от училища истцу было предоставлено койко-место в общежитии, по окончанию училища в 2005-2006 году истец был призван в Вооруженные силы, где проходил службу. По прохождении службы в Вооруженных силах, истец вернулся обратно в село Тасеево, но поскольку в доме, который был закреплён за ним в соответствии с Постановлением проживать было невозможно, поскольку жилой дом «ушел» под землю, истец был вынужден ночевать у соседей, либо у знакомых. В связи с тем, что в доме, который был закреплен за истцом в соответствии с Постановлением, было невозможно проживать, истец неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию с. Тасеево, а также в Органы опеки и попечительства о предоставлении истцу жилой площади, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В Администрации истцу было разъяснено, что заявление его принято, но жилье предоставлено быть не может, поскольку нет финансирования, как только финансирование произойдет, то истцу сразу предоставят жилье, в настоящий момент истец понимает, что его вопросом никто не занимался, а все слова являлись лишь отговорками со стороны Администрации с. Тасеево. Кроме того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием. Таким образом, в связи с тем, что Постановлением от 12.10.1999 < № > за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > (частный дом), то в установленном законом порядке на учет в органе местного самоуправления (по Тасеевскому району Красноярского края), как нуждающийся в жилом помещении, истец поставлен не был. После прохождения срочной службы в Вооружённых силах, истец по возвращении в с. Тасеево, вновь ушел служить по контракту, и уже более не возвращался в Красноярский край, а остался проживать на территории Свердловской области, где проживает по настоящее время. С 2020 года и по настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: Свердловская область, < адрес >, которое принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми, в собственности никакого жилого помещения у истца не имелось и не имеется. В октябре 2020 года истец обратился в Управление социальной политики № 23 с заявлением о включении истца в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, однако, на свое заявление получил отказ по мотиву утраты данного права в связи с достижением им 23-летного возраста, полагая указанный отказ незаконным, противоречащим нормам Конституции Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании истец, его представитель Романова О.В. на удовлетворении иска настаивали. Представитель истца суду пояснила, что в январе 2023 года истцом были получены результаты проверки, проведенной прокуратурой Красноярского края по обращению истца, по результатам которой, в Постановление от 12.10.1999 < № >, в том числе в п. 2 указанного постановления были внесены изменения, а именно п.2 данного постановления о закреплении за истцом права пользования жилым помещением по адресу: < адрес > (частный дом) был отменен на основании постановления от 04.02.2021 < № >. В ходе проверки было установлено нарушение прав Ложкина (ныне Романова) В.А. на постановку его на учет для обеспечения жилым помещением, как ребёнка-сироту, в связи с чем, срок истцом для обращения в суд и для защиты своего права нарушен не был. Результаты проверки истцу стали известны только в январе 2023 года, само постановление вынесено 04.02.2021, в связи с чем, срок истцом пропущен быть не может.

Представитель ответчика Батуева Е.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 < № > просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что лица, достигшие возраста 23 лет, не могут быть поставлены на учет как дети-сироты. Поскольку истец обратился с заявлением о предоставлении жилья за пределами, установленного законом срока и не подходит по возрастному цензу, он уже не относится к той категории граждан, которых можно ставить на учет. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, с момента, когда истцу стало известно о нарушении своего права, а это 2005 год, прошло более 10 лет, каких-либо доказательств, объективно, препятствующих истцу обратиться за зашитой своего нарушенного права, истцом представлено не было, в связи с чем, просила применить срок исковой давности и в иске истцу отказать.

Представитель третьего лица по делу Министерство социальной политики по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований Романову В.А. отказать.

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, суду следует выяснить, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.

На основании ст. 98 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 99.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.

Судом установлено, что истец Романов (ранее Ложкин, смена фамилии в связи с вступлением в брак < дд.мм.гггг >) В.А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженец < данные изъяты >, ранее относился к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что родители истца по делу Ложкина В.А., < дд.мм.гггг > года рождения - Л.А.С. и Л.В.Н., скончались, в связи с чем, несовершеннолетний Ложкин В.А. был помещен в КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева».

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что в соответствии с Постановлением Тасеевского района Красноярского края от 12.10.1999 < № > за несовершеннолетним Ложкиным (ныне Романовым) В.А., < дд.мм.гггг > года рождения было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >. В указанном жилом помещении истец зарегистрирован никогда не был.

Из свидетельства о заключении брака от 19.11.2021 следует, что истец по делу 19.11.2021 вступил в брак с Р.О.В., после регистрации брака мужу присвоена фамилия – Романов.

Согласно копии паспорта истца, Романов В.А. зарегистрирован с 13.04.2020 по адресу: Свердловская область, < адрес >. Как установлено судом, указанное жилое помещение истцу не принадлежит, а принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми.

Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о наличии в собственности Романова В.А., < дд.мм.гггг > года рождения жилых помещений отсутствует.

Из ответа от 06.11.2020 ТОИОГВ - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 следует, что Ложкину В.А. (ныне Романову), < дд.мм.гггг > года рождения, отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в связи с тем, что на момент обращения в Управление истец достиг возраста 32 лет. В связи с чем, Управление не может его включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Истцу рекомендовано решить указанный вопрос в судебном порядке, в ответе истцу разъяснено о необходимости при обращении в суд обосновать уважительный характер причин пропуска срока для обращения в органы, уполномоченные осуществлять включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Так, из пояснений стороны истца следует, что в период времени с 1999 по 2003 год истец в связи со смертью родителей находился в учреждении для детей-сирот КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». До момента смерти родителей истец фактически проживал по адресу: < адрес > (частный дом). Регистрации по указанному адресу истец не имел. Указанное жилое помещение - изба из бревен на момент помещения истца в детский дом уже было непригодным для проживания в нем, о чем свидетельствует копия акта описи имущества. В 2003 году истец был определен для прохождения обучения в училище, которое было расположено: г. Канск Красноярского края, от училища истцу было предоставлено койко-место в общежитии, по окончанию училища в 2005-2006 году истец был призван в Вооруженные силы, где проходил службу. По прохождении службы в Вооруженных силах, истец вернулся обратно в село Тасеево, но поскольку в доме, который был закреплён за ним в соответствии с Постановлением проживать было невозможно, поскольку жилой дом «ушел» под землю, истец был вынужден ночевать у соседей, либо у знакомых. В связи с тем, что в доме, который был закреплен за истцом в соответствии с Постановлением, было невозможно проживать, истец неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию с. Тасеево, а также в Органы опеки и попечительства о предоставлении истцу жилой площади, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В Администрации истцу было разъяснено, что заявление его принято, но жилье предоставлено быть не может, поскольку нет финансирования, как только финансирование произойдет, то истцу сразу предоставят жилье, в настоящий момент истец понимает, что его вопросом никто не занимался, а все слова являлись лишь отговорками со стороны Администрации с. Тасеево. Кроме того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием. Таким образом, в связи с тем, что Постановлением от 12.10.1999 < № > за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > (частный дом), то в установленном законом порядке на учет в органе местного самоуправления (по Тасеевскому району Красноярского края), как нуждающийся в жилом помещении, истец поставлен не был. После прохождения срочной службы в Вооружённых силах, истец по возвращении в с. Тасеево, вновь ушел служить по контракту, и уже более не возвращался в Красноярский край, а остался проживать на территории Свердловской области, где проживает по настоящее время. С 2020 года и по настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: Свердловская область, < адрес >, которое принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми, в собственности никакого жилого помещения у истца не имелось и не имеется.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 04.12.2012), граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, определяются в соответствии со специальными законами Свердловской области, устанавливающими категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, или регулирующими отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 18.12.2012), документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 < № > «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области» полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения Свердловской области и территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области с 1 января 2008 года.

До 01.01.2008 полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществлялись органами местного самоуправления.

Как установлено судом, Романов (Ложкин) В.А. на учете в Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял. Документы учета для целей предоставления ему жилого помещения в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, не передавались.

Судом также установлено и следует из пояснений истца, что на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец не состоит.

Согласно пояснениям истца, он неоднократно обращался в Администрацию с. Тасеево и в органы опеки и попечительства о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей взамен жилого помещения, которое пришло в негодность, писал заявление о предоставлении ему жилого помещения, его заявления принимал Глава Администрации Тасеевского района и пояснял, что предоставить жилое помещение в настоящее время возможности не имеется, поскольку отсутствует финансирование, как только оно появится, то жилое помещение будет ему предоставлено. Крое того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием.

В судебном заседании, представитель ответчика, возражая против удовлетворения, заявленных истцом исковых требований суду пояснила, что поскольку в соответствии с Постановлением Тасеевского района Красноярского края от 12.10.1999 < № > было принято решение в целях защиты жилищных прав истца, а именно за ним было закреплено право на жилое помещение по адресу: < адрес >, которое в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания, а также, поскольку отсутствуют сведения об утрате истцом прав пользования указанным жилым помещением, то в соответствии с законодательством истец не имел права на внеочередное обеспечение его жилой площадью, поскольку до достижения возраста 18 лет за ним было закреплено указанное жилое помещение. Следовательно, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 ФЗ гарантии в виде обеспечения жильем, на истца не распространялись. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушении своего права истцу стало известно еще в 2005 году, а именно с момента заседания комиссии о признании дома непригодным для проживания, как о том утверждает сам истец.

Заслушав возражения представителя ответчика, а также ее ходатайство о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, что отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования истца о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, а также суд не соглашается с доводами представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, при этом суд исходит из следующих, установленных по данному деду обстоятельств, которые были подкреплены истцом соответствующими письменными доказательствами, представленными им в материалы настоящего гражданского дела.

Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), в случае признания таких причин уважительными, судам следует удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое имело право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007 год, № 1, вопрос № 21).

Так, из представленного в материалы дела акта описи имущества от июля 1999 года следует, что жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетним Ложкиным В.А. по адресу: < адрес > (частный дом) на момент определения истца в детский дом уже являлось непригодным для проживания.

Судом установлено, что по обращению Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Альшевских А.Г. прокуратурой Красноярского края была проведена проверка по поступившему в его адрес обращению Ложкина В.А.

По результатам проверки прокуратуры Красноярского края было установлено следующее.

Ложкин В. А. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, в связи с чем, с октября 1999 года проживал в КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». После выпуска из детского дома с 02.09.2003 по 22.06.2006 Ложкин В.А. обучался в КГБОУ НПО «ПУ № 60» г. Канска. До определения Ложкина В.А. в учреждение для сирот, за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, в котором он ранее проживал со своей матерью Л.. В.Н. В АО «Ростехинвентаризация «Федеральное БТИ» данных о зарегистрированных правах на жилое помещение, закрепленное за Ложкиным В.А., не имеется. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.12.2020 за Ложкиным В.А. какие- либо права на недвижимое имущество не зарегистрированы. В похозяйственных книгах района также отсутствует информация о правоустанавливающих документах в отношении дома и земельного участка, кроме того, указанное жилое помещение не относилось к государственному или муниципальному жилищному фонду. Таким образом, правовых оснований для закрепления указанного жилого помещения за сиротой (Ложкиным В.А.) у органов местного самоуправления не имелось. В связи с этим 03.02.2021 прокуратурой района принесен протест на п. 2 постановления администрации Тасеевского района от 12.10.1999 № 222 «О закреплении за несовершеннолетним Ложкиным В.А. жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >. По результатам, рассмотрения протеста требования прокурора удовлетворены, незаконный пункт постановления отменен.

В ходе проверки было установлено, что по вине органов местного самоуправления Тасеевского района, в нарушение ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.06.1998, от 02.01.2000, от 22.08.2004, от 28.12.2004), в связи с необоснованным закреплением за Ложкиным В.А. названного жилья, он не был поставлен на учет для обеспечения жилым помещением. По указанному факту 04.02.2021 прокуратурой района в администрацию Тасеевского района внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Из ответа на имя Прокурора Тасеевского района Красноярского края за подписью исполняющего обязанности Главы Тасеевского района от 24.02.2021 < № > следует, что выявленноев ходе проверки нарушение, выразившееся в отсутствии сведений о направлении Ложкину В.А. уведомления о необходимости оформления документов на жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, а также отсутствие сведений об инициировании органом опеки и попечительства перед администрацией Тасеевского сельсовета вопроса о признании данного жилого помещения непригодным для проживания, действительно имеет место быть. Допущенные нарушения, указанныев представлении, стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей инспектором по охране прав детей при Управлении образования администрацией Тасеевского района.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, установленные в ходе проверки Прокуратурой Красноярского края обстоятельства, выразившееся в отмене пункта постановления от 12.10.1999 < № > о закреплении за Ложкиным В.А. жилого помещения, установление в ходе, проведенной проверки вины органов местного самоуправления в нарушении прав и законных интересов Ложкина (ныне Романова) В.А., выразившиеся в не постановке на учет для обеспечения истца жилым помещением, то суд приходит к выводу, что в данном случае с учетом, установленных обстоятельств, требования, заявленные Романовым В.А., являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

При этом, рассмотрев заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд, установив, что применительно к рассматриваемой ситуации о нарушении своего права истцу стало известно только в январе 2023 года при получении соответствующего ответа из прокуратуры Красноярского края об отмене в постановлении от 12.10.1999 < № > п. 2 о закреплении за истцом жилого помещения по адресу: < адрес >, то трехлетний срок исковой давности для подачи настоящего иска следует исчислять с момента, когда истцу стало известно о нарушении его права - в данном случае с января 2023 года, следовательно, срок исковой давности им не пропущен. По мнению суда, срок исковой давности применительно к данной ситуации также следует исчислять с даты вынесения постановления от 04.02.2021 < № > об отмене п. 2 Постановления от 12.10.1999 < № > о закреплении за истцом жилого помещения, с данным иском истец обратился в суд 21.10.2022, следовательно, применительно к указанной дате – 04.02.2021, срок исковой давности истцом также не нарушен.

Таким образом, суд полагает, что, несмотря на то, что истец обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 за пределами установленного законом срока, однако, поскольку судом было установлено, что его право по обеспечению его жилым помещением и по постановке его на учет для предоставления жилого помещения, своевременно не было реализовано, то исковые требования Романова В.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Романова В. А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженца < данные изъяты >, паспорт < № >, выдан ГУ МВД России по Свердловской области 01.12.2021 код подразделения, 660-022 к Управлению социальной политики № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, удовлетворить.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 поставить Романова В. А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженца < данные изъяты > на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2023.

Судья Р.М. Калыгина

Дело № 2-227/2023

66RS0006-01-2022-005439-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.01.2023 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Калыгиной Р.М.,

при секретаре Юдиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В. А. к Управлению социальной политики № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда,

установил:

Романов В.А. обратился с иском к ТОИОГВ - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что истец Романов (ранее Ложкин В.А., фамилия изменена в связи с вступлением в брак < дд.мм.гггг >), < дд.мм.гггг > года рождения, относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период времени с 1999 по 2003 год истец в связи со смертью родителей находился в учреждении для детей-сирот КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». До момента смерти родителей истец фактически проживал по адресу: < адрес > (частный дом). Регистрации по указанному адресу истец не имел. Указанное жилое помещение - изба из бревен на момент помещения истца в детский дом уже было непригодным для проживания в нем, о чем свидетельствует копия акта описи имущества. В 2003 году истец был определен для прохождения обучения в училище, которое было расположено: г. Канск Красноярского края, от училища истцу было предоставлено койко-место в общежитии, по окончанию училища в 2005-2006 году истец был призван в Вооруженные силы, где проходил службу. По прохождении службы в Вооруженных силах, истец вернулся обратно в село Тасеево, но поскольку в доме, который был закреплён за ним в соответствии с Постановлением проживать было невозможно, поскольку жилой дом «ушел» под землю, истец был вынужден ночевать у соседей, либо у знакомых. В связи с тем, что в доме, который был закреплен за истцом в соответствии с Постановлением, было невозможно проживать, истец неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию с. Тасеево, а также в Органы опеки и попечительства о предоставлении истцу жилой площади, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В Администрации истцу было разъяснено, что заявление его принято, но жилье предоставлено быть не может, поскольку нет финансирования, как только финансирование произойдет, то истцу сразу предоставят жилье, в настоящий момент истец понимает, что его вопросом никто не занимался, а все слова являлись лишь отговорками со стороны Администрации с. Тасеево. Кроме того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием. Таким образом, в связи с тем, что Постановлением от 12.10.1999 < № > за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > (частный дом), то в установленном законом порядке на учет в органе местного самоуправления (по Тасеевскому району Красноярского края), как нуждающийся в жилом помещении, истец поставлен не был. После прохождения срочной службы в Вооружённых силах, истец по возвращении в с. Тасеево, вновь ушел служить по контракту, и уже более не возвращался в Красноярский край, а остался проживать на территории Свердловской области, где проживает по настоящее время. С 2020 года и по настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: Свердловская область, < адрес >, которое принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми, в собственности никакого жилого помещения у истца не имелось и не имеется. В октябре 2020 года истец обратился в Управление социальной политики № 23 с заявлением о включении истца в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, однако, на свое заявление получил отказ по мотиву утраты данного права в связи с достижением им 23-летного возраста, полагая указанный отказ незаконным, противоречащим нормам Конституции Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании истец, его представитель Романова О.В. на удовлетворении иска настаивали. Представитель истца суду пояснила, что в январе 2023 года истцом были получены результаты проверки, проведенной прокуратурой Красноярского края по обращению истца, по результатам которой, в Постановление от 12.10.1999 < № >, в том числе в п. 2 указанного постановления были внесены изменения, а именно п.2 данного постановления о закреплении за истцом права пользования жилым помещением по адресу: < адрес > (частный дом) был отменен на основании постановления от 04.02.2021 < № >. В ходе проверки было установлено нарушение прав Ложкина (ныне Романова) В.А. на постановку его на учет для обеспечения жилым помещением, как ребёнка-сироту, в связи с чем, срок истцом для обращения в суд и для защиты своего права нарушен не был. Результаты проверки истцу стали известны только в январе 2023 года, само постановление вынесено 04.02.2021, в связи с чем, срок истцом пропущен быть не может.

Представитель ответчика Батуева Е.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 < № > просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что лица, достигшие возраста 23 лет, не могут быть поставлены на учет как дети-сироты. Поскольку истец обратился с заявлением о предоставлении жилья за пределами, установленного законом срока и не подходит по возрастному цензу, он уже не относится к той категории граждан, которых можно ставить на учет. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, с момента, когда истцу стало известно о нарушении своего права, а это 2005 год, прошло более 10 лет, каких-либо доказательств, объективно, препятствующих истцу обратиться за зашитой своего нарушенного права, истцом представлено не было, в связи с чем, просила применить срок исковой давности и в иске истцу отказать.

Представитель третьего лица по делу Министерство социальной политики по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований Романову В.А. отказать.

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, суду следует выяснить, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.

На основании ст. 98 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 99.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.

Судом установлено, что истец Романов (ранее Ложкин, смена фамилии в связи с вступлением в брак < дд.мм.гггг >) В.А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженец < данные изъяты >, ранее относился к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что родители истца по делу Ложкина В.А., < дд.мм.гггг > года рождения - Л.А.С. и Л.В.Н., скончались, в связи с чем, несовершеннолетний Ложкин В.А. был помещен в КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева».

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что в соответствии с Постановлением Тасеевского района Красноярского края от 12.10.1999 < № > за несовершеннолетним Ложкиным (ныне Романовым) В.А., < дд.мм.гггг > года рождения было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >. В указанном жилом помещении истец зарегистрирован никогда не был.

Из свидетельства о заключении брака от 19.11.2021 следует, что истец по делу 19.11.2021 вступил в брак с Р.О.В., после регистрации брака мужу присвоена фамилия – Романов.

Согласно копии паспорта истца, Романов В.А. зарегистрирован с 13.04.2020 по адресу: Свердловская область, < адрес >. Как установлено судом, указанное жилое помещение истцу не принадлежит, а принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми.

Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о наличии в собственности Романова В.А., < дд.мм.гггг > года рождения жилых помещений отсутствует.

Из ответа от 06.11.2020 ТОИОГВ - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 следует, что Ложкину В.А. (ныне Романову), < дд.мм.гггг > года рождения, отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в связи с тем, что на момент обращения в Управление истец достиг возраста 32 лет. В связи с чем, Управление не может его включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Истцу рекомендовано решить указанный вопрос в судебном порядке, в ответе истцу разъяснено о необходимости при обращении в суд обосновать уважительный характер причин пропуска срока для обращения в органы, уполномоченные осуществлять включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Так, из пояснений стороны истца следует, что в период времени с 1999 по 2003 год истец в связи со смертью родителей находился в учреждении для детей-сирот КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». До момента смерти родителей истец фактически проживал по адресу: < адрес > (частный дом). Регистрации по указанному адресу истец не имел. Указанное жилое помещение - изба из бревен на момент помещения истца в детский дом уже было непригодным для проживания в нем, о чем свидетельствует копия акта описи имущества. В 2003 году истец был определен для прохождения обучения в училище, которое было расположено: г. Канск Красноярского края, от училища истцу было предоставлено койко-место в общежитии, по окончанию училища в 2005-2006 году истец был призван в Вооруженные силы, где проходил службу. По прохождении службы в Вооруженных силах, истец вернулся обратно в село Тасеево, но поскольку в доме, который был закреплён за ним в соответствии с Постановлением проживать было невозможно, поскольку жилой дом «ушел» под землю, истец был вынужден ночевать у соседей, либо у знакомых. В связи с тем, что в доме, который был закреплен за истцом в соответствии с Постановлением, было невозможно проживать, истец неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию с. Тасеево, а также в Органы опеки и попечительства о предоставлении истцу жилой площади, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В Администрации истцу было разъяснено, что заявление его принято, но жилье предоставлено быть не может, поскольку нет финансирования, как только финансирование произойдет, то истцу сразу предоставят жилье, в настоящий момент истец понимает, что его вопросом никто не занимался, а все слова являлись лишь отговорками со стороны Администрации с. Тасеево. Кроме того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием. Таким образом, в связи с тем, что Постановлением от 12.10.1999 < № > за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес > (частный дом), то в установленном законом порядке на учет в органе местного самоуправления (по Тасеевскому району Красноярского края), как нуждающийся в жилом помещении, истец поставлен не был. После прохождения срочной службы в Вооружённых силах, истец по возвращении в с. Тасеево, вновь ушел служить по контракту, и уже более не возвращался в Красноярский край, а остался проживать на территории Свердловской области, где проживает по настоящее время. С 2020 года и по настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: Свердловская область, < адрес >, которое принадлежит супруге истца в долях с ее несовершеннолетними детьми, в собственности никакого жилого помещения у истца не имелось и не имеется.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 04.12.2012), граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, определяются в соответствии со специальными законами Свердловской области, устанавливающими категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, или регулирующими отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 18.12.2012), документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 < № > «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области» полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения Свердловской области и территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области с 1 января 2008 года.

До 01.01.2008 полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществлялись органами местного самоуправления.

Как установлено судом, Романов (Ложкин) В.А. на учете в Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял. Документы учета для целей предоставления ему жилого помещения в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, не передавались.

Судом также установлено и следует из пояснений истца, что на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец не состоит.

Согласно пояснениям истца, он неоднократно обращался в Администрацию с. Тасеево и в органы опеки и попечительства о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей взамен жилого помещения, которое пришло в негодность, писал заявление о предоставлении ему жилого помещения, его заявления принимал Глава Администрации Тасеевского района и пояснял, что предоставить жилое помещение в настоящее время возможности не имеется, поскольку отсутствует финансирование, как только оно появится, то жилое помещение будет ему предоставлено. Крое того, в период с 2005 по 2006 год по заявлению истца созывалась комиссия на основании решения которой, частный жилой дом по < адрес > был признан непригодным для проживания (аварийным), указанное решение было озвучено истцу главой Администрации Тасеевского района, куда истец приходил неоднократно на прием.

В судебном заседании, представитель ответчика, возражая против удовлетворения, заявленных истцом исковых требований суду пояснила, что поскольку в соответствии с Постановлением Тасеевского района Красноярского края от 12.10.1999 < № > было принято решение в целях защиты жилищных прав истца, а именно за ним было закреплено право на жилое помещение по адресу: < адрес >, которое в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания, а также, поскольку отсутствуют сведения об утрате истцом прав пользования указанным жилым помещением, то в соответствии с законодательством истец не имел права на внеочередное обеспечение его жилой площадью, поскольку до достижения возраста 18 лет за ним было закреплено указанное жилое помещение. Следовательно, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 ФЗ гарантии в виде обеспечения жильем, на истца не распространялись. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушении своего права истцу стало известно еще в 2005 году, а именно с момента заседания комиссии о признании дома непригодным для проживания, как о том утверждает сам истец.

Заслушав возражения представителя ответчика, а также ее ходатайство о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, что отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования истца о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, а также суд не соглашается с доводами представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, при этом суд исходит из следующих, установленных по данному деду обстоятельств, которые были подкреплены истцом соответствующими письменными доказательствами, представленными им в материалы настоящего гражданского дела.

Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), в случае признания таких причин уважительными, судам следует удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое имело право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007 год, № 1, вопрос № 21).

Так, из представленного в материалы дела акта описи имущества от июля 1999 года следует, что жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетним Ложкиным В.А. по адресу: < адрес > (частный дом) на момент определения истца в детский дом уже являлось непригодным для проживания.

Судом установлено, что по обращению Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Альшевских А.Г. прокуратурой Красноярского края была проведена проверка по поступившему в его адрес обращению Ложкина В.А.

По результатам проверки прокуратуры Красноярского края было установлено следующее.

Ложкин В. А. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, в связи с чем, с октября 1999 года проживал в КГБУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева». После выпуска из детского дома с 02.09.2003 по 22.06.2006 Ложкин В.А. обучался в КГБОУ НПО «ПУ № 60» г. Канска. До определения Ложкина В.А. в учреждение для сирот, за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, в котором он ранее проживал со своей матерью Л.. В.Н. В АО «Ростехинвентаризация «Федеральное БТИ» данных о зарегистрированных правах на жилое помещение, закрепленное за Ложкиным В.А., не имеется. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.12.2020 за Ложкиным В.А. какие- либо права на недвижимое имущество не зарегистрированы. В похозяйственных книгах района также отсутствует информация о правоустанавливающих документах в отношении дома и земельного участка, кроме того, указанное жилое помещение не относилось к государственному или муниципальному жилищному фонду. Таким образом, правовых оснований для закрепления указанного жилого помещения за сиротой (Ложкиным В.А.) у органов местного самоуправления не имелось. В связи с этим 03.02.2021 прокуратурой района принесен протест на п. 2 постановления администрации Тасеевского района от 12.10.1999 № 222 «О закреплении за несовершеннолетним Ложкиным В.А. жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >. По результатам, рассмотрения протеста требования прокурора удовлетворены, незаконный пункт постановления отменен.

В ходе проверки было установлено, что по вине органов местного самоуправления Тасеевского района, в нарушение ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.06.1998, от 02.01.2000, от 22.08.2004, от 28.12.2004), в связи с необоснованным закреплением за Ложкиным В.А. названного жилья, он не был поставлен на учет для обеспечения жилым помещением. По указанному факту 04.02.2021 прокуратурой района в администрацию Тасеевского района внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Из ответа на имя Прокурора Тасеевского района Красноярского края за подписью исполняющего обязанности Главы Тасеевского района от 24.02.2021 < № > следует, что выявленноев ходе проверки нарушение, выразившееся в отсутствии сведений о направлении Ложкину В.А. уведомления о необходимости оформления документов на жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, а также отсутствие сведений об инициировании органом опеки и попечительства перед администрацией Тасеевского сельсовета вопроса о признании данного жилого помещения непригодным для проживания, действительно имеет место быть. Допущенные нарушения, указанныев представлении, стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей инспектором по охране прав детей при Управлении образования администрацией Тасеевского района.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, установленные в ходе проверки Прокуратурой Красноярского края обстоятельства, выразившееся в отмене пункта постановления от 12.10.1999 < № > о закреплении за Ложкиным В.А. жилого помещения, установление в ходе, проведенной проверки вины органов местного самоуправления в нарушении прав и законных интересов Ложкина (ныне Романова) В.А., выразившиеся в не постановке на учет для обеспечения истца жилым помещением, то суд приходит к выводу, что в данном случае с учетом, установленных обстоятельств, требования, заявленные Романовым В.А., являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

При этом, рассмотрев заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд, установив, что применительно к рассматриваемой ситуации о нарушении своего права истцу стало известно только в январе 2023 года при получении соответствующего ответа из прокуратуры Красноярского края об отмене в постановлении от 12.10.1999 < № > п. 2 о закреплении за истцом жилого помещения по адресу: < адрес >, то трехлетний срок исковой давности для подачи настоящего иска следует исчислять с момента, когда истцу стало известно о нарушении его права - в данном случае с января 2023 года, следовательно, срок исковой давности им не пропущен. По мнению суда, срок исковой давности применительно к данной ситуации также следует исчислять с даты вынесения постановления от 04.02.2021 < № > об отмене п. 2 Постановления от 12.10.1999 < № > о закреплении за истцом жилого помещения, с данным иском истец обратился в суд 21.10.2022, следовательно, применительно к указанной дате – 04.02.2021, срок исковой давности истцом также не нарушен.

Таким образом, суд полагает, что, несмотря на то, что истец обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 за пределами установленного законом срока, однако, поскольку судом было установлено, что его право по обеспечению его жилым помещением и по постановке его на учет для предоставления жилого помещения, своевременно не было реализовано, то исковые требования Романова В.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Романова В. А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженца < данные изъяты >, паспорт < № >, выдан ГУ МВД России по Свердловской области 01.12.2021 код подразделения, 660-022 к Управлению социальной политики № 23 о возложении обязанности включить в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, удовлетворить.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 поставить Романова В. А., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженца < данные изъяты > на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2023.

Судья Р.М. Калыгина

21.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2022Передача материалов судье
26.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее