РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 03 мая 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу начальника общества с ограниченной ответственностью «<иные данные>» Пастухова Вячеслава Владимировича на постановление № руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 01 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением №12 руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 01 марта 2023 года начальник ООО «<иные данные>» Пастухов В.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Пастухов В.В. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой в которой просит постановления административного органа отменить, производство по делу прекратить, указав, что административным органом не принято во внимание отсутствие у ООО «<иные данные>» права на самостоятельное проведение работ по ремонту кровли, которые должны проводиться в рамках капитального ремонта за счет взносов поступающих от собственников на счет регионального оператора. Возложение на управляющую организацию обязанности по проведению указанных работ повлечет дополнительные расходы ООО «<иные данные>», которые в дальнейшем будут возложены на собственников, что приведет к повторному взысканию с собственников платы за ремонт кровли, который должен быть организован не управляющей организацией, а Региональным оператором за счет ранее полученных взносов. Заявки о включении дома в план капитального ремонта подавались неоднократно, в том числе 25 декабря 2015 года, 24 марта 2017 года, а также 19 февраля 2020 года. Состояние рулонной кровли таково, что ежегодное проведение текущих ремонтов не дает результата. Управляющей организацией приняты меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>. На протяжении 2021-2022 г.г. проводился текущий ремонт кровли над квартирами №10, 28, 38, 39, 40. В зимний период выполнялись работы по уборке снега с крыши данного дома, в том числе и над квартирой №38, Однако имеет место разрушение верхнего и местами нижних слоев покрытия кровли, вздутия, требующие замены до 100% кровельного покрытия, разрушение настенных желобов, протечки кровли местами.
Начальник ООО «<иные данные>» Пастухов В.В., его защитник Т.С.А. в суде доводы и требования жалобы поддержал, просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Пояснил, что протечки возникают, поскольку, кровля нуждается в капитальном ремонте. ООО «<иные данные>» принимает все усилия для предотвращения протекания с кровли, постоянно производится очистка крыши от снега и наледи, в 2021 году производился текущий ремонт кровли дома, в 2022 году над квартирой №38 проводился ремонт кровли.
Потерпевшая Е.В.Г., извещенная надлежаще, в суд не явилась, считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Представитель административного органа Департамента государственного жилищного надзора К.М.В. (доверенность от 02 мая 2023 года) полагала, что постановление в отношении начальника ООО «<иные данные>» Пастухов В.В. вынесено законно, Пастухов В.В. обоснованно привлечен к административной ответственности, оснований для освобождения его от административной ответственности не имеется.
Ст.помощник прокурора г.Йошкар-Олы С.Г.А. просила жалобу Пастухова В.В. оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения №1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение Требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.03 №170 (далее - Правила №170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ закреплено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3.2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.
В силу пункта 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10 Правил № 491).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (пункт 11 Правил № 491).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами «170.
В соответствии с пунктами 3.3.1, 4.6.1.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного - оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Как следует из пункта 4.6.1.2 Правил № 170, управляющей организации следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 7 Перечня № 290 на управляющую организацию возложена обязанность по проверке кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Прокуратурой г.Йошкар-Олы на основании обращения Е.В.Г., которая жаловалась на ненадлежащее состояние кровли многоквартирного дома <адрес>, о некачественных работах, выполняемых ООО «<иные данные>» по текущему ремонту кровли, регулярных фактах протекания кровли, приводящих к затоплению квартиры заявителя, проведены проверочные мероприятия соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства.
18 января 2023 года прокуратурой г.Йошкар-Олы выявлены нарушения п.п.10 Правил №491 – общее имущество содержится с нарушениями требований законодательства РФ; п.4.6.1.1. Правил №170 организация по обслуживанию жилищного фонда не обеспечила исправное состояние кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций, протечек кровли.
Таким образом, начальником ООО «<иные данные>» Пастуховым В.В. в нарушение Правил №170, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, Правил №491, не обеспечено содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.
Должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях начальника ООО «<иные данные>» Пастухова В.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Изложенное нарушает права собственников жилых помещений на предоставление надлежащих жилищных услуг, что является недопустимым.
Установленные прокуратурой города нарушения закона подтверждаются актом обследования от 18 января 2023 года, обращениями Е.В.Г., приложенными к ним фотографиями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 января 2023 года.
Материалами проверки подтверждается, что должностным лицом не приняты все необходимые меры для устранения протекания крыши дома <адрес> (над квартирой №). А именно: 11 ноября 2022 года составлен акт, согласованный с начальником Пастуховым В.В., подписанный инженером Ф.А.Н., собственником кв.№ Е.В.Г., в котором указано, что обследована <адрес> на предмет затопления. В результате осмотра установлено, что в комнате на потолке имеются желтые и влажные пятна, требуется текущий ремонт кровли несмотря на то, что 06 июня 2022 года, согласно акту выполненных работ, проведен текущий ремонт кровли над <адрес>.
Установление факта о необходимости реконструкции плоской рубероидной кровли дома <адрес>, что отражено в ответе заместителя мэра г.Йошкар-Олы от 12 марта 2012 года (л.д.9), на что ссылается заявитель, как на необходимость проведения капитального ремонта дома, не освобождает управляющую организацию от проведения профилактических мероприятий по проверке кровли на отсутствие протечек; а при выявлении нарушений, приводящим к протечкам, - незамедлительное их устранение, что не было сделано после выявленного факта протечки 11 ноября 2022 года в квартире Е.В.Г., в результате чего протечка кровли в квартире Е.В.Г. продолжилась и декабре 2022 года и в январе 2023 года.
Доводы жалобы, что административным органом не установлена причина возникновения протечек, не является основанием для освобождения Пастухова В.В. от административной ответственности. Управляющая компания, в чьи обязанности входит надлежащее содержание общего имущества МКД, не лишена возможности установить причину протечек своими силами либо с привлечением третьих лиц.
Доводы Пастухова В.В. об отсутствии его вины со ссылкой на то, что протечки кровли дома <адрес> возможно устранить исключительно путем проведения капитального ремонта, отклоняются судом, поскольку необходимость проведения капитального ремонта дома не снимает с управляющей организации возложенной договором и законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые в штатном режиме (к чему относятся работы общества по очистке крыши от снега и наледи) обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, по проведению текущего ремонта данных объектов в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества в надлежащем, работоспособном состоянии до момента проведения капитального ремонта.
В соответствии с приказом № от 14 октября 2021 года на Пастухова В.В. возложено исполнение обязанностей начальника ООО «<иные данные>».
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд установил, что, несмотря на обращение собственника квартиры № Е.В.Г., начальник ООО «<иные данные>» Пастухов В.В., в нарушение условий договора управления, требований указанных выше норм, со своей стороны не предпринял всех надлежащих и достаточных мер для устранения протекания кровли, суд приходит к выводу о несоблюдении заявителем лицензионных требований и наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, начальник ООО «<иные данные>» Пастухов В.В., являясь должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и жилищного законодательства. Начальником общества не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению указанным многоквартирным домом.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием административным органом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения начальника ООО «<иные данные>» Пастухова В.В. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении начальника ООО «<иные данные>» Пастухова В.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены: учтено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность – нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно: повторное совершение Пастуховым В.В. однородного административного правонарушения (постановление от 18 марта 2022 года, постановление от 26 мая 2022 года). Наложение административного штрафа в установленных санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах в размере 50 000 рублей (минимальный размер) в данном случае отвечает целям административной ответственности.
При этом, суд находит основания для изменения обжалуемого постановления. При вынесении постановления, административным органом так же вменено Пастухову В.В. нарушение пунктов 3.2.9, 3.2.8. Правил №170 (на стенах имеются следы протечек кровли, трещины и разрушения штукатурного слоя). Однако, актом обследования от 18 января 2023 года, проведенного помощником прокурора г.Йошкар-Олы Ч.Ю.О. установлено, что на потолке в зале и в прихожей <адрес> имеются подтеки с крыши дома (вода капает с крыши). На стенах следы протечек кровли, трещины и разрушения не были обнаружены, иных осмотров квартиры административным органом не осуществлялось. На приложенных фотографиях так же зафиксированы следы протечки кровли только на потолке комнат квартиры. Требования пункта 3.2.8 Правил №170 относятся к окраске лестничных клеток, пункта 3.2.9 Правил №170 - к периодичности ремонта подъездов.
Таким образом, суд считает необходимым изменить обжалуемое постановление, исключив из мотивировочной части указание на «в нарушение пунктов 3.2.9, 3.2.8. Правил №170 на стенах имеются следы протечек кровли, трещины и разрушения штукатурного слоя». Указанное не влияет на назначенное наказание и не влечет отмену постановления должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление № руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 01 марта 2023 года, вынесенное в отношении начальника ООО «<иные данные>» Пастухова Вячеслава Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из мотивировочной части указание на «в нарушение пунктов 3.2.9, 3.2.8. Правил №170 на стенах имеются следы протечек кровли, трещины и разрушения штукатурного слоя»
В остальной части постановление от 01 марта 2023 года оставить без изменения, жалобу Пастухова В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.