дело № 2а-2881/2021 (УИД: 62RS0002-01-2021-003861-35)
Решение
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Васильевой М.А., при помощнике судьи Кочергиной Е.С., с участием:
помощника прокурора Московского района г. Рязани Кабочкиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Рязани, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Комарову А.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Московского района г. Рязани, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц, обратился с административным иском к Комарову А.С. о прекращении действия права на управление транспортным средством, мотивируя требования тем, что прокуратурой Московского района г. Рязани проведена проверка по выявлению фактов предоставления и реализации права на управление транспортными средствами различных категорий лицами, имеющими ограничение к водительской деятельности. В ходе проверки установлено, что Комарову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года выдано водительское удостоверение № №
Согласно данным ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер» Комаров А.С. состоит на учёте в <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>. Согласно информации ГБУ РО «<данные изъяты>», данное заболевание является противопоказанием к управлению автотранспортным средством.
Таким образом, заболевание Комарова А.С. относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, просит суд прекратить действие права на управление транспортным средством у Комарова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>; решение суда направить в УГИБДД УМВД России по Рязанской области для розыска и изъятия водительского удостоверения № № выданного ДД.ММ.ГГГГ года.
Помощник прокурора Московского района города Рязани Кабочкина И.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание административный ответчик Комаров А.С. не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, однако судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
На основании статьи 100 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Возвращение судебного извещения суд расценивает, как отказ адресата принять его и считает извещённым административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 6 статьи 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 24 вышеназванного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу статьи 23.1 указанного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
При этом, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждённым вышеуказанным Постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории «В», «С» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приёма алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Таким образом, Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
В силу положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством является отсутствие у него к этому медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Комаров А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортным средством категории «<данные изъяты>», в соответствии с водительским удостоверением за номером №, выданным ДД.ММ.ГГГГ года Межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области.
Согласно информации ГБУ РО «<данные изъяты>», Комаров А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте в ГБУ РО «<данные изъяты>» с диагнозом, который по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем относится к коду <данные изъяты>». Данное заболевание является противопоказанием к управлению автотранспортным средством.
Состояние стойкой ремиссии, необходимой для осуществления водительской деятельности, у ответчика не установлено.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Московского района г. Рязани подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей 00 копеек, от уплаты которой административный истец был освобождён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Московского района г. Рязани, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Комарову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством у Комарова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Копию решения суда направить в УГИБДД УМВД России по Рязанской области для розыска и изъятия водительского удостоверения за номером №, выданного ДД.ММ.ГГГГ года Межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области.
Взыскать с Комарова А.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд г. Рязани.
Судья М.А.Васильева