Разрешить публикацию
ф\с Баранова Л.В.
Дело №2-844/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2015 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Л.В. Барановой,
при секретаре судебного заседания С.Н.Гуровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрианова ВМ к Администрации Сергиево – Посадского муниципального района о признании Постановления незаконным, понуждении предоставить подписанный договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Андрианов В.М. обратился в Администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории Сергиево – Посадского муниципального района (протокол №) приняла решение ходатайствовать перед Главой Сергиево – Посадского муниципального района о предоставлении Андрианову В.М. испрашиваемого земельного участка (л.д. 10).
Распоряжением Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане Андрианову В.М. (л.д. 13).
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Андрианову В.М. предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кадастровым № из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 16).
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № отменено Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 17-19).
Не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Андрианов В.М. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района, понуждении Администрации Сергиево-Посадского муниципального района предоставить подписанный договор аренды земельного участка.
Истец Андрианов В.М. в судебное заседание не явилась, представитель истца по доверенности И.А. Усатенко в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что Глава муниципального района не имел права принимать Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее принятого им же Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № о предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка площадью <данные изъяты>., поскольку нарушаются субъективные права Андрианова В.М. на использование земельного участка по назначению. Кроме того, земельный участок был предоставлен в аренду Андрианову В.М. на законных основаниях, информация о предоставлении в аренду земельного участка была опубликована в специальном выпуске газеты <данные изъяты>», где публикуются и акты администрации, других заявлений на спорный участок не поступало, в связи с чем и было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № о предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка, оснований отменять которое не имелось.
Просила суд признать незаконным Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района предоставить Андрианову В.М. подписанный договор аренды спорного земельного участка.
Представитель администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности Ясинский А.М., а в дальнейшем Полевая Е.В. заявленные требования считали незаконными и необоснованными. Пояснили, что нормами действующего законодательства Глава администрации муниципального района наделен правом в порядке самоконтроля на отмену им же изданных муниципальных правовых актов, если последние изданы с нарушением норм законодательства, а поскольку при проверке обстоятельств предоставления в аренду Андрианова В.М. земельного участка были выявлены факты нарушения законодательства, то Постановление о предоставлении земельного участка в аренду было отменено. Поскольку у Администрации Сергиево-Посадского района не имелось оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду Андрианова В.М., земельный участок предоставлен с нарушением действующего законодательства, просили в иске отказать. Также пояснили, что Андрианов В.М. в соответствии с нормами ст. 38-38.2 ЗК РФ, ст. 447-449 ГК РФ не лишена права участвовать в аукционе по приобретению права на спорный земельный участок наравне с иными претендующими на такое право лицами.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что Андрианову В.М. предоставлен в аренду земельный участок, площадью <данные изъяты> в дальнейшем Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Постановление «О предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ. отменено.
Статьей 264 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органовгосударственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Та же норма, указана в п.п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».
Статьей 11.3 Земельного Кодекса РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного Кодекса РФ.
Анализ вышеприведенных норм дает основания сделать вывод о том, что орган местного самоуправления муниципального района осуществляет права собственника имущества, установленные нормами действующего законодательства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальной общественно-политической газете Сергиево-Посадского района № было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка (л.д. 11).
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов устанавливается в уставе муниципального образования. Уставом муниципального образования предусмотрено, что нормативные акты органов местного самоуправления муниципального образования, непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы граждан, вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования в средствах массовой информации.
Официальное опубликование нормативного акта имеет формально-юридическое значение и заключается в придании органом местного самоуправления определенному печатному изданию статуса официального, доведении до всеобщего сведения полного и точного текста принятого нормативного акта путем его помещения в этом издании и направлении обязательных экземпляров документа в организации, перечень которых устанавливается действующим законодательством.
Согласно п. 4.5. Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области», утвержденного Решением Сергиево-Посадского муниципального района МО от 08.10.2009 № 168-МЗ, публикация извещений о проведении торгов, об отказе от их проведения, а также публикация информации о результатах торгов обязательна в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование нормативных актов муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области».
В силу статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 16.03.2010 № 336-ПГ «О порядке размещения информационных материалов о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в муниципальной общественно-политической газете «Вперед» официальным печатным изданием Сергиево-Посадского муниципального района, осуществляющим опубликование информации о предоставлении земельных участков в аренду, определена муниципальная общественно-политическая газета «Вперед».
Вместе с тем, информация о предоставлении земельного участка в аренду была опубликована в специальном выпуске газеты «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ тиражом всего <данные изъяты> распространение которых производится только по подписке (л.д. 35-36).
Таким образом, в нарушение Порядка размещения информационных материалов о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в муниципальной общественно-политической газете «Вперед» информация о предоставлении земельных участков в аренду не была опубликована в официальном печатном издании, доступном широкому кругу граждан.
Размещение информационных сообщений о предоставлении земельных участков в аренду в специальном выпуске газеты «Вперед» ДД.ММ.ГГГГ № привело к ограничению числа претендентов на земельный участок, поскольку не обеспечило наибольшей доступности информации о предоставлении земельного участка, потенциально заинтересованных в его приобретении, что указывает на то, что специальный выпуск газеты не является средством массовой информации - периодическим печатным изданием. И соответственно размещение в нем информации не влечет наступления правовых последствий предусмотренных земельным законодательством.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Из указанной нормы следует, что передача земельных участков варенду безпроведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь приусловии предварительной изаблаговременной публикации сообщения оналичии предлагаемых длятакой передачи земельных участков вслучае, еслиимеется только одна заявка, однако в судебном заседании установлено, что публикация о наличии земельного участка для предоставления в аренду не была опубликована в официальном печатном издании, доступном широкому кругу граждан.
Судом учитывается, что проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, предусматривающему сочетание интересов общества изаконных интересов граждан, согласно которому регулирование использования иохраны земель осуществляется винтересах всего общества приобеспечении гарантий каждого гражданина насвободное владение, пользование ираспоряжение принадлежащим емуземельным участком. В противном случае узаинтересованных лицпоявляется возможность получить земельный участок, пользующийся повышенным спросом, безпроведения торгов. Между темцелью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лициобеспечение имравных возможностей наприобретение земельного участка, атакже получение органом местного самоуправления максимальной цены заобъект торгов.
Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли (п. 2 ст. 28 ЗК РФ). Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах позиция собственника земельного участка – администрации муниципального района – реализовать право на земельный участок на аукционе, является обоснованной и не противоречащей ст. 30.1 ЗК РФ, на которую заявитель ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии состатьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти иорганы местного самоуправления обязаны обеспечить управление ираспоряжение земельными участками, которые находятся вихсобственности и (или) введении, напринципах эффективности, справедливости, публичности, открытости ипрозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Судом также установлено,что постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» принято без учета действовавшего на тот момент Постановления Главы Сергиево-Посадкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым было установлено, что предоставление вновь выделяемых земельных участков на территории муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области» в собственность и аренду осуществляется только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов). Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления от 16.04.2014г. № 642-ПГ.
На основании вышеизложенного, суд считает, что Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановлений Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» в части отмены постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, что Глава муниципального района не наделен правом на отмену им же изданного постановления о предоставлении в аренду земельного участка Андрианову В.М. суд считает несостоятельными, поскольку ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Та же норма заложена в п.10 ст. 44 Устава муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области»,
Поскольку суд не находит оснований для признания незаконным Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отмене постановлений Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» в части отмены постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении в аренду Андрианову В.М. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», то считает, что требования заявителя о понуждении администрации Сергиево-Посадского муниципального района заключить с Андриановым В.М. договор спорного земельного участка не подлежат удовлетворению как производные от первоначальных требований. При этом судом учитывается, что Андрианов В.М. не лишен права участвовать в аукционе по приобретению права на земельный участок наравне с иными претендующими на такое право лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 264 ГК РФ, ст.ст. 11.3, 29,30.1,34 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ст.ст. 44, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.ст. 56, 194-199, 254-268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Андрианова ВМ к Администрации Сергиево – Посадского муниципального района о признании Постановления незаконным, понуждении предоставить подписанный договор аренды оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Председательствующий судья Л.В. Баранова
Решение в окончательной форме принято 18.05.2015г.
Председательствующий судья Л.В. Баранова