Решение по делу № 2-3303/2023 от 06.07.2023

25RS0007-01-2023-004508-47

                         2-3303/2023 год.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2023 год г. Артем

Артемовский городской суд в составе:

судьи И.В. Макаровой

при помощнике судьи В.А. Усовой

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Гавриленко М.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, Федеральному Казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Минтруда России, Бюро медико- социальной экспертизы № 9- филиала Федерального Казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Минтруда России об оспаривании решений об отказе в признании инвалидом и установлении инвалидности,

у с т а н о в и л :

    Гавриленко М.В. обратилась с исковыми требованиями о признании незаконным решения Бюро медико- социальной экспертизы № 9 в г.Артеме Приморского края от <дата> об отказе Гавриленко М.В. в установлении инвалидности; признании незаконным решения от <дата> ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России об отказе Гавриленко М.В. в установлении инвалидности; признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России от <дата> об отказе Гавриленко М.В. в установлении инвалидности; установлении Гавриленко М.В. <дата> года рождения инвалидности и установления Гавриленко М.В. <дата> года рождения инвалидности.

    В обоснование требований иска указав, что <дата> ей была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию.

    Согласно справке № <номер> от <дата> Бюро медико- социальной экспертизы №9 г.Артема Приморского края рассмотрел представленные Гавриленко М.В. документы, провел очную медико- социальную экспертизу и принял решение о том, что инвалидность не установлена.

    Истец не согласился с данным решением и обжаловал отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ (ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю Минтруда России»).

    <дата> Министерством труда и социальной защиты РФ Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Приморскому краю Министерства труда и социальной защиты РФ (ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю Минтруда России») Гавриленко М.В. было отказано в установлении инвалидности.

    Согласно справке № <номер> от <дата> экспертный состав <номер> рассмотрел представленные документы, провел очную медико- социальную экспертизу и принял решение о том, что инвалидность не установлена. При анализе документов были выявлены следующие нарушения функций организма:

-нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций в размере <данные изъяты>%. Установленная степень выраженности нарушений функций организма соответствует незначительно выраженной и не является основанием для установления инвалидности.

    Истец не согласился с данным решением и обжаловал отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ ФГБУ Федеральное бюро медико- социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ (ФКУ ФБ МСЭ Минтруда России).

<дата> Министерством труда и социальной защиты РФ ФГБУ Федеральное бюро медико- социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ ( ФКУ ФБМСЭ Минтруда России) Гавриленко М.В. было отказано в установлении инвалидности. Согласно справке № <номер> от <дата> экспертный состав <номер> рассмотрел представленные документы, провел заочную медико- социальную экспертизу и принял решение о том, что инвалидность не установлена.

    Согласно выводов ответчиков у нее выявлены нарушения функций организма на 30%, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности. Гавриленко М.В. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим ее права.

    При проведении медико- социальной экспертизы специалистами не была учтена полная клиническая картина ее заболеваний, постоянно ухудшающееся состояние здоровья. В настоящее время установленные заболевания привели к ограничению ее жизнедеятельности, а именно: она не имеет возможности самостоятельно передвигаться, заниматься трудовой деятельностью, следовательно, исходя из изложенных фактов и в соответствии с законодательством РФ имеются основания для установления инвалидности и получения соответствующих социальных гарантий, считает, что у нее имеются все условия для признания ее инвалидом, что подтверждается медицинскими документами.

     В <дата> году ей было проведено тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава, <дата>. – тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава Являлась инвалидом <данные изъяты> группы с <дата> г., передвигается с опорой на трость, хромает на левую ногу, испытывает постоянные боли в левом и правом тазобедренных суставах. Правая нога укорочена на 3 см., передвигается исключительно с помощью трости или костылей. Поставлен диагноз остеоартроз, полиостеоартроз, двухсторонний диспластический коксартроз, состояние после тотального эндропротезирования обоих тазобедренных суставов,двусторонний гонартроз, системная остеопения. Помимо этого, в результате вышеперечисленных заболеваний произошли необратимые изменения в позвоночнике в виде деформации, искривления, появления множества протрузий.

    При проведении МСЭ специалистами не была учтена полная клиническая картина ее заболеваний, постоянно ухудшающееся состояние здоровья.

    Представитель истца Емельянов А.И. в судебном заседании указал, что требования иска поддерживает, считает, что истец имеет заболевания, которые не позволяют ей выполнять двигательные функции, с момента установления инвалидности и на момент проведения освидетельствований ее состояние не улучшилось, проблема осталась прежней и оснований для отказа в установлении инвалидности не имелось.

Представители по доверенности ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России и его филиала БЮРО МСЭ № 9 Поташникова Л.В., Цыгальнюк В.С. указали, что требования иска не признают, ссылаясь на доводы возражений, указав, что <дата> Гавриленко М.Н. по направлению медицинской организации впервые проведена медико- социальная экспертиза бюро МСЭ <номер> с диагнозом: двусторонний диспластический коксаптроз R3 справа с асептическим некрозом головки бедра. Комбинированная контрактура НФ 3 ст. Слева R 2 НФ 2. Укорочение правой нижней конечности 3 см.

В дальнейшем в <дата> гг. инвалидность Гавриленко М.В. продлевалась согласно Временному порядку признания лица инвалидом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.<номер>, путем продления ранее установленной группы инвалидности, причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия, без оформления направления на медико- социальную экспертизу.

     За данный период времени Гавриленко М.В. проведены реабилитационные мероприятия:

-<дата> в <данные изъяты> выполнена имплантация специальных диспластических компонентов эндопротеза правого ТБС с костной аутопластикой крыши вертлужной впадины.

-<дата> в <данные изъяты> выполнена имплантация специальных диспластических компонентов эндопротеза левого ТБС с костной аутопластикой крыши вертлужной впадины.

    По направлению <данные изъяты> поступившему <дата> проведена медико- социальная экспертиза бюро МСЭ № 9. По решению бюро инвалидность не установлена.

    По обращению Гавриленко М.В. о несогласии с решением бюро <дата> проведена медико- социальная экспертиза экспертным составом <номер> с личным присутствием в порядке контроля.

     По результатам реабилитационно- экспертной диагностики у Гавриленко М.В. выявлено нарушение здоровья с 1 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в размере 30%), что не приводит к ограничению жизнедеятельности и не дает оснований для установления группы инвалидности, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом», пунктом 13.5.1 приложения 1 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 г. № 585 н. Решение бюро подтверждено.

    В связи с несогласием с решением главного бюро Гавриленко М.В. обжаловала решение, подав заявление в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико- социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

    По результатам проведения медико- социальной экспертизы в порядке обжалования без личного присутствия <дата> года экспертным составом <номер> общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Гавриленко М.В. инвалидность не установлена.

     ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по <данные изъяты>» Минтруда затребовал в электронном документообороте все материалы в отношении Гавриленко М.В., выводами данного заключения так же не установлена инвалидность.

    Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

<дата> Гавриленко М.Н. по направлению медицинской организации впервые проведена медико- социальная экспертиза бюро МСЭ <номер> с диагнозом: двусторонний диспластический коксаптроз R3 справа с асептическим некрозом головки бедра. Комбинированная контрактура НФ 3 ст. Слева R 2 НФ 2. Укорочение правой нижней конечности 3 см.

<дата> ей была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию.

В дальнейшем в <дата> гг. инвалидность Гавриленко М.В. продлевалась согласно Временному порядку признания лица инвалидом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, путем продления ранее установленной группы инвалидности, причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия, без оформления направления на медико- социальную экспертизу.

    По направлению <данные изъяты>», поступившему <дата> Гавриленко М.В. проведена медико- социальная экспертиза бюро Бюро МСЭ <номер>. По решению бюро инвалидность не установлена.

     Руководителем Бюро медико- социальной экспертизы № <номер> Гавриленко М.В. <дата> выдана справка.

    По обращению Гавриленко М.В. о несогласии с решением бюро в порядке контроля проведена медико- социальная экспертиза экспертным составом <номер> ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю Минтруда России» с личным участием Гавриленко М.В. в период с <дата> по <дата> ( Протокол проведения МСЭ № <номер>).

    При проведении контрольной медико- социальной экспертизы в рамках программы дополнительного обследования № <номер> от <дата>, запрошены данные осмотра специалистом травматологом с указанием объема движений в тотально замещенных эндопротезами тазобедренных суставов, заключение врачебной комиссии медицинской организации.

    Заключение врача травматолога – ортопеда из протокола врачебной комиссии <данные изъяты>» МЗ Приморского края от <дата> <номер>.

     Локальный статус. Ходит при помощи трости. Послеоперационные рубцы спокойные без признаков воспаления. Укорочение правой нижней конечности на 2,0 см. Движения в тазобедренных суставах. Справа сгибание до 80 гр., разгибание полное, отведение 25 гр., приведение 0 гр., наружная и внутренняя ротация 5 гр. Слева : сгибание до 80 гр., разгибание полное, отведение до 30 гр., приведение 0 гр., наружная и внутренняя ротация 5 гр.

Диагноз: Двусторонний диспластический коксартроз – III стадия. Состояние после тотального эндопротезирования тазобедренных суставов, справа в <данные изъяты> г., слева в <данные изъяты> г.. Контрактура обоих тазобедренных суставов по смешанному типу. НФС 1 ст. Укорочение правой нижней конечности на 2, 0 см. Стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций организма.

Проведя анализ представленных медицинских и медико- экспертных документов ( направления на медико- социальную экспертизу, оформленного медицинской данных инструментальных методов исследования, выписок о лечении) выявлены следующие нарушения функций организма:

-нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций в размере 30 % с максимальной оценкой в размере 30 % - п.13.5.1 Приложения № 1 к Классификации и критериям, используемым при осуществлении медико- социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2019г. № 585н.

    Установленная степень выраженности нарушений функций организма соответствует незначительно выраженной и не является основанием для установления инвалидности.

    Решение Бюро МСЭ <номер> от <дата> не изменено.

В связи с обращением Гавриленко М.В. и руководствуясь п.29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года № 588 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России провело медико- социальную экспертизу и приняло экспертное решение :инвалидность не установлена, Решение ФКУ «Главное бюро МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России не изменены Экспертный состав <номер> общего профиля ( Выписка из протокола заседания экспертного состава по проведению медико- социальной экспертизы гражданина ) от <дата><номер>.

В ходе рассмотрения дела по назначению суда специалистами экспертного состава <номер> ФКУ "Главное бюро медико- социальной экспертизы по <данные изъяты>" Минтруда России проведена судебная медико-социальная экспертиза.

Как следует из экспертного заключения от <дата> на основании изученных материалов судебного дела, медико- экспертных документов при проведении судебной заочной медико- социальной экспертизы у Гавриленко М.В., <дата> года рождения, выявлены стойкие нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций организма, обусловленные последствиями тотального замещения правого ( <данные изъяты> г.) и левого (<данные изъяты> г.) тазобедренных суставов по поводу диспластического остеоартроза - III рентген, стадии в виде протезированных двухполюсными эндопротезами тазобедренных суставов в удовлетворительном положении с незначительным нарушением функции протезированных суставов, предусмотренные п.13.51 приложения к «Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико- социальной экспертизы…» утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 г. № 585г и соответствующие 20 % количественной оценки, что позволяет рассматривать выявленные нарушения как незначительно выраженные (первой степени), не приводящими к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяющими необходимость в мерах социальной защиты и не являющимися основанием для установления группы инвалидности.

    Решение принято единогласно специалистами, проводившими медико- социальную экспертизу на основе обсуждения ее результатов. Основание : Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11. 1995 г. № 181 ФЗ, «Правила признания лица инвалидом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 г. № 588, «Классификация и критерии…», утвержденные приказом Минтруда России от 27.08.2019 г. № 585 н.

На постановленные Артемовским городским судом вопросы отвечают :

1. У Гавриленко М.В., <дата> года рождения, на момент проведения медико - социальной экспертизы <дата>, имелись стойкие незначительные (первой степени) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, сенсорных функций организма ;

2. Выявленные стойкие нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением ( статодинамических) функций, сенсорных функций организма не влекут за собой ограничений основных категорий жизнедеятельности;     

3. Выявленные у Гавриленко М.В. <дата> года рождения, стойкие расстройства нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, сенсорных функций организма не являются критерием для установления инвалидности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью первой статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" определено, что медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Пунктом 1 и 2 части третьей статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила признания лица инвалидом).

Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).

Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с пунктом 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил (пункт 23 Правил признания лица инвалидом).

Главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования (пункт 24 Правил признания лица инвалидом).

Приказом Минтруда России от 27 августа 2019 г. N 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - классификации и критерии).

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (пункт 1).

В силу пункта 3 классификаций и критериев к основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:

а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);

в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);

г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

В силу пункта 4 классификаций и критериев степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Согласно пункту 5 классификаций и критериев выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.

Если приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

Пунктом 9 классификаций и критериев предусмотрено, что основанием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Для направления на медико-социальную экспертизу необходимо, чтобы стойкое расстройство функций организма имело необходимую степень выраженности - со II степени по IV степень, предусмотренные пунктом 5.

Согласно пункту 10 классификаций и критериев, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.

Из указанных положений следует, что принятие решений о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу входит в компетенцию врачебной комиссии, при этом законодательством регламентированы условия направления на медико-социальную экспертизу: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности. В свою очередь выраженность нарушения функций организма определяется в процентах, основанием для установления инвалидности является наличие расстройства функций организма II и выше степени нарушений (пункт 5 вышеприведенных Классификаций и критериев).

Кроме того, Правилами признания лица инвалидом также предусмотрено, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро (пункт 55); решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро (пункт 58); решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд (пункт 59).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть четвертая статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений следует, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, главные бюро и Федеральное бюро. Решение, принятое федеральным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы гражданина, может быть обжаловано им (его законным или уполномоченным представителем) в вышестоящее федеральное учреждение медико-социальной экспертизы или в суд. Федеральное бюро при осуществлении возложенных на него функций проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро.

Руководствуясь приведенными нормативными положениями, регулирующими вопросы признания лица инвалидом, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной медико-социальной экспертизы, в их совокупности, установив, что выявленные у Гавриленко М.В. <дата> года рождения на момент освидетельствования заболевания со стойкими I степени выраженности (незначительными) нарушениями функций не привели к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не дают оснований для установления инвалидности и группы инвалидности, принимая во внимание, что решения Бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю " Минтруда России от <дата>, экспертного состава N 2 ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" Минтруда России от <дата>, экспертного состава <номер> ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России вынесены в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Гавриленко М.В. исковых требований.

Выражая несогласие с вышеуказанными решениями, представитель истца приводит доводы о том, что оценка здоровья Гавриленко М.В. и ее физическое состояние оценены неправильно, диапазон нарушений от 20 до 30 процентов, установленных МСЭ не отражает отклонения от норм жизнедеятельности Гавриленко М.В., поскольку после проведения операций в ее состоянии ничего не изменилось, передвижение затруднительно, состояние здоровья прежнее, и оснований для отказа в восстановлении инвалидности не имелось.

     Между тем, указанные доводы не аргументированы, само по себе не согласие с выводами решений об отказе в назначении инвалидности не означают их не правильное принятие.

Разрешая требования Гавриленко М.В., судом в качестве допустимого доказательства принято заключение судебной медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по <данные изъяты>" Минтруда России, поскольку основания не доверять данному заключению отсутствуют, экспертиза проведена в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела на основании определения суда, экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющими соответствующую квалификацию, длительный стаж работы. Процессуальный порядок проведения экспертизы соблюден. Экспертное заключение дано в письменной форме, соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, содержат подробное описание проведенного исследования, выводы экспертов категоричные, даны полные и ясные ответы на поставленные судом вопросы.

     По выводам заключения судебной медико- социальной экспертизы у Гавриленко М.В. критерии для установления инвалидности отсутствуют.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Гавриленко М.В. в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, Федеральному Казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Минтруда России, Бюро медико- социальной экспертизы № 9- филиала Федерального Казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Минтруда России о признании незаконными: решения Бюро медико- социальной экспертизы № 9 в г.Артеме Приморского края от <дата> года ; решения от <дата> года ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России; решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России от <дата> года об отказе Гавриленко М.В. в установлении инвалидности; установлении Гавриленко М.В. <дата> года рождения инвалидности, отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд.

     Мотивированное решение изготовлено 21.12.2023 год.

Судья И.В. Макарова

2-3303/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гавриленко Марина Владимировна
Ответчики
Бюро медико-социальной экспертизы
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по Приморскому краю
ФГБУ Федерального бюро медико-социальной эеспертизы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Другие
Емельянова Александра Иосифовна
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Макарова Инна Владимировна
Дело на странице суда
artemovsky.prm.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Производство по делу возобновлено
02.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2023Предварительное судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее