Копия
Дело № 2-2953/2020
16RS0046-01-2020-000612-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июня 2020 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сычева И.А.,
при секретаре Сюкриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
в обосновании иска указано, что 15 апреля 2015 г. между акционерным обществом (далее-АО) "Россельхозбанк" и Асмановой Т.Н. было заключено соглашение ... путем присоединения заемщика к правилам кредитования физических лиц по продукту «Кредит пенсионный» на сумму 131 000 рублей под 22% годовых.
Асманова Т.Н. установленные договором сроки возврата кредита и уплаты процентов не соблюдала, обязательства не исполнены ответчиком, вследствие чего образовалась задолженность по состоянию на 14 февраля 2019г. в размере 116138 рублей 99 копеек.
29 июня 2016г. Асманова Т.Н. умерла, что подтверждается справкой ЗАГС по Ульяновской области №2439 от 23 мая 2017г.
Банк обращался в суд к потенциальным (возможным) наследникам, фактически принявшим наследство Асманову Р.А., Асманову А.Н. Решением Николаевского районного суда от 23 марта 2018 г. по делу 2-1-45/2018 в иске было отказано, указанные лица не признаны наследниками, наследственное дело не заводилось, завещаний умерший не оставлял.
После смерти Асмановой Т.Н. открылось наследство, состоящее из транспортного средства - автомобиль ВАЗ -21100, регистрационный знак .... Факт принадлежности данной автомашины установлено решением Николаевского районного суда от 23 марта 2018 г.
Как указывает истец, задолженность подлежит взысканию за счет наследственного имущества.
На основании изложенного истец просит суд расторгнуть соглашение №1565001/0274 от 15 апреля 2015 года заключенный между АО "Россельхозбанк" и Асмановой Т.Н., взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
задолженность по кредитному договору №1565001/0274 от 15 апреля 2015 года в размере основного долга 113861 рублей 20 копеек, проценты по кредиту в размере 1398 рублей 84 копейки, неустойку за неуплату основного долга в размере 875 рублей 22 копейки, неустойку за неуплату процентов в размере 3 рубля 73 копейки, возврат государственной пошлины в размере 3523 рубля.
Представитель истца, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, с иском не согласилась.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно пункта 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление № 9) указано, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В соответствии с пунктом 34 Постановления №9, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно пункту 49 Постановления №9, неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).
Согласно пункту 60 Постановления №9, ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
В соответствии с пунктом 5 Постановления №9 на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 12.02.2020) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что, 15 апреля 2015 г. между АО "Россельхозбанк" и Асмановой Т.Н. было заключено соглашение №1565001/0274 путем присоединения заемщика к правилам кредитования физических лиц по продукту «Кредит пенсионный» на сумму 131 000 рублей под 22% годовых.
Асманова Т.Н. установленные договором сроки возврата кредита и уплаты процентов не соблюдала, обязательства не исполнены ответчиком, вследствие чего образовалась задолженность по состоянию на 14 февраля 2019г. в размере 116 138 рублей 99 копеек.
29 июня 2016г. Асманова Т.Н. умерла, что подтверждается справкой ЗАГС по Ульяновской области №2439 от 23 мая 2017г.
Банк обращался в суд к потенциальным (возможным) наследникам, фактически принявшим наследство Асманову Р.А., Асманову А.Н. Решением Николаевского районного суда от 23 марта 2018 г. по делу 2-1-45/2018 в иске было отказано, указанные лица не признаны наследниками, наследственное дело не заводилось, завещаний умерший не оставлял.
После смерти Асмановой Т.Н. открылось наследство, состоящее из транспортного средства - автомобиль ВАЗ -21100, регистрационный знак М .... Факт принадлежности данной автомашины умершей был установлен решением Николаевского районного суда от 23 марта 2018 г.
Из ответа государственной инспекции безопасности дорожного движения на запрос суда следует, что автомобиль ВАЗ -21100, регистрационный знак ... зарегистрирован за Асмановой Т.Н.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что со дня смерти наследодателя Асмановой Т.Н. до настоящего времени никто из его наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, оставшемся после смерти Асмановой Т.Н., в связи с чем имущество является выморочным в силу закона.
Согласно пункту 1 статьи 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Однако из представленного в суд ответа Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по ульяновской области следует, что данный автомобиль был зафиксирован автоматическими комплексами фотофиксации транспортных средств 18 июня 2019 года на перекрестке ул. Минаева и 12 Сентября города Ульяновска и 27 июня 2019 года на Московском шоссе города Ульяновска у дом 108 в сторону центра.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что на момент фотофиксации автомобиля им пользовалось неизвестное лицо, фактически вступившее во владение наследственным имуществом. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом вступлении во владении автомобилем иного лица и исключает вступление во владении им ответчика.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание, что, только лишь наличия сведений о регистрации транспортных средств за умершим должником не достаточно для удовлетворения требований кредитора.
В силу пункта 1 статьи 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества.
Реальный переход наследственного имущества не осуществлен.
На момент рассмотрения дела местонахождение имущества неизвестно, на баланс ответчика имущество не поступало ввиду завладения автомобилем иным лицом.
При таких обстоятельствах ответчик не может быть признан принявшим наследство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о взыскании задолженности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Сычев И.А.