Решение по делу № 33-27473/2022 от 17.11.2022

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

УИД: 78RS0017-01-2021-006382-07

Рег. № 33-27473/2022

Судья: Калинина М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Нюхтилиной А.В.,

судей

Овчинниковой Л.Д., Мирошниковой Е.Н.

при секретаре

Салминой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2022 года гражданское дело № 2-5318/2021 по апелляционной жалобе МТУ ФАУГИ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> года по иску Прокурора <...> района г. Санкт-Петербурга к МТУ ФАУГИ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя ответчика МТУ ФАУГИ Росимущества – СВА, представителя третьего лица АО "ЗЭ"- ЛМИ, возражения прокурора ФИО, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор <...> г. Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (МТУ Росимущества) об обязании устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны и привести помещения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> №..., встроенное в пятиэтажное здание, №..., инв. №... и №... №..., встроенных в четырехэтажное здание, в соответствие с нормативными требованиями.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с постановленным решением, полагая его незаконным и необоснованным, просит отменить.

Представитель третьего лица ОНДПР <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, доказательств уважительности причин своей неявки судебной коллегии не представила, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истцом совместно с ОНДПР <...> района управления по <...> району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена проверка соблюдения АО "ЗЭ" требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений (далее, ЗС ГО), расположенных в Санкт-Петербурге, по адресу: <адрес>, №... (спецподвал), встроенное в пятиэтажное здание, №..., инв. №... и №... №..., встроенных в четырехэтажное здание.

МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области указало, что в отношении указанных ЗС ГО договоры ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны в мирное время и о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны не заключались.

В ходе указанной проверки установлено, что в настоящее время защитные сооружения эксплуатируются с нарушением действующего законодательства:

не обеспечена сохранность герметичности защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583;

не обеспечена сохранность конструкции защитных сооружений, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583;

элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583;

не планируются и не проводятся мероприятия по текущему и капитальному ремонту защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687;

не проводятся мероприятия по техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002;

не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования (оборудование систем воздухоснабжения, канализации) защитных сооружений гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (оборудование в неисправном состоянии, частично демонтировано), что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.3.2.11, 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575;

отсутствует договор о правах и обязанностях приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями в отношении объектов и имущества гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.4, 8 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359;

не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны маршрутами, движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.п.6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583;

не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687; п.3.2.3 - 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583.

Таким образом, МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также его сохранности, что может привести к нанесению ущерба РФ.

Разрешая заявленный спор, установив, что вышеуказанные защитные сооружения является собственностью Российской Федерации, включены в реестр федеральной собственности, находятся в состоянии, непригодном для их использования по прямому назначению, руководствуясь положениями статей 1, 2, 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, пунктов 3.2.1, 4.3.10, 4.5.2, 3.2.11, 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, пункта 5.2 раздела 2, пункта 4 раздела 1 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчика соответствующих обязанностей по устранению выявленных нарушений.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, повторяющие позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела по существу и опровергающиеся представленными в материалы дела доказательствами, не могут повлечь отмену решения суда.

Вопреки доводам жалобы, помещения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, помещение №..., встроенное в пятиэтажное здание, №..., помещения №..., инв. №... и №... №..., встроенных в четырехэтажное здание, являются объектами гражданской обороны и федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанные объекты были включены ЗС ГО в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЗЭ", включены в реестр федеральной собственности, на ответственное хранение АО "ЗЭ" не передавалось, что не оспаривается ответчиком. Таким образом, доводы ответчика о том, что именно АО "ЗЭ" должно было обеспечить надлежащее содержание ЗС ГО, производить своевременный ремонт убежищ и их инженерных сетей; обеспечить герметичность и гидроизоляцию убежищ; привести ЗС ГО в работоспособное состояние, являются несостоятельными.

Как правильно указал суд первой инстанции, на основании Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Спорные объекты являются защитным сооружением гражданской обороны, подлежат учету в реестре федерального имущества, поэтому именно Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Исходя из требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с приказом ФАУГИ от 19 декабря 2016 года № 464 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении ФАУГИ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. МТУ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.

В данной связи судебная коллегия находит подлежащими отклонению доводы ответчика о том, что поскольку МТУ Росимущества не является главным распорядителем средств федерального бюджета, средства на содержание ЗС ГО Росимуществом до МТУ Росимущества не доведены.

Ввиду изложенного выше, полномочия собственника в отношении защитных сооружений Санкт-Петербург, <адрес> литер Р, помещение №..., встроенное в пятиэтажное здание, №..., помещения №..., инв. №... и №... №..., встроенных в четырехэтажное здание, осуществляет именно МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовало правовое основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмены, при этом судебная коллегия принимает во внимание характер и степень общественной опасности, поскольку невыполнение требований относительно надлежащего содержания защитных сооружений может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях на исковое заявление, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.

33-27473/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Ответчики
МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Другие
Росимущество
АО Завод Энергия
ОНДПР Петроградского района управления по Петроградскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Нюхтилина Алла Викторовна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
17.11.2022Передача дела судье
20.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2023Передано в экспедицию
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее