Решение по делу № 2-164/2013 от 06.03.2013

Решение по гражданскому делу
Печать решения
Дело № 2-164/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рї. Октябрьский                                                                                                                 29 апреля 2013 РіРѕРґР°

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего: судьи Таипова Э.Р.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Демьяненко Н.В.,

ответчика - представителя Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного числа граждан к Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного числа граждан к Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав поселения и обязывании в срок до 01 мая 2013 года внести изменения в Устав поселения, зарегистрировав их в установленном законом порядке.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края проверен Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, принятый решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 21 ноября 2005 года №11 (в редакции от 23 апреля 2012 года). Проверкой установлено, что ряд положений Устава противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), Федеральному закону от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, ч.6 ст.2 Устава не соответствует ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п.п. 4,6,20,34 ч.1 ст.6 Устава не соответствует п.п. 4, 6, 20, 34 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ; часть 1 ст. 6.1 Устава содержит п.5, который Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ был исключен из ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, указанная статья Устава при наличии закрытого перечня не содержит также положения, установленного п. 11 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ; п. 6 ст. 15 Устава противоречит ч. 6 ст.27 Закона №131-ФЗ; в Уставе отсутствует основание для досрочного прекращения полномочий главы поселения, предусмотренное п. 11.1 ч.6 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ, а именно изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ, что противоречит требованиям Федерального закона №131-ФЗ; статья 68.1 Устава не соответствует ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». До настоящего времени органом местного самоуправления не предприняты меры по приведению Устава в соответствие с законодательством.

Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения; обязать внести изменения в Устав поселения в срок до 01 мая 2013 года и зарегистрировать их в установленном законном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края на иске настаивала и по существу изложила доводы, указанные в заявлении, при этом установление срока для устранения выявленных нарушений оставила на усмотрения суда с учетом принципов разумности

Ответчик - представитель Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО4 с требованиями прокурора Октябрьского района Пермского края согласилась частично, признав требования о необходимости внесения изменений в Устав и регистрации их в установленном порядке, пояснив, что Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края на основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с февраля 2013 года стал проводить работу по внесению изменений в Устав, 16 апреля 2013 года принял решение о назначении публичных слушаний по внесению изменений в Устав поселения на 30 апреля 2013 года. После проведения публичных слушаний планируется принятие решения Советом депутатов в двадцатых числах мая 2013 года. Считает, что Советом депутатов принимаются меры к приведению Устава в соответствие с действующим законодательством, поэтому просит отказать в исковых требованиях прокурора о признании незаконным бездействия.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, по решению Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 21 ноября 2005 года был принят Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, действующий на момент рассмотрения дела в редакции решения Совета депутатов от 23 апреля 2012 года №202 (л.д.4-23).

Названный Устав зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ. На сегодняшний день отдельные положения Устава не соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, ч.6 ст.2 Устава не соответствует ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п.п. 4,6,20,34 ч.1 ст.6 Устава не соответствуют п.п. 4, 6, 20, 34 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ; часть 1 ст. 6.1 Устава содержит п.5, который Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ был исключен из ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, указанная статья Устава при наличии закрытого перечня не содержит также положения, установленного п. 11 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ; п. 6 ст. 15 противоречит ч. 6 ст.27 Закона №131-ФЗ; в Уставе отсутствует основание для досрочного прекращения полномочий главы поселения, предусмотренное п. 11.1 ч.6 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ, а именно изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ, что противоречит требованиям Федерального закона №131-ФЗ; статья 68.1 Устава не соответствует ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 16 апреля 2013 года были назначены публичные слушания на 30 апреля 2013 года по проекту решения Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края «О внесении изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края» (л.д.29-33).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также нормативно правовым актам субъектов РФ.

       РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ СЃС‚.15 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Конституция Р Р¤ имеет высшую юридическую силу. Законы Рё иные правовые акты, принимаемые РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ должны противоречить Конституции Р Р¤. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане Рё РёС… объединения обязаны соблюдать Конституцию Р Р¤ Рё законы.

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а в силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Согласно ч.ч.4,6,8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 №131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края на основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вынес на публичные слушания проект изменений в Устав муниципального образования, которые должны состояться 30 апреля 2013 года.

Учитывая изложенное, а также то, что на дату вынесения судом решения, ответчиком не представлено доказательств приведения Устава поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства, требования прокурора о возложении на Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края обязанности по внесению изменений в Устав и регистрации их в установленном законом порядке подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику для выполнения решения суда потребуется принять решение о внесении изменений в Устав, пройти процедуру регистрации внесенных изменений, а в случае отказа в регистрации - вновь пройти процедуру принятия муниципального правового акта, обнародовать внесенные в Устав изменения, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2013 года.

Требования прокурора в части признания незаконным бездействия Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края также подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как следует из анализа норм Федеральных законов №131-ФЗ, 25-ФЗ, изменения в законодательство были приняты на федеральном уровне в период с 2011 по 25 декабря 2012 года, однако на протяжении указанного периода Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края не принимал каких-либо действий по приведению Устава поселение в соответствие с нормами указанных выше Федеральных законов, о чем свидетельствует разработка проекта изменений в Устав и назначение публичных слушаний лишь в апреле 2012 года после обращения прокурора в суд с исковыми требованиями. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и обязать Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до 01 сентября 2013 года внести изменения в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в соответствии с действующим законодательством, зарегистрировав их в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 06 мая 2013 года.

Председательствующий:                                                                        Р­.Р . Таипов

2-164/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура
Ответчики
Совет депутатов Р-Сарсинского с/п
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
oktyabr.perm.sudrf.ru
06.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2013Передача материалов судье
11.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2013Подготовка дела (собеседование)
19.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2013Судебное заседание
06.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее