Дело № 2-1303/2022 12 апреля 2022 года
УИД: 78RS0015-01-2021-008622-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Резник Л.В.,
при помощнике судьи Макаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет, признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Истец обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просила установить факт постоянного проживания в г. Санкт-Петербурге более 10 лет; признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №, обязав ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.
<данные изъяты>
Истец в судебное заседание явилась, исковое заявление поддерживает, требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Невского района Санкт-Петербурга фио в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на жилищный учет, за исключением случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
В силу части 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об администрациях районом Санкт-Петербурга» полномочиями по осуществлению жилищного учета наделены администрации районов Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> (л.д. 10-11).
фио с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: Санкт-Петербург <адрес>, стр.5, <адрес>, что подтверждается сведениями внесенными в паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 9).
Согласно архивной справке форме № фио была зарегистрирована по мету пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес>, снята по решению суда как не приобретшая право пользования жилым помещением (л.д. 67-70).
Иных сведений о регистрации фио суду не представлено.
Согласно уведомлению Администрации Невского района Санкт-Петербурга истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с разъяснениями о необходимости представить документ, подтверждающий проживание на территории Санкт-Петербурга более 10 лет (л.д.8, 62).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к выводу, что доказательства, на которые она ссылается: сведения о трудовой деятельности, справки из медицинских учреждений, свидетельства о рождении детей, документы о наличии образования, в подтверждение проживания в Санкт-Петербурге в спорные периоды не могут быть положены в основу решения суда, поскольку не являются допустимыми доказательствами того обстоятельства, на которое ссылается истец.
Суд учитывает, что даже само по себе фактическое проживание истицы с детьми в Санкт-Петербурге не является достаточным основанием для включения спорных периодов в срок проживания в Санкт-Петербурге, необходимый для постановки на жилищный учет, поскольку по смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» необходимым условием является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
Указанное согласуется с определением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотреблении правом, обеспечения справедливого распределения жилья, законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (пункт 3).
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Совокупное толкование приведенных положений, в смысле, придаваемом им положением статьи 60 ГПК РФ, придает регистрации по месту жительства статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым того факта, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства наличия которых подлежат представлению суду.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указывал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Кроме этого установление факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге подлежит разрешению с учетом положения главы 28 ГПК РФ.
Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, истцом должны были быть представлены доказательства совершения каких-либо установленных действий к регистрации по месту жительства в установленном порядке, или доказательства невозможности проведения такой регистрации по не зависящим от заявителя причинам.
Факт проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит установлению в судебном порядке, поскольку подтверждается регистрацией истца по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес>, данный факт не оспаривается ответчиком.
Имеющиеся у истца льготы: «Многодетная семья, имеющая 4 детей до 18 лет» не являются самостоятельным основанием для принятия на жилищный учет, и учитываются только при предоставлении жилищных помещений гражданами, состоящим на жилищном учете.
Таким образом, к моменту разрешения дела истцом в подтверждение проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, допустимых доказательств не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", а также положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" истец не наделена правом на жилищное обеспечение за счет средств бюджета, поскольку не подтверждено её проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, в том числе и производных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Резник Л.В.
В окончательной форме решение суда изготовлено 11 мая 2022 года.