Решение по делу № 2-3004/2024 от 25.03.2024

УИД: <номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата>                  г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аладина Д.А.,

при секретаре ФИО4,

с участием прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, встречному иску Администрации Раменского городского округа Московской области к ФИО2 о признании договора найма служебного жилого помещения расторгнутым, прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, обязании освободить служебное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Раменского городского округа о признании за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указывает, что на основании постановления Администрации Раменского муниципального района <номер> от <дата> о предоставлении ей служебного жилого помещения на период работы в органах местного самоуправления, между ней и Администрацией Раменского муниципального района <дата> заключен договор найма служебного жилого помещения, а именно квартиры по адресу: <адрес>. <дата> она обратилась в Администрацию Раменского городского округа с заявлением о приватизации занимаемой квартиры, однако в выдаче разрешения на приватизацию было отказано. Основанием отказа явилось её увольнение <дата> по собственному желанию из Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района, которое фактически прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией. Считает, что в связи с тем, что <дата> она была принята на работу в Муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление Чулковское», где работает по настоящее время, у нее имеется право на приватизацию жилого помещения, так как стаж работы в муниципальных учреждения Раменского района составляет более 15 лет.

Ответчик Администрация Раменского городского округа в лице представителя по доверенности ФИО6 против удовлетворения заявленных требований возражала, предъявила встречный иск, в котором просит признать договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> расторгнутым, признать ФИО2 утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселить из указанной квартиры и обязать освободить служебное жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что трудовые отношения ФИО2 с органом местного самоуправления прекращены. ФИО2 уволена по собственному желанию из структурного подразделения Администрации <дата> Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Представитель ФИО2 адвокат ФИО7, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречного искового заявления иска просила отказать.

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения Раменского городского округа «Территориальное управление Чулковское» в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения, в которых просил иск ФИО2 удовлетворить, в удовлетворении встречного иска отказать.

С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства согласно положениям ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему выводу.

Согласно абзацу 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Из положений части 3 статьи 104 ЖК РФ следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-I) предусмотрено, что приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со статьей 2 Закона N 1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом частью 1 статьи 4 названного Закона N 1541-I установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений, предназначенных согласно статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Норма аналогичного содержания закреплена и в части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В то же время, законодатель не исключает приватизацию служебных жилых помещений с учетом соблюдения особенностей, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона N 1541-I, в которой указано, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом, учитывая особое назначение служебных жилых помещений, статья 4 названного Закона N <номер> содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (часть первая), но одновременно закрепляет правомочие собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

С целью реализации указанного права Совет депутатов Раменского городского округа своим решением <номер> от <дата>. (с изменениями и дополнениями) утвердил Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа.

Согласно раздела 2 Положения, право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют граждане, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, при условий у нанимателя служебного жилого помещения стажа работы в муниципальных учреждениях, предприятиях Раменского городского округа, в органах местного самоуправления Раменского городского округа, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области, расположенном на территории Раменского городского округа, не менее 15 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений.

Постановлением врио главы Раменского муниципального района Московской области от <дата>. N <номер> указанное жилое помещение предоставлено ФИО2 на правах служебной, на период ее работы в органах местного самоуправления Раменского муниципального района.

На основании указанного постановления <дата> между ФИО2 и ФИО1 муниципального района был заключен договор <номер> найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрация Раменского городского округа в настоящее время является правопреемником Администрации Раменского муниципального района, в силу Закона Московской области от <дата> N <номер>ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района", Закон Московской области "О границе городского округа Воскресенск" и Закон Московской области "О преобразовании городского округа Озеры Московской области и Коломенского городского округа Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (принят постановлением Мособлдумы от <номер>).

В соответствии с п. 2 договора данное жилое помещение предоставлено в связи с работой в органах местного самоуправления Раменского муниципального района.

Согласно п. 5 договора настоящий договор заключается на время работы в органах местного самоуправления Раменского муниципального района (трудовых отношений, прохождения службы, нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности).

Согласно пп. 4 п. 19 договора найма служебного жилого помещения N <номер> от <дата>. последний прекращает свое действие в связи с истечением трудового договора.

На основании пункта 19 части IV указанного договора в случае прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

Как установлено судом, истец вселилась в спорное жилое помещение и по настоящее время в нем проживает, что не отрицается представителем ответчика.

Из технического паспорта жилого помещения от <дата>. усматривается, что перепланировка указанного жилого помещения не проводилась, помещение используется по назначению.

Также в судебном заседании установлено, что ранее истец состоял в трудовых отношениях с Управлением муниципальным имуществом Раменского городского округа (прежнее наименование Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района): с <дата> по <дата> истец ФИО2 уволена в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника, ввиду ликвидации юридического лица, о чем представлена выписка из ЕГРЮЛ. В настоящее время состоит в трудовых отношениях с МКУ «ТУ Чулковское»: с <дата>. по настоящее время в должности главного эксперта отдела по работе с населением.

В соответствии с копией трудовой книжки ФИО2, общий трудовой стаж ФИО2 составляет 21 год 6 месяцев 14 дней. В том числе трудовой стаж в муниципальных учреждениях составляет 15 лет 1 день.

Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от <дата> N 1541-1 следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Материалами дела подтверждено, что истец ранее участия в приватизации жилых помещений не принимал, в собственности жилых помещений, а также иных жилых помещений в пользовании на условиях социального найма, не имеет.

Руководствуясь данным положением, ФИО2 <дата> и <дата>. обратилась в ФИО1 городского округа с заявлением о приватизации служебного жилого помещения - квартиры с кадастровым номером <номер> площадью 37,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, однако в выдаче разрешения на приватизацию было отказано. В обоснование данного отказа ответчик указал на ее увольнение по собственному желанию <дата> из Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами истца о том, что увольнение в одной должности и поступление на другую должность в системе органов местного самоуправления не является основанием для расторжения договора найма жилого помещения, так как ФИО9 продолжает исполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления Раменского городского округа. Муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление «Чулковское», которое согласно Устава МКУ создано постановлением Администрации Раменского муниципального района <номер> от <дата> для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так как в настоящее время ФИО2 продолжает исполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления Раменского городского округа, оснований для расторжения договора найма и выселения из занимаемого служебного жилого помещения не имеется.

При этом, вышеуказанный Порядок не связывает право на приватизацию служебного жилого помещения с занятием определенной должности, а распространяется на любую должность в структуре Администрации Раменского городского округа и в муниципальных учреждениях, предприятиях Раменского городского округа, органах местного самоуправления.

Постановлением Конституционного Суда РФ от <дата> N 9-П о проверке - конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, признано не противоречащим Конституции Российской федерации, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 9-П, положение части второй статьи 4 названного закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему "усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов-отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц. К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 25-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 441-0), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением.

Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, в том числе исключение тех или иных служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, определение возможности, сроков и условий их приватизации, не только гарантирует соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и, делая механизм стимулирования нуждающихся в жилище граждан к осуществлению своих трудовых и служебных функций на территории муниципального образования более прозрачным и сбалансированным, обеспечивает выполнение публичной властью своих социальных функций, реальную подконтрольность органов местного самоуправления населению, позволяя гражданам при необходимости влиять на содержание правовых актов по вопросам муниципальной собственности.

Учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления (Постановление от <дата> N 7-П).

Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений (П.3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> N 9-П).

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства Российской Федерации, орган местного самоуправления исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления, который действует применительно к распоряжению муниципальной собственностью и в полной мере распространяется на отношения, связанные с использованием муниципального жилищного фонда, вправе определять основания и условия приватизации входящих в него служебных жилых помещений.

Как следует из Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа, утвержденного Советом депутатов Раменского городского округа, в нем содержатся указания на конкретные критерии и условия приватизации, которые влекут безусловную обязанность собственника принять положительное решение о приватизации.

Принимая во внимание, что ФИО2 занимает спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата>., заключенного на время трудовых отношений в органах местного самоуправления Раменского муниципального района (в настоящее время Раменского городского округа), где истец работает по настоящее время, непрерывный трудовой стаж в составляет более 15 лет, суд приходит к выводу, что истец в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Раменского городского округа <...>. (с изменениями и дополнениями), вправе приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации и, учитывая, что истец постоянно зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, ее участие ранее в приватизации жилья не установлено, суд считает возможным удовлетворить исковые требования ФИО2 о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации, соответственно в удовлетворении встречного иска Администрации Раменского городского округа Московской области к ФИО2 о признании договора найма служебного жилого помещения расторгнутым, прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета надлежит отказать.

Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности на однокомнатную квартиру, общей площадью 37.8 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.

В удовлетворении встречных требований Администрации Раменского городского округа Московской области к ФИО2 о признании договора найма служебного жилого помещения расторгнутым, прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, обязании освободить служебное жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Д.А. Аладин

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>

2-3004/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитаева Юлия Васильевна
Раменский городской прокурор
Ответчики
Администрация Раменского г.о. МО
Другие
МКУ Раменского го "Территориальное управление Чулковское"
Суд
Раменский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее