...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 ноября 2017 г. г. Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова Алексея Алексеевича к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения пенсии, возложении обязанности назначить пенсию со дня обращения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Данилов А.А. просил включить в стаж необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: 1) с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. в должности шофера лесовозной автомашины АОЗТ «Икат Лес» (всего 1 год 1 месяцев 26 дней), 2) в должности рамщика пилорамы Хуртэйкого ЛПХ непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах в период с 12.09.1991 г. по 14.11.1994 г. всего 3 года 2 месяца; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением; признать решение ответчика об отказе в установлении (выплате) пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, при этом не включены периоды работы в АОЗТ «Икат Лес» с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. в должности шофера лесовозной автомашины, в должности рамщика пилорамы Хургэйкого ЛПХ непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах в период с 12.09.1991 г. по 14.11.1994 г. Однако, в данные периоды времени он осуществлял деятельность, которая дает право на назначение льготной пенсии.
В судебном заседании истец Данилов А.А. доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, уточнив только наименование его профессии в Хуртэйском ЛПХ – шофер лесовозной автомашины и дату назначения пенсии – с 27.03.2017 г. Просил иск с учетом уточнений удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ Сандаков Б.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования Данилова А.А. не признал, изложив доводы, изложенные в представленном суду письменном возражении. В удовлетворении исковых требовний просил отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит уточненные исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ответчика от 07.04.2017 г. истцу было отказано в удовлетворении его заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом истцу не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе, периоды работы: в АОЗТ «Икат Лес» с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. в должности шофера лесовозной автомашины, в должности рамщика пилорамы Хургэйкого ЛПХ непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах в период с 12.09.1991 г. по 14.11.1994 г., так как Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовкахи лесосплаве, утвержденным постановлением Правительства РФ №273 от 24.04.1992 г. наименование профессии «рамщик» не предусмотрено и в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие в АЗОТ «Икат Лес» единого технологического процесса лесозаготовок, либо наличие в составе указанной организации постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков.
Обращаясь в суд, истец просит включить в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. в должности шофера лесовозной автомашины АОЗТ «Икат Лес», в должности шофера лесовозной автомашины Хургэйкого ЛПХ, занятого непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах в период с 12.09.1991 г. по 14.11.1994 г..
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно налесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно ч. ч. 2, 3, 4 ст. 30, ч. 2 ст. 33 вышеуказанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
До 01.01.1992 г. при досрочном назначении трудовой пенсии по старости действовал Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. В раздел XXII «Лесозаготовки» указанного Списка включена профессия «шофер лесовозных автомобилей».
Следовательно, для удовлетворения требований истца за период с 12 сентября 1991 г. до 01.01.1992 г. необходимо установить факт работы истца по профессии, указанной в Списке и факт его постоянной занятости на заготовке древесины лесозаготовительных предприятий.
Из исследованной судом трудовой книжки Данилова А.А. видно, что с 30.03.1985 г. Данилов А.А. работал в Хуртэйском леспромхозе, с 20 июня 1988 г. он был переведен на работу водителем лесовозного автомобиля ЛЗП «Хуртэй» Хуртэйского леспромхоза, 14.11.1994 г. – уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке Администрации МО «Кижингинский район» РБ по документам архивного фонда №22 «Хуртэйский ЛПХ», опись-2 Данилов А.А. в лицевых счетах начисления заработной платы значится в должности шофера лесовозной автомашины за 1991 г., шофером перевозки ГСМ за 1992 г., шофером лесовозной автомашины за 1993 г., шофером за 1994 г.
Таким образом, наименование профессии истца в указанный период соответствовало Списку №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.
Факт постоянной занятости истца на заготовке древесины лесозаготовительных предприятий также подтверждается представленными в дело документами, лицевыми счетами.
При таких обстоятельствах, период работы истца с 12 сентября 1991 г. по 31.12.1991 г. в должности шофера лесовозной автомашины Хуртэйского ЛПХ подлежит включению в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.
С 01.01.1992 г. в соответствии с пп. «д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273.
Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, в том числе старших, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273, правом на досрочное пенсионное обеспечение обладают водители автомобилей на вывозке леса.
Согласно Примечанию к данному Списку перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
По смыслу вышеуказанных норм, для удовлетворения требований истца в части включения периодов работы истца с 01.01.1992 г. по 14.11.1994 г. в Хуртэйском ЛПХ и с 15.11.1994 г. по 01.10.1996 г. шофером лесовозной автомашины АОЗТ «Икат Лес» в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, необходимо установить факт работы истца по профессии, указанной в Списке профессий и должностей рабочих и мастеров, втом числе старших, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273, и факт его занятости в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Технологический процесс заготовки леса, как правило, включает лесосечные работы, вывозку леса и работы на лесопромышленных складах. Это подготовка к валке, трелевка (подвозка и вывозка) древесины с лесосек к промежуточным складам, разделка древесины, в том числе раскряжевка хлыстов на сортименты, окорка круглого леса, штабелевка древесины, ее вывозка на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Данный процесс заканчивается вывозкой леса по лесовозным дорогам на нижние склады и погрузочные пункты, откуда производится его отправка потребителю, в частности, на деревообрабатывающие предприятия. При этом верхним именуется склад, расположенный на лесосеке у начала лесовозной дороги, а промежуточным - склад, расположенный вдоль лесовозной дороги и предназначенный для размещения запаса древесины. Нижними именуются склады, расположенные в пункте примыкания лесовозной дороги к пунктам общего пользования.
Таким образом, с 01.01.1992 г. законодательством право на досрочную пенсию по старости закреплено за водителями автомобилей по вывозке леса, занятыми непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве.
Постановлением Минтруда РФ от 01.04.2003 г. № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 г. № 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 от 22 августа 1956 года № 1173.
Поскольку до 01.01.1992 г. Данилов А.А. работал шофером лесовозной автомашины в Хуртэйском ЛПК, в период времени с 01.01.1993 г. по 14.11.1994 г., затем в АОЗТ « Икат Лес» по той же должности, его работа была также связана с вывозкой леса, что документально подтверждается, то период его работы с 01.01.1993 г. по 14.11.1994 г. также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом наличие единого технологического процесса лесозаготовок на Хуртэйском ЛПХ не оспаривается стороной ответчика.
Исследованные доказательства суд признает допустимыми, в достаточной степени подтверждающими трудовую деятельность истца в указанные выше периоды. Суд при этом учитывает, что вины истца в том, что работодатель ненадлежащим образом вел документацию, связанную с организационным оформлением деятельности, указанием должности истца в качестве рамщика в приказе об увольнении, не имеется. Данное указание суд полагает ошибочным.
Вместе с тем, требование истца о включении в специальный стаж периода работы в Хуртэйском ЛПК с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. удовлетворению не подлежит, так как Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденным постановлением Правительства РФ №273 от 24.04.1992 г. наименование профессии «шофер перевозки ГСМ» не предусмотрено.
Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. в должности шофера лесовозной автомашины АЗОТ «Икат Лес», суд находит его подлежащим удовлетворению.
Согласно трудовой книжке истца, 15.11.1994 г. он был принят на работу шофером лесовозного автомобиля Хуртэйского ЛЗП АОЗТ «Икатлес», 01.10.1996 г. уволен по собственному желанию.
Из ответа Бурятстата от 06.09.2017 г. на запрос суда следует, что в территориальном разделе Статрегистра Росстата было учтено АОЗТ «Икатлес», зарегистрированное Администрацией г.Улан-Удэ 29.08.1994 г. и ликвидированное 03.03.2003 г. с кодом ОКОНХ: 15100 – «Лесозаготовительная промышленность» (основной вид деятельности).
Наличие единого технологического процесса лесозаготовок на данном предприятии в спорные периоды подтверждается и представленными суду лесорубочными билетами, заявлением лесничего Кудунского лесничества о том, что с 1992 г. по 1997 г. АОЗТ «Икатлес» на территории Кудунского лесничества занималось заготовкой древесины.
Таким образом, представленными в дело документами, подтверждается единый технологический процесс лесозаготовок в АОЗТ «Икатлес».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Данилова А.А.: с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г. – по профессии шофер лесовозной автомашины АОЗТ «Икатлес», подлежат включению в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 7 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению и требования истца в части обязания ответчика назначить ему пенсию с 27 марта 2017 г., с момента обращения в Пенсионный орган, так как с зачетом в специальный стаж спорных периодов общая продолжительность специального стажа истца составит более 12 лет 6 месяцев.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что Данилов А.А. обратился к ответчику 27.03.2017 г., возраста 55 лет он достиг 07.03.2017 г., следовательно, у Данилова А.А. на дату его обращения к ответчику 27.03.2017 г. образуется необходимый в соответствии с требованием законодательства стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не менее 12 лет 06 месяцев.
Вместе с тем, требование истца о признании решения ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» незаконным, удовлетворению не подлежит, поскольку необходимость включения спорных периодов работы истца в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, была установлена только в настоящем судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Данилова Алексея Алексеевича удовлетворить частично.
Обязать ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Данилова Алексея Алексеевича в должности шофера лесовозной автомашины Хургэйкого ЛПХ с 12.09.1991 г. по 31.12.1991 г., с 01.01.1993 г. по 14.11.1994 г., в должности шофера лесовозной автомашины в АОЗТ «Икат Лес» с 15 ноября 1994 г. по 01 октября 1996 г.
Обязать ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ назначить Данилову Алексею Алексеевичу досрочную страховую пенсию по старости с 27 марта 2017 года.
Остальные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение суда принято 24.11.2017 г.
Судья: Е.А. Богомазова