Дело № 2-831/2020
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2020 года г. Волгоград
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Савокиной О.С.,
при секретаре Куликовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шлямовой Екатерины Анатольевны к ТСН ТСЖ «На бульваре», ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании расчета задолженности по оплате коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальных услуг по электроснабжению, предоставлении документов, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Шлямова Е.А. обратилась в суд с учетом уточненного иска к ТСН ТСЖ «На бульваре», ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании расчета задолженности по оплате коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальных услуг по электроснабжению, предоставлении документов, взыскании судебных расходов, указав, что управляющей компанией жилого <адрес> является ТСН ТСЖ «На бульваре». Шлямова Е.А. является собственником 2/3 доли <адрес>. В 2009 году был установлен счетчик учета потребления электроэнергии в многоквартирном доме, однако оплата производилась по нормативу. В октябре 2019 года в ходе проверки были зафиксированы показания счетчика 18900 кв., после чего истцу пришла квитанция за октябрь 2019 года, в которой указана оплата за электроэнергию в размере 43 320 рублей. В период с 2009 года по 2019 год многоквартирный дом, где проживает истец обслуживало несколько управляющих компаний. ТСН ТСЖ «На бульваре» приняло управление многоквартирном домом с показаниями прибора учета 49991 кв. Полагает, что поскольку оплата за электроэнергию производилась по нормативу потребления, сумма задолженности рассчитана неверно. Просит признать расчет по задолженности по оплате коммунальных услуг и электричества с 2009 года по 2019 года незаконным, обязать произвести перерасчет, предоставить документы о проверки показаний прибора учета за период с октября 2017 года по март 2018 года, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 12000 рублей.
Истец Шлямова Е.А. в судебном заседании уточненные, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ТСН «Строитель» Вишнякова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Витеско В.В.
Третьи лица Кубракова Г.П., Кубраков С.П. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1); доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) регламентируются отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета.
Согласно пункту 2 Правил индивидуальный прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса (электроэнергии) в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В пункте 80 Правил указано, что, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний прибора учета за расчетный период, а при его отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шлямова Е.А. является собственником 2/3 доли <адрес>.
С 1 сентября 2017 года управляющей компанией многоквартирного <адрес> является ТСЖ «Дом на Бульваре».
Из справки ТСЖ «Дом на Бульваре» от 13 мая 2020 года следует, что с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 год начисления Шлямовой Е.А. по электроэнергии производилось ООО «УВЦ ЖКХ», начальные показания ИПУ по электроэнергии по состоянию на 1 октября 2017 года составили 4991, 37 кВТ, конечные показания по стоянию на 31 декабря 2017 год 4991, 37 кВТ, за указанный период начисления по электроэнергии производились по нормативу в размере 684 кВТ.
Согласно Постановления управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12 октября 2006 года № 15/2 «О согласованности границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области» ПАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Волгоградской области, судом установлено, что с 1 апреля 2018 года ПАО «Волгоградэнергосбыт» производит начисления и выставление платежных документов в адрес Шлямовой Е.А., проживающего в <адрес> на лицевой счет №, ежемесячные начисления по данному лицевому счету формируются исходя из показаний прибора учета электрической энергии ЦЭ 6807П №.
ТСЖ «Дом на Бульваре» передало ПАО «Волгоградэнергосбыт» показания электрической энергии 4991 кв.
17 октября 2019 года АО «ВМЭС» произвела контрольный съем показаний прибора учета электрической энергии в <адрес>, зафиксировала показания счетчика18896 кВТ, которые были приняты в качестве расчетных за октябрь 2019 года.
Таким образом, за октябрь 2019 года по лицевому счету № было произведено доначисление показаний 8868 кВТ по показания 18896 кВТ на 10028 кВТ, с применением тарифа 4 рубля 32 копейки на сумму 43 320 рублей 96 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзацем вторым пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В части 5 вышеприведенной статьи также указано, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Следует учесть также, что пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Учитывая требования статьи 210 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ именно на собственнике жилого помещения лежит обязанность по оборудованию индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, газа.
Согласно представленным расчетам по лицевому счету истца, приобщенных в материалы дела, следует, что истцу производились начисления в соответствии с действующими правилами предоставления коммунальных услуг, начисления за электроэнергию производились расчетным методом до показаний 8868 кВТ, поскольку в базе отсутствовали данные показания прибора учета электрической энергии до сентября 2019 года, после проверки показаний прибора учета электрической энергии были зафиксированы показания 18896 кВТ, которые были приняты в качестве расчета за октябрь 2019 года. В связи с чем за октябрь 2019 года было произведено доначисление на сумму 43 320 рублей 96 копеек.
Надлежащих доказательств неверно произведенного ПАО «Волгоградэнергосбыт» расчета оплаты за потребление электроэнергией, истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
На основании Постановления Правительства РФ N 354 п. 59, 59б, п. 60 в случае, если показания не предоставлены более 6-ти месяцев подряд, (неисправность ИПУ или истечения срока его поверки, установленного заводом-производителем), использование ИПУ для расчетов размера платы приостанавливается, закон обязывает производить расчет по нормативу.
Суд приходит к выводу, что ПАО «Волгоградэнергосбыт» обоснованно установил разницу между фактическим потреблением электроэнергии согласно показаниям прибора учета и правомерно произвел доначисление платы за фактически потребленную электрическую энергию в установленном законом порядке.
Надлежащих доказательств неверно произведенного ПАО «Волгоградэнергосбыт» расчета образовавшейся задолженности, Шлямовой Е.А. не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Шлямовой Е.А. о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электроэнергию и признании задолженности в размере 43 320 рублей 96 копеек незаконной.
Исходя из исковых требований Шлямовой Е.А. к ТСН ТСЖ «Дом на Бульваре», истец просит произвести перерасчет с 2009 года по 2019 год по оплате коммунальных услуг и обязании предоставить документы проверки показаний индивидуального прибора учета
за период с октября 2017 года по март 2018 года.
Вместе с тем, судом установлено, что требования Шлямовой Е.А. к ТСН ТСЖ «Дом на Бульваре» были выполнены в добровольном порядке, что подтверждается имеющимся в материалах дела ответом на обращение истца от 13 мая 2020 года.
В силу ст.56 ГПК РФ на каждую сторону возложено бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Шлямовой Е.А. не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение ее прав в связи с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны ТСН ТСЖ «На бульваре».
Из исследованных по делу доказательств не усматривается факт совершения ТСН ТСЖ «На бульваре» действий, нарушающих права истца, указанная информация может быть представлена истцу при непосредственном обращении к ответчику.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Шлямовой Е.А. к ТСН ТСЖ «Дом на Бульваре» об обязании провести перерасчет с 2009 года по 2019 года по оплате коммунальных услуг и обязании предоставить документы проверки показаний индивидуального прибора учета.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку судом не установлено нарушения ответчиком прав истца, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шлямовой Екатерины Анатольевны к ТСН ТСЖ «На бульваре», ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании расчет задолженности по оплате коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальных услуг по электроснабжению, предоставлении документов, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г.Волгограда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 14 августа 2020 года.
Судья - О.С. Савокина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>