Судья: Ермолаева Ю.Г. № 33-4215/2024
24RS0006-01-2023-000896-97
2.211
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 апреля 2024 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.
судей Русанова Р.А., Каплеева В.А.
при ведении протокола помощником судьи Надешкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску Боготольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности приобрести и установить оснащения звуковыми и тактильными средствами информации для маломобильных групп населения объектов помещений администрации г. Боготола
по апелляционной жалобе главы города Боготола Красноярского края – Деменковой Е.М.
на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 30 января 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Боготола Красноярского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить перед входом в здание администрации города Боготола и на входной лестнице в здание администрации тактильные цветовые наземные указатели для маломобильных групп населения.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Боготольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Боготола Красноярского края о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения администрацией г. Боготола соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, установлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181, ГОСТа Р 51671/2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов», а именно: отсутствует информационная система, доступности инвалидов, которая должна быть оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, представляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги и обеспечению безопасности. 24 марта 2023 года прокурором в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, требования которого в полном объеме не устранены.
Просил (с учетом уточнений) обязать администрацию г. Боготола в течение тех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных группы населения. СНиП 35-01-2001» и «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» установить перед входом в здание администрации г. Боготола и на входной лестнице в здание администрации тактильные и цветовые наземные указатели для маломобильных группы населения.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава города Боготола Красноярского края Деменкова Е.М. просит решение отменить, в иске отказать. Указывает, что ответчиком не нарушаются права маломобильных группы населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку при входе в здание установлена тактильная табличка со шрифтом Брайля для слабовидящих граждан для получения информации о помещениях в здании администрации, установленная в декабре 2022 года; вход в здание оборудован пандусом. На входе установлен звонок в целях экстренного вызова дневного вахтера и сопровождения; на входной двери установлен знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи. Вопреки выводам суда на наружных входных площадках и тамбурах эвакуационных выходов наземные тактильные указатели требованиями СП 59.13330.2020, не предусматриваются.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Боготольского межрайонного прокурора Немченко М.Н. просит решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дубро В.И., согласившейся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 24 марта 2023 года Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г. Боготола требований о доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований законодательства:
- при входе в администрацию г. Боготола для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информация о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц;
- отсутствует информационная система доступности инвалидов, которая должна быть оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами для инвалидов, представляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги и обеспечению безопасности.
24 марта 2023 года прокурором в адрес главы г. Боготола Деменковой Е.М. внесено представление об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства.
Как следует из ответа администрации г. Боготола на представление прокурора в холле на первом этаже установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) со шрифтом Брайля для слабовидящих граждан, отображающая информацию о помещениях, находящихся в здании администрации города; на входе в здание размещен звонок вызова для маломобильных граждан; на прозрачные входные двери, при входе в здание администрации, нанесена маркировка в виде желтых кругов для слабовидящих граждан. При корректировке бюджетных ассигнований будет заключен муниципальный контракт на оснащение звуковыми и тактильными средствами информации.
01 декабря 2022 года между ФИО14 и администрацией г. Боготола в лице главы г. Боготола Деменковой Е.М. заключен муниципальный контракт №79 на выполнение работ по изготовлению тактильной таблицы со шрифтом Брайля для слабовидящих граждан.
13 декабря 2022 года работы по указанному муниципальному контракту выполнены.
Согласно фотоснимку, представленному стороной ответчика, кнопка вызова персонала установлена на лестничной площадке у входа в здание администрации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установив, что ответчиком не соблюдены требования законодательства в части создания условий маломобильных групп населения, в том числе, лицам с инвалидностью по зрению, беспрепятственного доступа к зданию администрации г. Боготола, пришел к выводу о том, что на администрацию г. Боготола, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, необходимо возложить обязанность по установлению перед входом в здание администрации города Боготола и на входной лестнице в здание администрации тактильных цветовых наземных указателей для маломобильных групп населения.
Принимая во внимание характер нарушений ответчиком норм действующего законодательства, суд установил срок исполнения возложенной на ответчика обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на представленных в материалы дела доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к несогласию с решением в части возложенной на администрацию г. Боготола обязанности, не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Положениями ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Также, частью 4 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 года № 815. в указанный перечень включены СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Раздел 6 СП 59.13330.2020 устанавливает требования к помещениям и их элементам.
Из п. 6.1.8 СП 59.13330.2020 (применяемого на обязательной основе) следует, что на входных площадках и крыльцах при соответствии размеров и размещения грязесборных решеток по размерам и расположению тактильных указателей ГОСТ Р 52875 тактильные указатели не предусматриваются.
Из этого следует, что указанные решетки в этом случае выполняют роль тактильных указателей для инвалидов и маломобильных групп населения.
Ответчик не доказал наличие грязесборных решеток, препятствующих размещению тактильных указателей на лестнице. Отсутствие таких решеток на крыльце усматривается из приобщенных к материалам дела фотографий (л.д. 59-61).
Раздел 5 СП 59.13330.2020 устанавливает требования к земельным участкам и территориям общего пользования, то есть, в том числе и для территории перед крыльцом здания администрации г. Боготола.
На основании п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Взамен тактильных контрастных указателей для обозначения стволов деревьев, расположенных на прохожей части пешеходного пути, допускается применять приствольные решетки с учетом требований к ячейкам по 5.1.18.
На основании п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2018 года № 1029-ст) тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
В силу п. 4.1.2 данного ГОСТ Р 52875-2018 тактильные наземные указатели (ТНУ) и технологические процессы их обустройства должны соответствовать требованиям обеспечения доступности, безопасности, комфортности и информативности для инвалидов по зрению, гарантировать недопущение причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и не должны ухудшать условия для беспрепятственного передвижения других людей.
Поверхность ТНУ должна обладать противоскользящими свойствами, сохраняющимися при движении в любых направлениях, иметь определенный тип рифления.
Размеры, тип рифления, цвет, назначение, правила применения и технологии обустройства (размещения и закрепления) ТНУ должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Применение п. 4.1.2 ГОСТ Р 52875-2018 на обязательной основе обеспечивается Распоряжением Правительства РФ от 04 ноября 2017 года № 2438р.
Таким образом, поскольку из имеющихся в деле фотографий следует, что вход в здание ответчика представляет собой крыльцо с лестницей, то, вопреки доводам апелляционной жалобы п. 6.1.8 и п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 как обязательные к исполнению, являются основанием для установки тактильных указателей как на крыльце, так и на территории перед входом в здание.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 1943-О, закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части первая и четвертая статьи 15).
Поэтому, вне зависимости от даты строительства или реконструкции здания к обязанностям организаций независимо от организационно-правовых форм относится, в том числе создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры должны приниматься меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Ответчик не представил суду первой инстанции доказательств отсутствия технической возможности установки перед входом в здание и на лестнице тактильных наземных указателей для беспрепятственного доступа в здание, выводы суда о возложении на администрацию г. Боготола обязанности по оборудованию устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры является правильным.
Срок исполнения действий, установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Боготольского районного суда Красноярского края от 30 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы города Боготола Красноярского края Деменковой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Н. Крятов
Судьи: Р.А. Русанов
В.А. Каплеев
Изготовлено в окончательной форме 10 апреля 2024 года