Дело № 2-412/2023
УИД: 34RS0012-01-2023-000121-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 17 апреля 2023 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.
при секретаре Мозжевой С.Л.,
с участием прокурора Филина Д.М.,
представителя ответчика ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница» по доверенности Фадиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городищенская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) здравоохранения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городищенская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Городищенская ЦРБ»), комитету здравоохранения Волгоградской области с указанным иском, мотивировав свои требования тем, что в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Городищенского района Волгоградской области установлено, что ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности объекта ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» Новорогачинская участковая больница.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждены требования по антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В нарушение пункта 16 требований на момент проверки система видеонаблюдения в Новорогачинской участковой больнице, Студено-Яблоневом ФАП и Карповском ФАП отсутствовала.
Аналогичные нарушения выявлены и на других объектах ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», а именно: хирургическое отделение; отделение анестезиологии и реанимации; терапевтическое отделение; гинекологическое отделение; педиатрическое отделение; отделение скорой медицинской помощи; внутри-дворовая и прилегающая территория здания ЦРБ; корпус №, 2 поликлиники ЦРБ; акушерско-гинекологическое отделение поликлиники (корпус поликлиники №); детское отделение поликлиники (корпус поликлиники №); Россошинская участковая больница, Краснопахаревский ФАП, Вертячинский ФАП, Песковатский ФАП, Россошинский ФАП, Новонадеждинский ФАП; Котлубанская участковая больница, Варламовский ФАП, Паньшинский ФАП, Сады Придонья ФАП, Самофаловский ФАП, Донской ФАП; Ерзовская врачебная амбулатория, Каменский ФАП, Орловский ФАП; Новожизнинская амбулатория, Грачевский ФАП; клинико-диагностическая лаборатория; административный корпус.
В нарушение подпункта «б» пункта 16 требований, система видеонаблюдения на территории стационара ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» осуществляет архивирование и хранение данных в течение 15 дней.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» внесено представление, по результатам его рассмотрения приняты меры по восстановлению системы видеонаблюдения на объектах, расположенных по следующим адресам: <адрес> (Новорогачинская участковая больница); <адрес>
Кроме того, организован сбор коммерческих предложений в части оборудования объектов (территорий) ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» системами видеонаблюдения.
Вместе с тем по объекту, расположенному по адресу: <адрес> подготовлена и прошла экспертизу проектно-сметная документация на установление системы видеонаблюдения.
Несмотря на принятые ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» меры, на протяжении длительного времени выявленные нарушения полностью не устранены, что является недопустимым.
Согласно пункту 1.4 устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», утвержденного приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области.
В соответствии с п. 3.2 Устава к компетенции учредителя в отношении ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» относится, в том числе, выполнение функций и полномочий Учредителя Учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации, определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
В силу п. 4.10 Устава источниками формирования имущества ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» являются бюджетные средства, имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления, добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законом, поступления.
Поскольку неисполнение требований вышеуказанного законодательства, а также непринятие своевременных мер ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» создает угрозу жизни и здоровью людей в случае террористической угрозы, с учетом уточнений прокурор просит суд, обязать ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать объекты (территории) ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, а именно: организовать видеонаблюдение, позволяющее с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца следующих объектов: отделение анестезиологии и реанимации; терапевтическое отделение; гинекологическое отделение; педиатрическое отделение; корпус №, 2 поликлиники ЦРБ; акушерско-гинекологическое отделение поликлиники (корпус поликлиники №); Россошинская участковая больница, Котлубанская участковая больница, Ерзовская врачебная амбулатория, Новожизнинская амбулатория, Краснопахаревский ФАП, Песковатский ФАП, Россошинский ФАП, Студено-Яблоневский ФАП; Варламовский ФАП, Паньшинский ФАП, Самофаловский ФАП; Орловский ФАП; Грачевский ФАП; клинико-диагностическая лаборатория; административный корпус.
В судебном заседании прокурор исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить, доводы привел аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» по доверенности Фадина Ю.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, но просила предоставить срок исполнения возложенных обязательств более пяти месяцев, поскольку необходимо составить смету, заключить контракты, закупить оборудование.
Представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании представлены возражения относительно исковых требований в части возложения обязанности на комитет здравоохранения Волгоградской области, поскольку ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» является лицом, обязанным нести расходы на содержание переданного ему в оперативное управление имущества, комитет не является собственником государственного имущества Волгоградской области и не наделен полномочиями собственника, а является лишь получателем бюджетных средств и выделение ассигнований не входит в его компетенцию, и не может выступать в качества ответчика. В связи с чем, просят в удовлетворении требований к комитету здравоохранения Волгоградской области отказать.
Представитель третьего лица ГУ «Территориальный Фонд Медицинского страхования Волгоградской области» в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии не явившихся, лиц участвующих в деле, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (пункт 7 части 1 статьи 2 Закона № 35-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 35-ФЗ одним из видов противодействия терроризму является деятельность органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу требований части 3 статьи 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Во исполнение пункта 4 части 2 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно подпункту «б» пункта 16 требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).
В соответствии с пунктом 14 требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проведена проверка деятельности ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности объекта ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» Новорогачинская участковая больница.
В нарушение пункта 16 требований на момент проверки система видеонаблюдения в Новорогачинской участковой больнице, Студено-Яблоневом ФАП и Карповском ФАП отсутствует. Аналогичные нарушения выявлены и на объектах ГБУЗ «Городищенская ЦРБ»: хирургическое отделение; отделение анестезиологии и реанимации; терапевтическое отделение; гинекологическое отделение; педиатрическое отделение; отделение скорой медицинской помощи; внутри-дворовая и прилегающая территория здания ЦРБ; корпус №, 2 поликлиники ЦРБ; акушерско-гинекологическое отделение поликлиники (корпус поликлиники №); детское отделение поликлиники (корпус поликлиники №); Россошинская участковая больница, Краснопахаревский ФАП, Вертячинский ФАП, Песковатский ФАП, Россошинский ФАП, Новонадеждинский ФАП; Котлубанская участковая больница, Варламовский ФАП, Паньшинский ФАП, Сады Придонья ФАП, Самофаловский ФАП, Донской ФАП; Ерзовская врачебная амбулатория, Каменский ФАП, Орловский ФАП; Новожизнинская амбулатория, Грачевский ФАП; клинико-диагностическая лаборатория; административный корпус.
В нарушение подпункта «б» пункта 16 Требований система видеонаблюдения на территории стационара ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» осуществляет архивирование и хранение данных в течение 15 дней.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» внесено представление, по результатам его рассмотрения приняты меры по восстановлению системы видеонаблюдения на объектах, расположенных по <адрес>, <адрес>. Кроме того, организован сбор коммерческих предложений в части оборудования объектов (территорий) ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» системами видеонаблюдения (л.д.6-19).
Несмотря на принятые ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» меры, на протяжении длительного времени выявленные нарушения полностью не устранены, что является недопустимым.
Согласно п. 1.4 Устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», утвержденного приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Комитет здравоохранения Волгоградской области.
В соответствии с п. 3.2 устава к компетенции учредителя в отношении учреждения относится, в том числе, выполнение функций и полномочий учредителя учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации, определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
На основании распоряжения Главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № 494-р от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» безвозмездно передано в оперативное управление Центральная районная больница в составе зданий и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>
Таким образом, ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в силу положений статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации является лицом, которое должно нести расходы по содержанию переданного ему в управление имущества.
С учетом изложенного, неисполнение ответчиком ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» вышеуказанного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу жизни и здоровья граждан в случае террористической угрозы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несоблюдение требований об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований к ГБУЗ «Городищенская ЦРБ».
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ № 4, 2 ░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 3); ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░