Гражданское дело №
УИД 05RS0№-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исламханова С.Ж., с участием
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Унцукульская СОШ №» <адрес> РД, администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан об обязании обеспечить доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения,
у с т а н о в и л :
<адрес> РД обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с иском, указав, что была с привлечением специалистов УСЗН в МО «<адрес>» проведена проверка исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №) организациями и учреждениями района в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По результатам проверки выявлены нарушения в указанной сфере деятельности МКОУ «Унцукульская СОШ №» требующие безотлагательного устранения.
Просит суд обязать МКОУ «Унцукульская СОШ №» обеспечить наличие сменной кресла-коляски; установить поручни для беспрепятственного перемещения инвалидов (0,7 м и 0,9 м); установить пандусы для беспрепятственного перемещения инвалидов (ширина не менее 1,0 м., длина не более 9,0 м., а уклон не круче 1:20) на лестничных проемах у входа в здание школы; установить раздвижные двери; обеспечить возможность посадки и транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; обеспечить дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также наличие надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить при входе на объект вывески с названием организации, графиком работ организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечить предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение- допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика; обеспечить наличие- помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, оборудованного индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой; адаптировать официальный сайт организации для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих); обеспечить наличие педагогических работников, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющую осуществлять обучение по адаптированным основным образовательным программам.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на выполнение работ по обеспечению доступности для инвалидов здания (сооружений) МКОУ «Унцукульская СОШ №».
От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, с направлением ему копии решения, требования поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным иске.
Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» РД ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд рассмотреть дело без их участия с направлением копии решения суда. В своих возражениях просит суд отказать в удовлетворении требований в части обеспечения создания инвалидам условий доступности объектов образования (ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ гола №181-ФЗ и п.3 Приказа Минобрнауки России отДД.ММ.ГГГГ №), предоставить срок исполнения требований по обеспечению инвалидам условий доступности услуг оказываемых образовательными учреждениями (п.4 Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №) до ДД.ММ.ГГГГ. Считает что здание детского сада реконструкцию или модернизацию после ДД.ММ.ГГГГ не проходило. В соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ от 01.12.2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Унцукульская СОШ №» надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Возражения на исковые требования прокурора в суд не представил.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
В силу ч.1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ, N 1447-О-О (пункт 2.1.) указал: Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из искового заявления прокуратурой района с привлечением специалистов УСЗН в МО «<адрес>» проведена проверка в МКОУ «Унцукульская СОШ №» и выявлены нарушения в части создания условий инвалидам, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес директора МКОУ «Унцукульская СОШ №» об устранении выявленных нарушений.
Судом установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения МКОУ «Унцукульская СОШ №» не устранены.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ №384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 798/пр и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
При указанных обстоятельствах доводы администрации МО «<адрес>», что поскольку здание МКОУ «Унцукульская СОШ №» было реконструировано до ДД.ММ.ГГГГ, обязанности его оборудовать для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не имеется, являются несостоятельными.
Согласно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В соответствии п. 6.1.1 СП 59.13330.2012 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1309. Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.
В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Суд считает, что возможность обеспечить доступ маломобильных групп населения в здание МКОУ «Унцукульская СОШ №», расположенное по адресу: РД, <адрес>, имеется.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что ни органом местного самоуправления, в собственности которого находится здание школы, ни МКОУ «Унцукульская СОШ №», у которого данное здание находится на праве оперативного управления, не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры. Обязанность по созданию таких условий законодательством возложена в равной мере как на лицо, во владении и пользовании которого находится объект социальной инфраструктуры, так и на орган местного самоуправления, исполнительным органом которого в настоящем случае выступает администрация МО «<адрес>». В связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений социальных прав инвалидов как на МКОУ «Унцукульская СОШ №», так и на администрацию МО «<адрес>».
Выбор способа устранения нарушения в силу того, что ответчики являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, лежит на ответчиках. Суд считает необходимым обязать ответчиков обеспечить доступ группам населения с ограниченными возможностями передвижения (инвалидам-колясочникам) в здание МКОУ «Унцукульская СОШ №» в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом мнения сторон, суд полагает необходимым определить срок для исполнения решения суда шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу, что является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом с учетом финансового положения ответчиков, в силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 0 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковое заявление прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Унцукульская СОШ №», администрации муниципального образования «<адрес>» РД удовлетворить частично.
Обязать МКОУ «Унцукульская СОШ №» обеспечить наличие сменной кресла-коляски; установить поручни для беспрепятственного перемещения инвалидов (0,7 м и 0,9 м); установить пандусы для беспрепятственного перемещения инвалидов (ширина не менее 1,0 м., длина не более 9,0 м., а уклон не круче 1:20) на лестничных проемах у входа в здание школы; установить раздвижные двери; обеспечить возможность посадки и транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; обеспечить дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также наличие надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить при входе на объект вывески с названием организации, графиком работ организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечить предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение- допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика; обеспечить наличие- помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, оборудованного индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой; адаптировать официальный сайт организации для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих); обеспечить наличие педагогических работников, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющую осуществлять обучение по адаптированным основным образовательным программам.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на выполнение работ по обеспечению доступности для инвалидов здания (сооружений) МКОУ «Унцукульская СОШ №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия, через Унцукульский районный суд РД.
Решение составлено и отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья С.Ж. Исламханов