дело №2-138/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2018 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Никифоровой Г.С.,
представителя ответчика Афанасьева С.Н.,
третьего лица Поповой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Г.С. к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Никифорова Г.С. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» (далее - ответчик, администрация) о возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в пгт. Троицко-Печорск площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения 34 кв.м. В обоснование требований указала, что является нанимателем квартиры №2 в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> признанном аварийным и подлежащим сносу, однако ответчик не принимает мер по переселению ее с членами семьи из аварийного жилья. Основанием иска указаны статьи 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Никифорова Г.С. исковые требования поддержала, указав, что администрация обязана предоставить ей вне очереди другое жилое помещение, несмотря на отсутствие у нее статуса малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживать в аварийном доме невозможно.
Представитель ответчика глава СП «Нижняя Омра» Афанасьев С.Н. с иском не согласился, просил в удовлетворении требований отказать, так как истец в установленном законом порядке малоимущим не признан, не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, следовательно, не имеет права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Третье лицо Попова А.Б. поддержала исковые требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 15.10.2012 администрацией передано Поповой А.Б. в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в отдельной квартире общей площадью 34 кв.м., расположенное по адресу: РК, <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется дочь Никифорова Г.С.
Указанное жилое помещение находится в собственности сельского поселения «Нижняя Омра» (выписка из реестра муниципального имущества от 15.05.2018).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 06.11.2014 многоквартирный жилой дом по адресу: РК, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
По информации администрации от 14.05.2018 срок сноса дома и отселения жильцов не определен в связи с отсутствием на территории СП «Нижняя Омра» достаточного количества жилых помещений, отвечающих установленным требованиям; решение о сроке сноса дома будет принято после формирования региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из пояснений представителя ответчика, а также из писем администрации от 14.05.2018, от 31.05.2018, Никифорова Г.С., Попова А.Б. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны; с заявлениями о постановке на соответствующий учет в администрацию не обращались.
Данный факт истцом и третьим лицом в суде не оспаривался.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтвержденияобъективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случаях, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ установлен порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса дома и отселения жильцов органом местного самоуправления до настоящего времени не определен. При этом истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан. Доказательств обратного истцом не представлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Никифоровой Г.С. к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская