ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-2173/2021 (№ 33-15580/2021)
29 сентября 2021 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гафаровой Л.Ф.,
судей Набиева Р.Р., Сыртлановой О.В.,
при секретаре судебного заседания Абдуллиной М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней МУП «Уфимские инженерные сети» на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Набиева Р.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Акманова Т.В. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа, в котором просила обязать ответчика исключить из выставляемых платежных документов на оплату услуг незаконно выставляемых сумм задолженности в размере 4 724,93 руб. Требования обоснованы тем, что истец Акманова Т.В. является собственником жилого помещения по адресу: адрес. С ноября 2018 г. ответчик выставляет платежные документы истцу на оплату услуг. За два месяца ответчик начислил за отопление в размере 73,38948 Гкал на общую сумму 150 995,23 руб., которая была выставлена собственникам для оплаты. По платежным документам плата за отопление выставляется равномерно в течение года, в 2018 г.,2019 г. плата взималась в месяцы, в которые услуга не предоставлялась. Также, ответчик не согласовывая с жильцами заменил рабочий модем, после чего показания прибора учета тепла изменились. Данные акта от 2 февраля 2016 г. показания прибора при допуске 756,971 Гкал.; данные акта от 2 февраля 2018 г. показание прибора при допуске 1699,5 Гкал.; данные акта от 15 октября 2018 г. показание прибора при допуске на отопление 2287,8 Гкал.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 мая 2021 г. постановлено:
«Исковое заявление Акманова Т.В. к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа о защите прав потребителей – удовлетворить.
Обязать МУП «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа исключить из выставляемых платежных документов на оплату услуг незаконно выставляемых сумм задолженности Акманова Т.В.– 4 724,93 руб.».
В апелляционной жалобе и дополнении к нему МУП «УИС» ставится вопрос об отмене решения суда его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика Хафизову И.В., поддержавшую жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем указанным требованиям обжалуемое решение суда в полной мере не соответствует, поскольку разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции свое решение не мотивировал, в мотивировочной части решении суда указал только на позицию истца, дословно перечислил основания заявленных требований, посчитав их как фактически доказанные представленными в дело доказательствами, и привел ссылку на нормы материального права, и не привел свои выводы относительно заявленных требований и необоснованность произведенных ответчиком начислений, указав, что требования истца подлежат удовлетворению. В связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, абзацем 1 пункта 42(1) которых предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1)).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 этого же пункта).
В силу пункта 42(2) этих же Правил (в редакции от 26.12.2016, применяемых к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.) способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2).
Пунктом 3 этого же Постановления установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 479 от 28 сентября 2018 г. с начала отопительного сезона 2019-2020гг. все муниципальные образования Республики Башкортостан переходят на новый способ оплаты за тепловую энергию - в течение отопительного периода.
До сентября 2019 года жители республики платили за отопление равномерно в течение календарного года.
Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период.
Таким образом, за отопительный период 2018 г. расчеты за потребленную тепловую энергию в городе Уфе в части коммунальной услуги по отоплению производились равномерно в течение календарного года, в связи с чем корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к Правилам № 354.
Как следует из материалов дела, Акманова Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, имеющего общую площадь жилого помещения в размере 61,9 кв.м.
В ноябре-декабре 2018 г. по многоквартирному дому предъявленный объем потребления тепловой энергии составил 76,742651 Гкал, в связи с чем общая сумма начислений по дому составила 157 894,16 руб.
Согласно фактическому потреблению тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета объем потребления по дому на 17 декабря 2018 г. составил 150,132 Гкал, что подтверждается ведомостям учета от 20 ноября 2018 г., 18 декабря 2018 г. переданной ответчиком управляющими компаниями.
В связи с чем, разница между предъявленным к оплате объемом потребления тепловой энергии и фактическом потреблении составила 73,389349 Гкал за ноябрь-декабрь 2018 г. (150,132 Гкал - 76,742651 Гкал = 73,389349 Гкал).
Тариф потребления составляет 2 057,35 руб. за 1 Гкал, в связи с чем ответчиком произведено доначисление в размере 150 994,92 руб. (73,389349 Гкал * 2 057,35 руб.).
Учитывая, что общая площадь помещений по дому составляет 1 977,90 кв.м., в марте 2019 г. ответчиком в отношении квартиры истца произведена корректировка начисления платы за отопление в размере 4 725,57 руб. (61,90 кв.м. * 76,3432 руб.).
Доказательств того, что показания общедомового прибора учета не соответствовали реальному потреблению, некорректность передаваемых управляющей компанией в адрес ответчика показаний, материалы дела не содержат.
Таким образом, ответчик обоснованно произвел корректировку платы по отоплению за 2018 г. в марте 2019 г. в соответствии с п. 42 (2) Правил № 354 на сумму 4 725,57 руб., в связи с чем доводы истца о незаконности выставленной к оплате суммы являются необоснованными.
Судебная коллегия также указывает на несоответствие заявленной истцом суммы задолженности в размере 4 724,93 руб. фактическим обстоятельствам дела, обоснование заявленных требований со ссылкой на установленные обстоятельства решением суда от 9 ноября 2020 г., которое ввиду иного субъектного состава и предмета спора, не имеет преюдициального значения по настоящему делу, а сами доводы иска основаны на неверном понимании норм материального права регулирующие вопросы начисления платы за отопление и корректировки платы за отопление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 мая 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Акмановой Т.В. к МУП «Уфимские инженерные сети» о возложении обязанности по исключению из выставляемых платежных документов на оплату услуг незаконно выставляемых сумм задолженности в размере 4 724,93 руб., отказать.
Председательствующий: Л.Ф. Гафарова
Судьи: Р.Р. Набиев
О.В. Сыртланова
Мотивированное апелляционное определение составлено дата
Справка: судья Харламов Д.А.