№ 5-752/2022
УИД: 22RS0013-01-2021-009226-71
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Бийск 11 марта 2022 года
Судья Бийского городского суда Алтайского края Кучеревский С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Арцибашева АИ <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 января 2022 года, составленному старшим инспектором ИАЗ МУ МВД России «Бийское» капитаном полиции ФИО1 31.08.2021, в период времени с 18.30 до 19.40 часов, в парковой зоне вдоль домов № 1,3,4,6 по ул. Площадь 9-го Января г.Бийска, представитель политической партии КПРФ Арцибашев А.И., кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Алтайский край - Бийский одномандатный избирательный округ № 41, в нарушение ч. 1 ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 1 указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции «КОВИД-19», организовал и провел массовое публичное мероприятие в форме митинга, (количество участников - 15 человек), целью которого являлось информирование избирателей о деятельности КПРФ.
Должностным лицом действия Арцибашева А.И. квалифицированы по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Арцибашев А.И. вину в совершении правонарушения не признал и пояснил, он провел встречу с избирателями, место и число участников позволяло провести данную встречу. Все присутствующие использовали маски для защиты органов дыхания, соблюдали дистанцию. На встрече присутствовало менее 50 человек, поэтому данное мероприятие не является массовым. Он не явился на составление протокола, потому что не был извещен о дате его составления. Никакие почтовые уведомления он не получал.
Защитник Арцибашева А.И. – Идолова К.Г. дала аналогичные пояснения, указывая, что в действиях Арцибашева отсутствует состав правонарушения. Арцибашев не был извещен о составлении протокола об административном правонарушении.
Инспектор ИАЗ ФИО1 указывала, что действия Арцибашева образуют состав вмененного административного правонарушения. О составлении протокола об административном правонарушении Арцибашеву почтовой связью было направлено извещение с пометкой «административное». Согласно отчету об отслеживании почтовое отправление по истечении 7 дней возвращено отправителю «по иным обстоятельствам». Другим способом Арцибашев о составлении протокола не извещался.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1 ст.25.15 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении.
Составляя протокол об административном правонарушении в отсутствие Арцибашева должностное лицо, исходя из отчета об отслеживании почтового отправления, пришло к выводу, что Арцибашев извещен надлежащим образом.
Вместе с тем, данные обстоятельства не соответствуют материалам дела.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления № 65930041466503 Арцибашеву А.И. разряда «административное», сформированного 13.01.2022, отправление 22.12.2021 прибыло в место вручения, 29.12.2021 возврат отправителю по иным обстоятельствам.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления № 65930041466503 Арцибашеву А.И. разряда «административное», сформированного 02.03.2022, отправление 22.12.2021 прибыло в место вручения, 29.12.2021 возврат отправителю по истечению срока хранения.
Иные сведения в указанных отчетах в период с 22.12.2021 по 29.12.2021 отсутствуют.
Из ответа АО «Почта России» следует, что заказное письмо поступило в ОПС 22.12.2021 после выхода почтальона в доставку. Отправление возвращено отправителю 30.12.2021 так как не востребовано адресатом, отметка о возвращении отправления 29.12.2021 по иным обстоятельствам внесена не корректно. Документы, подтверждающие факт доставки указанного письма Арцибашеву, отсутствуют.
По запросу суда предоставлен сканированный образ почтового конверта.
Вместе с тем, согласно подп. «б» п.10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234 (далее - Правила) по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
В соответствии с п. 32 Правил, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Почтовые отправления разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (п. 34 Правил).
В ходе рассмотрения дела установлено, что отчеты об отслеживании почтового отправления не содержат сведений о предпринятых мерах по вручению Арцибашеву уведомления о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из отчетов об отслеживании следует, что срок хранения почтового отправления разряда «административное» не соблюден.
Информация АО «Почта России» не является безусловным доказательством попытки доставки уведомления Арцибашеву, не свидетельствует о соблюдении срока хранения отправления, поскольку противоречит отчетам об отслеживании, а также не подтверждена объективными данными.
Из представленного сканированного образа почтового конверта не представляется возможным удостовериться в том, что он 22.12.2021 поступил на почтовое отделение № 656039, о том, что была попытка его вручения, о том, что сформировано и оставлено в почтовом ящике Арцибашеву извещение о регистрируемом почтовом отправлении. На представленном конверте соответствующие отметки отсутствуют.
Таким образом, отсутствуют доказательства надлежащего извещения Арцибашева А.И. о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных норм.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 28.2, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права Арцибашева на защиту.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт, принятый по делу.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Арцибашева АИ по ч.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п.2 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский