Решение по делу № 2-111/2024 от 07.05.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2024 года

с. Парабель Томской области

Парабельский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ряпусова А.В.,

при секретаре Мишкиной Е.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Парабельского района Деревнина Р.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Агроснаб» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Парабельский районный суд Томской области с исковым заявлением к ООО «Агроснаб» о взыскании в пользу муниципального образования «Парабельский район» Томской области 1 174 317,28 руб. в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания.

    В обоснование иска указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании материалов Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области (далее - Департамент) дана оценка деятельности ООО «Агроснаб» в части соблюдения действующего законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания.

Установлено, что между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (в дальнейшем Департамент лесного хозяйства Томской области) и ООО «Агроснаб» 28.08.2009 заключен договор аренды частей лесного участка . В соответствии с пунктами данного договора арендатору предоставлена часть лесного участка площадью 26623 га, расположенная по следующим адресам: площадью 16920 га – Томская область, Парабельское лесничество, Старицинское участковое лесничество, урочище «Старицинское», кварталы 2-14, 23-31; площадью 9703 га – Томская область, Парабельское лесничество, Старицинское участковое лесничество, урочище «Старицинское», кварталы 71-77, 113-115, 153-155. Данные участки переданы арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства. Согласно информации Департамента лесного хозяйства Томской области площадь сплошной рубки, проведенной ответчиком, составила: в 2018 году – 37,2 га; в 2019 году – 62,6 га; в 2020 году – 351,81 га; в 2021 году – 582,78 га; в 2022 году – 168,45 га; в 2023 году – 170,93 га.

Указывает, со ссылкой на Методику исчисления вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденную приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, что при осуществлении деятельности по рубке лесных насаждений (даже правомерной) презюмируется факт антропогенного воздействия на окружающую среду.

На основании данных Департамента лесного хозяйства Томской области об арендованной площади, проведенных рубках, нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, фактической численности охотничьих ресурсов на арендованной территории, Департаментом охотничьего и рыбного хозяйства Томской области проведен расчет размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания.

В соответствии с данным расчетом сумма ущерба составила 1 174 317,28 руб.

От ООО «Агроснаб» поступили возражения на исковые требования, в которых ответчик просил в удовлетворении требований отказать, поскольку у Общества разработан и утвержден Проект освоения лесов, содержащий мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов. По результатам государственной экспертизы данный проект получил положительное заключение. Таким образом, давая положительное заключение, Департамент лесного хозяйства Томской области исходил из отсутствия негативных факторов, влияющих на среду обитания объектов животного мира. Также указал, что с момента заключения договора до настоящего времени ежегодно направляются отчеты об использовании лесов с изъятием лесных ресурсов, производятся обследования лесных участков, осуществляется государственный лесной контроль. При этом, каких-либо претензий о причинении вреда среде обитания объектов животного мира и необходимости принятия дополнительных мер, Департамент не выражал. Такое поведения контролирующих органов давало основание полагать, что деятельность Обществ не наносит вреда среде обитания объектов животного мира.

В судебное заседание представитель Томской межрайоной природоохранной прокуратуры не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поручил представить свои интересы сотруднику прокуратуры Парабельского района Томской области.

Помощник прокурора Парабельского района Деревнин Р.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области и Администрации Парабельского района в суд также не явились, о причинах неявки суд не известили.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовал о проведении видео-конференц связи, однако по техническим причинам возможности установить связь не представилось возможным, лично представитель участия не принял, ходатайства об отложении дела не заявлял.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в данном составе.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон «О животном мире»).

Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ч. 2 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Методика исчисления размера вреда, Методика), при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:

территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов;

период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (далее - учет охотничьих ресурсов), распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 27.07.2021 № 512 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.

Согласно пункту 3 указанного Порядка при осуществлении государственного мониторинга: определяется численность охотничьих ресурсов (по видам, группам видов), их распространение и размещение в среде обитания; учитываются объемы изъятия охотничьих ресурсов (по видам, группам видов); определяется динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам, группам видов) по результатам учета охотничьих ресурсов с начала осуществления Государственного мониторинга в субъекте Российской Федерации.Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Агроснаб» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является лесозаготовка (л.д. 11-29).

Также установлено, что между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (в дальнейшем Департамент лесного хозяйства Томской области) и ООО «Агроснаб» 28.08.2009 заключен договор аренды частей лесного участка № 49/04/09 (л.д. 57-64).

В соответствии с п. 1.2 данного договора арендатору предоставлены части лесного участка площадью 26623 га, имеющие следующее местоположение: часть лесного участка площадью 16920 га – Томская область, Парабельский район, Парабельское лесничество, Старицинское участковое лесничество, урочище «Старицинское», кварталы 2-14, 23-31, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1702-2009-06; часть лесного участка площадью 9703 га – Томская область, Парабельский район, Парабельское лесничество, Старицинское участковое лесничество, урочище «Старицинское», кварталы 71-77, 113-115, 153-155, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1703-2009-06. Данные участки переданы арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства.

Согласно информации Департамента лесного хозяйства Томской области от 13.02.2024 № 74-0271, площадь сплошной рубки, проведенной ООО «Агроснаб», составила: в 2018 году – 37,2 га; в 2019 году – 62,6 га; в 2020 году – 351,81 га; в 2021 году – 582,78 га; в 2022 году – 168,45 га; в 2023 году – 170,93 га (л.д. 56).

Указанные объемы рубки ответчиком не оспаривались.

Согласно расчету Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, ущерб, причиненный охотничьим ресурсам в результате осуществления хозяйственной деятельности по заготовке ответчиком древесины в Парабельском районе Томской области за период 2018 - 2023 годов, выполненному по Методике исчисления размера ущерба, составляет 1 174 317 рублей 28 коп.

Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Агроснаб» лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

На основании абзацев 25, 26 подпункта 7 пункта 9 Положения о Департаменте охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, утвержденного постановление Губернатора Томской области от 18.08.2015 № 84 Департамент является исполнительным органом Томской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, который осуществляет ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Томской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами, и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории Томской области и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Томской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист Департамента использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Парабельскому району Томской области за анализируемый период. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Томской области. На основании ведомостей расчета численности охотничьих животных в период с 2018 по 2023 годы, специалистом Департамента произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении к расчету ущерба.

Размер такс, указанный в расчете, соответствует Приложению 1 Методики.

Учитывая, что Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, действиями ООО «Агроснаб».

К доводу ответчика о том, что у него имеется утвержденный Проект освоения лесов, имеющий положительное заключение государственной экспертизы, суд относится критически, поскольку доказательств того, что Общество проводит те мероприятия (проектные решения), которые закреплены в Проекте освоения лесов, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Как не представлено и доказательств отсутствия вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания. Само по себе положительное заключение на данный Проект в силу ч. 2 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не является основанием для освобождения от возмещения вреда.

При таких обстоятельства, исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Агроснаб» подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам относится также государственная пошлина.

Из ст. 333.36 НК РФ следует, что при обращении в суды общей юрисдикции освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию госпошлина из расчета цены иска. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска свыше 1000000 руб. госпошлина составляет 13200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу муниципального образования «Парабельский район Томской области» в размере 14 072 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Агроснаб» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроснаб» (ИНН 5406368789, ОГРН 1065406162755) в пользу муниципального образования «Парабельский район Томской области» 1 174 317 руб. 28 коп. по следующим реквизитам:

УФК по Томской области (Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области);

ИНН 7017386228;

КПП 701701001;

БИК 016902004;

счет № 03100643000000016500;

отделение Томск Банка России//УФК по Томской области г. Томск;

кор. счет № 40102810245370000058;

КБК 83111611050010000140;

ОКТМО 69644000.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроснаб» (ИНН 5406368789, ОГРН 1065406162755) в пользу муниципального образования «Парабельский район Томской области» государственную пошлину в размере 14 072 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Парабельский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста настоящего решения.

Судья                           А.В. Ряпусов

Мотивированное решение изготовлено 31.07.2024.

Судья                      (подписано)      А.В. Ряпусов

2-111/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области
Томский межрайонный природоохранный прокурор
МО "Парабельский район" Томской области в лице Администрации Парабельского района Томской области
Ответчики
ООО "Агроснаб"
Другие
Лотухов Евгений Эдуардович
Суд
Парабельский районный суд Томской области
Судья
Ряпусов Андрей Викторович
Дело на странице суда
parabelsky.tms.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2024Передача материалов судье
16.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Подготовка дела (собеседование)
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
02.07.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее