10RS0013-01-2023-000878-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Т.В.Брагиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цуркан Елены Борисовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Каргиной Надежде Ивановне о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Цуркан Елена Борисовна обратилась в суд с иском по тем основаниям, что 19.01.2023 она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство, ответчик) с заявлением о предоставлении ее многодетной семьи земельного участка в собственность.
Решением от 21.04.2023 ответчик сообщил истице, что требуется дополнительная проверка местоположения испрашиваемого участка, т.к. участок предположительно расположен в санитарно-защитной зоне автомобильной дороги. 31.05.2023 Министерство сообщило истице об отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении ее заявления о предоставлении земельного участка. 14.07.2023 в отношении испрашиваемого Цуркан Е.Б. участка, Министерством вынесено распоряжение №, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных, но схожих границах и меньшей площадью.
В порядке ст. 39 ГПК РФ представитель истца уточнил заявленные требования и просил также признать незаконным распоряжение Министерства № от хх.хх.хх г., которым ответчиком утверждена еще одна схема расположения земельного участка в месте испрашиваемом истицей.
Определениями суда от хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены филиал ППК «Роскадастр» по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, Каргина Н.И., администрация Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, в качестве соответчика – Каргина Н.И.
В судебном заседании представитель истца Филатов К.С., действующий на основании доверенности, требования поддержал.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, представлены возражения на иск и ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Ответчик Каргина Н.И. в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела, представила письменные возражения на иск, согласно которым указала, что порядок рассмотрения заявлений ответчика был соблюден, т.к. на момент подачи ею заявления, заявление истицы Цуркан Е.Б. было отклонено; также указала, что на испрашиваемом Цуркан Е.Б. участке расположены открытые каналы и трубопереезды, с помощью которых осуществляется отвод воды с участков (гидротехнические сооружения).
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Цуркан Е.Б. 19.01.2023 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, площадью ....м., расположенного по адресу: ....
Решением от 21.04.2023 ответчик сообщил истице, что требуется дополнительная проверка местоположения испрашиваемого участка, т.к. участок предположительно расположен в санитарно-защитной зоне автомобильной дороги. 31.05.2023 Министерство сообщило истице об отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении ее заявления о предоставлении земельного участка.
14.03.2023 ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» зарегистрированы заявления Каргиной Н.И. № о предварительном согласовании предоставления земельных участков, площадью ... кв.м. каждый для ведения огородничества.
06.06.2023 Каргина Н.В. обратилась в адрес Министерства с жалобой на бездействие, мотивируя тем, что 15.03.2023 и 14.04.2023 она обратилась в адрес Министерства с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые на дату обращения не рассмотрены.
14.07.2023 Министерством вынесено распоряжение №, а хх.хх.хх г. №, которыми по заявлениям Каргиной Н.И. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, площадью ... кв.м. каждый для ведения огородничества, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0). Территориальная зона Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, в иных, но схожих границах с испрашиваемым Цуркан Е.Б. участком.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, названными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В Республике Карелия в рамках реализации положений, установленных ст.ст. 39.5, 39.16 ЗК РФ принят Закон Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее Закон №2101-ЗРК).
Законом определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков.
В соответствии с п.10 ст.4 Закона №2101-ЗРК заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Таким случаем является, в том числе, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа. Такое предоставление осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ установлен запрет на предоставление земельного участка, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает выбранный заявителем способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Соответственно, разрешая настоящее дело, суд проверяет исключительно законность оспариваемого решения, не будучи связанным указанными заявителем основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно - защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ): специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 (в редакции постановления Правительства РФ от 3 марта 2022 г. N 286, действующей с 13 марта 2022 г.) (далее – Правила) предусматривает, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
В силу пункта 30 Правил со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Ответчиком в материалы дела не представлено достоверных сведений о наличии установленной санитарно-защитной зоны в указанном в заявлении административного истца месте.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие иных причин для отказа Цуркан Е.Б. в предоставлении земельного участка, а также то, что заявление Цуркан Е.Б. было подано ранее заявлений Каргиной Н.В., требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав истца, суд возлагает на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с заявлением Цуркан Е.Б. от хх.хх.хх г. №.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Цуркан Елены Борисовны (паспорт №) удовлетворить.
Признать решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ИНН1001040110 ОГРН 1031000016850) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка № от хх.хх.хх г., № от хх.хх.хх г. незаконными.
Признать распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от хх.хх.хх г., № от хх.хх.хх г. незаконными.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с заявлением Цуркан Е.Б. от хх.хх.хх г. №.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от хх.хх.хх г. в виде запрета Министерству принимать решения о предоставлении земельного участка на основании распоряжения Министерства № от хх.хх.хх г., а также запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка, площадью ... кв.м., расположенного в ..., в кадастровом квартале ..., в том числе осуществлять кадастровый учет в отношении данного земельного участка на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от хх.хх.хх г., сохраняют свое действие до вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Цуркан Елены Борисовны 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024