№2-1910/2024
УИД-86RS0002-01-2023-010255-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Колебиной Е.Э.,
при секретаре Колос В.С.
с участием истца 1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1910/2024 по исковому заявлению 1 к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о признании требования об оплате взносов на капитальный ремонт незаконным, признании незаконным действий по указанию в квитанции задолженности по которой попущен срок исковой давности,
УСТАНОВИЛ:
1 обратилась в суд с указанным иском к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов, мотивируя свои требования тем, что начисление платы за капитальный ремонт является незаконным, поскольку никаких соглашений с Югорским фондом капитального ремонта она не заключала, кроме того права собственности на общее имущество (земля под домом, лестницы, коммуникации, подвалы, чердаки и т.д.) не зарегистрировано за собственниками квартир. Также указывает, что обязанность по оплате суммы задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт не может быть на нее возложена, поскольку ранее принятым решением суда было указано на пропуск сроков исковой давности по данным требованиям при этом в квитанции на оплату сумма остается неизменной (без учета пропуска срока исковой давности) в то время как решением Нижневартовского городского суда от <дата> с нее взыскана задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 38 440,60 рублей, из которой: основной долг - 27 970,25 рублей, неустойка 3 333,50 рублей, пошлина 1 036,85 рублей, в связи с чем считает, что действия Югорского фонда капитального ремонта по указанию в квитанция суммы задолженности без учета примененного судом срока исковой давности являются незаконными. Кроме того, начисления производятся без учета льгот предусмотренных для пенсионеров достигших 70-летнего возраста. Просит:
Признать незаконными требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по оплате взносов на капитальный ремонт в отсутствие договора;
Признать незаконными действия Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по начислению задолженности по взносам на капитальный ремонт ввиду пропуска срока исковой давности, а также без учета предусмотренной законом компенсации для льготной категории граждан (достигших возраста 70 лет);
В порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечено- КУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Агентство социального благополучия населения».
Истец 1 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что начисление взносов на капитальный ремонт считает незаконным.
Представитель ответчика Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. В письменных возражениях указывают, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и региональным законодательством. Югорский фонд является некоммерческой организацией, созданной органами государственной власти в силу закона - Жилищного кодекса РФ. Участие граждан в финансировании и деятельности отдельных некоммерческих организаций может быть обязательным в силу закона. Права и обязанности собственников помещений в многоквартирном доме возникают не из договорных отношений, а в силу требований действующего законодательства. По состоянию на <дата> по лицевому счету № начислено взносов на капитальный ремонт за период с <дата> по <дата> в размере 94 075,10 рублей, оплачено взносов за капитальный ремонт 28 769,40 рублей, задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт составляет 65 305,70 рублей, начислено пени 27 561,13 рублей, оплачено пени 3 333,50 рублей, задолженность по оплате пени 24 227,63 рублей. Задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 65 305,70 рублей складывается из: задолженности в размере 23 175,35 рублей, признанной судом за сроком исковой давности согласно решению № от <дата>; задолженности в размере 42 130,35 рублей, образовавшейся за период с <дата> по <дата>; задолженность по оплате пени в размере 24 227,63 рублей складывается из: задолженности в размере 9 580,18 рублей, признанной судом за сроком исковой давности согласно решению № от <дата>, задолженности в размере 14 647,45 рублей, образовавшейся за период с <дата> по <дата>. Дополнительно указано, что компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт предоставляется в соответствии с нормами закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата> №-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре». Поскольку данный вид выплаты носит компенсационных характер 1 как собственнику помещения необходимо ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт, а КУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Агентство социального благополучия населения» должно компенсировать часть денежных средств, при условии, что 1 относится к категории граждан, которым положена компенсация. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Одновременно подано встречное исковое заявление о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, в принятии которого для совместного рассмотрения судом отказано. Вопрос об отказе в принятии встречного искового заявления разрешен судом в соответствии с правилами ст. 138 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом ответчик не лишен права, при наличии соответствующих оснований, обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями.
Представитель третьего лица КУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Агентство социального благополучия населения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество представленным по запросу суда, истцу 1 принадлежит на праве единоличной собственности жилое помещение площадью 57,7 кв.м. по адресу: <адрес> /с <дата> по настоящее время/.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ и статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1, п.3 ст.1, ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (далее – публичные образования).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливался органом местного самоуправления в силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных квартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.3, 7 ст.170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта; 2) перечисление взносов на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 ст.170 Жилищного кодекса РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ был реализован в установленный частями 5 и 5.1 ст.170 Жилищного кодекса РФ срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 ст.189 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением администрации г.Нижневартовска от 10 июля 2014 года № 1350 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» в отношении многоквартирного <адрес> принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что свидетельствует о непринятии собственниками указанного дома решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок (п. 451).
На основании Распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 06 декабря 2013 года № 632-рп создана некоммерческая организация Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, которая является региональным оператором окружного фонда капитального ремонта.
В соответствии с ч.3 ст.169 Жилищного кодекса РФ, п.2 ст.5 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 1 сентября 2014 года.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25 декабря 2013 года № 568-п утверждена Окружная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО - Югры, которая опубликована 31 декабря 2013 года.
Таким образом, оплата взносов собственниками помещений в <адрес> должна осуществляться на счет регионального оператора, начиная с 01 сентября 2014 года.
Частью 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.8.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ, приказами Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО - Югры, от 11 апреля 2014 N 10-нп, 08 декабря 2014 года № 62-нп, от 30 декабря 2015 года № 58-нп, от 28 декабря 2016 N 30-нп, от 19 октября 2017 N 7-нп, от 17 октября 2018 N 18-нп, от 22 октября 2019 N 18-нп, от 28.10.2020 N 20-нп, от 04.10.2021 N 17-нп, от 16.09.2022 N 21-нп, от 10.11.2023 N 38-нп установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры которые составляют на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы – в панельном исполнении с лифтом – 13,85 рублей на 1 кв.м. жилого/нежилого помещения, на 2021 год – 14,40 рублей, на 2022 год - 15,15 рублей, на 2023 год - 17,10 рублей, на 2024 год - 18,01 рублей.
Выпиской по лицевому счету № подтверждается, что за период с сентября 2014 года по январь 2024 года 1 начислены взносы на капитальный ремонт в общей сумме 64 266,52 рублей.
Доводы 1 о том, что какого-либо договора между ней и Югорским фондом не заключено, что исключает законность начисления и требования с нее оплаты взносов на капитальный ремонт отклоняются как несостоятельные, поскольку обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества возникает у собственников помещений в силу закона и не предполагает заключение отдельных договоров, в том числе с региональным оператором (Югорским фондом капитального ремонта).
Доводы 1 о том, что она не является собственником общего имущества многоквартирного дома, поскольку это право за ней не зарегистрировано, поэтому она не обязана нести бремя его содержания, суд считает основанными на неверном толковании норм права.
Часть 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ч. 1 ст. 38 Жилищного кодекса РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Поэтому с приобретением истцом права собственности на квартиру по вышеуказанному адресу у нее возникло право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома. С возникновением такого права у истца возникло и бремя содержания данного имущества пропорционально размеру общей площади занимаемого жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, не имеется оснований для удовлетворения требований 1 о признании незаконными требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по оплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылки истца 1 на то, что начисление платежей по взносам произведено без учета полагающейся ей компенсации оплаты расходов по уплате взносов на капитальный ремонт судом признаются несостоятельными основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно статье 3 Закон ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 20.10.2006) к гражданам, которым предоставляются меры социальной поддержки, в том числе относятся одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста 70 лет, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме; граждане, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, достигшие возраста 70 лет, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 статьи 13 Закон ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 20.10.2006) одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста 70 лет, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме; гражданам, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, достигшим возраста 70 лет, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 50 процентов.
В силу части 2 статьи 16 Закон ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 20.10.2006) компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, предоставляемая гражданам, относящимся к категориям, указанным в пунктах 8 и 9 статьи 3 настоящего Закона, рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт не предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 30.10.2007 N 260-п утвержден Временный порядок предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета" (вместе с "Временным порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета") согласно которому для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане, относящиеся к отдельным категориям, установленным законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, указанными в пункте 1.1 Временного порядка (далее также - заявители), или их представители подают заявление о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 года N 835 "Об утверждении единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - заявление, постановление N 835), с приложением документов (сведений) в соответствии с перечнем документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным постановлением N 835 (далее - документы, перечень).
Заявление с документами заявитель (его представитель) представляет в Агентство социального благополучия населения по месту жительства (пребывания).
По сведениям КУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Агентство социального благополучия» 1 состоит на учете в отделе Агентства. По заявлению от <дата> 1 отказано в предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 64 921,53 рублей. Соглашение о погашении задолженности заявителем не представлено. В настоящее время 1 является получателем компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт одиноко проживающим гражданам, достигшим возраста 70 лет, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с <дата>, размер компенсации с <дата> составляет 342 руб. ежемесячно. Компенсация назначена 1 по заявлению от <дата>.
В соответствии с пунктом 2.11 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 14.01.2008 N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (вместе с "Перечнем должностей категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг") агентство социального благополучия населения перечисляет компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации (филиалы, структурные подразделения) федеральной почтовой связи в срок до 10-го числа текущего месяца.
Поскольку перечисление компенсации осуществляется на счет получателя компенсации, при этом закон не содержат положений касающихся предоставления компенсации путем применения размера компенсации к начислению коммунальных услуг, следовательно доводы 1 о том, что Югорским фондом капитального ремонта необоснованно произведено начисление взносов на капитальный ремонт без учета (без вычета) сумм компенсации основано на неверном толковании норм материального права.
Рассматривая требования о признании незаконными действия Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по начислению задолженности по взносам на капитальный ремонт без учета обстоятельств пропуска срока исковой давности установленных решение суда от <дата> года, суд приходит к следующему.
Решением Нижневартовского городского суда от <дата> по гражданскому делу № по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к 1 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, постановлено:
«Взыскать с 1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с <дата> по <дата> в размере 27 970 рублей 25 копеек, пени за период с <дата> по <дата> – 3 333 рубля 50 копеек, расходы по оплате государственной пошлины – 1 036 рублей 85 копеек, всего сумму 32 340 рублей 60 копеек».
Указанное решение суда не было обжаловано и вступило в законную силу <дата>.
Из содержания указанного решения суда следует, что за период с октября 2014 года по <дата> задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт составляла сумму 51 145,60 рублей, а так как срок исковой давности за период с октября 2014 года по февраль 2017 года пропущен, то начисление за период с <дата> по <дата> составит сумму в размере 27 970,25 рублей.
Согласно выписке по лицевому счету № за период с <дата> по январь 2024 года начислены взносы за капитальный ремонт в размере 64 266,52 рублей.
Из представленного в материалы дела платежного извещения за январь 2024 года следует (указано в квитанции), что за 1 числится задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 65 305,70 рублей и пени в размере 24 127,43 рублей.
По утверждению истца Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов необоснованно включена задолженность по оплате взносов за периоды, по которым пропущен срок исковой давности, о чем установлено судебным решением, то есть фактически истец просит исключить из выписки по лицевому счету суммы задолженности отражаемой в платежных извещениях начисления, по которым пропущен срок исковой давности.
Из письменных объяснений Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов следует, что задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 65 305,70 рублей включает в себя:
- задолженность в размере 23 175,35 рублей, признанной судом согласно решению № от <дата> года
- задолженность в размере 42 130,35 рублей образовавшейся за период <дата> по <дата>;
Из пояснений ответчика и при сопоставлении размера утвержденных тарифов по оплате взносов на капитальный ремонт с периодом начисления задолженности и обстоятельствами установленными решением Нижневартовского городского суда от <дата> по гражданскому делу №, суд приходит к выводу о том, что при исчислении размера задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт Югорский фонд капитального ремонта исходил из общей суммы начисленных взносов за период с октября 2014 года по январь 2024 года в сумме 94 075,10 рублей за вычетом произведенных 1 платежей в декабре 2014 года в сумме 799,15 рублей и январе 2022 года в сумме 27 970,25 рублей (94075,10 -799,15-27970,25= 65 305,70 руб.- данная сумма указана в представленной фондом выписке по лицевому счету за период с сентября 2014г. по февраль 2024г.).
Согласно выписке по лицевому счету за период с сентября 2014г. по февраль 2024г. следует, что с февраля 2020 г. по декабрь 2020г. включительно сумма взносов на капитальный ремонт составила 8790,65 руб. (799,15 руб.х 11 мес., за период с января 2021г. по декабрь 2021г. сумма взносов составила 9970,56 руб. (830,88 руб. х12 мес.), за период с января 2022г. по декабрь 2022г. сумма взносов составила 10489,92 руб. (874,16 руб. х12 мес.), за период с января 2023г. по декабрь 2023г. сумма взносов составила 11 840,04 руб. (986,67 руб. х 12 мес.), за январь 2024г. по март 2024г. сумма взносов составит (1039,18 руб. х3 мес.) 3117,54 руб.
Итого, сумма задолженности за период следующий за периодом взысканным уже по решению суда от 07.07.2020г. (решением взыскана задолженность по январь 2020г. включительно) - составит 44 209,59 рублей. Сумма задолженности 44 209,59 руб. образована за период с февраля 2020г. по март 2024г. включительно, за период с февраля 2020г. по январь 2024г. включительно сумма задолженности составляет 42 131,23 руб.
С учетом суммы взысканной уже по решению Нижневартовского городского суда от 07.07.2020г. общая сумма задолженности (уже взысканный период + период образовавшийся уже после состоявшегося решения) составит 72 179,84 руб. В январе 2022г. произведено погашение задолженности взысканной по решению суда – 27 970,25 руб., о чем указано в выписке из лицевого счета. Следовательно, по состоянию на март 2024г. задолженность по взносам на капитальный ремонт, без учета иных погашений со стороны истца, составляет 44 209,59 руб., по состоянию на январь 2024г. сумма задолженности составит 42 131,23 руб. По задолженности за период с октября 2014 года по февраль 2017 года Югорским фондом пропущен срок исковой давности, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда.
При этом в извещении на оплату за январь 2024г., сумма задолженности перед Югорским фондом по взносам на капитальный ремонт указана как 65 305,70 руб., что не согласуется с произведенным судом расчетом.
Путем сопоставления, суд приходит к выводу, что истцом в извещении-квитанции на оплату включается задолженность истца за период с октября 2014 года по февраль 2017 года в сумме 23 175,35 рублей по взысканию которой было отказано решением Нижневартовского городского суда от 07.07.2020г. в связи с пропуском срока исковой давности. Доводы истца о том, что Югорский фонд включает в квитанции сумму задолженности по которой пропущен срок исковой давности и по которой уже есть решение суда, является обоснованным.
Поскольку у ответчика истек срок давности для истребования в судебном порядке задолженности за период с октября 2014 года по февраль 2017 года, соответственно он не может взыскать данную задолженность в судебном порядке, о чем было указано в решении Нижневартовского городского суд от 07.07.2020г.
Руководствуясь статьями 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 195, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что по смыслу закона истечение срока исковой давности для взыскания задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги не является основанием для исключения сведений о наличии задолженности из финансово-лицевого счета, открытого на имя плательщика для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно подпункту "з" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в платежном документе должны содержаться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Общие основания для прекращения обязательств приведены в главе 26 Гражданского кодекса Российской Федерации и такого основания для прекращения обязательств по заявлению должника, как истечение срока исковой давности, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат.
Отсутствует подобное основание для проведения перерасчета начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Исковая давность, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, применяется по заявлению должника в споре и ее истечение не возлагает на кредитора безусловной обязанности исключить сведения о наличии задолженности в случае, если во взыскании задолженности было отказано в судебном порядке.
Истечение срока исковой давности не прекращает обязательство. Данное обстоятельство лишь при определенных условиях лишает кредитора возможности на судебную защиту нарушенного права.
Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также ранее действовавшим Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не предусмотрена возможность (обязанность) списания задолженности.
В силу статьи 407 Гражданского кодекса РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Положениями статей 408-419 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательство прекращается его надлежащим исполнением, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования, совпадением должника и кредитора в одном лице, соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством, прощением долга, невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, а также в случае смерти должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия, или ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).
С учетом положений статей 195, 196 и 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности в силу главы 26 ГК РФ "Прекращение обязательств" не является обстоятельством, влекущим прекращение обязательства. В любое время после истечения указанного срока должник вправе признать долг, а оплата в погашение задолженности по обязательству с истекшим сроком давности является надлежащим исполнением этого обязательства.
Таким образом, истечение срока исковой давности не является основанием для списания образовавшейся задолженности по жилищно-коммунальным платежам и, соответственно, не может служить основанием для возложения на кредитора обязанности не указывать эту задолженность в платежном документе.
Взыскатель в лице регионального оператора может самостоятельно принять решение о реструктуризации долга или списать его, однако это не входит в сферу его интересов.
Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34Н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 настоящего Положения. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
В данном случае, сохранение в платежных документах по оплате жилищно-коммунальных услуг задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени, по которой фактически уже истек срок исковой давности и по которой уже имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе во взыскании суммы задолженности, является неправомерным.
Поскольку до настоящего времени законодательство не позволяет разрешить указанный пробел в законе, суд в целях соблюдения законности полагает возможным исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Как установлено судом, задолженность, отражаемая в платежных документах начислена, в том числе за период, находящийся за пределами трехлетнего срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть за пределами срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации), за период по которому уже есть вступившее в законную силу решение суда об отказе во взыскании суммы задолженности.
Материалы дела не содержат доказательств того, что у Югорского фонда капитального ремонта сохраняется возможность истребовать данную задолженность в судебном порядке.
Руководствуясь подлежащими применению нормами статей 171, 181, 182 Жилищного кодекса РФ, статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что действия ответчика, продолжающего выставление квитанций, содержащих указание на долги истца перед Югорским фондом за период с октября 2014 года по февраль 2017 года в сумме 23 175,35 рублей (задолженность по взносам на капитальный ремонт), а также пени начисленные на данную задолженность в размере 9 580,18 рублей, во взыскании которых отказано судебным актом, являются незаконными.
Предъявляемые ответчиком квитанции должны содержать актуальную информацию о задолженности плательщика взносов, действия ответчика, продолжающего выставление квитанций, содержащих указание на долг истца за период, отсутствие которого установлено судебным актом, незаконны.
В настоящее время Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов утратил возможность реализовать судебный способ защиты нарушенных прав, соответственно он не вправе применять иные, внесудебные способы понуждения должника к исполнению обязательств, вследствие чего истец вправе требовать пресечения действий, нарушающих их право или создающих угрозу его нарушения (абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к настоящему делу пресечением таких действий является возложение на ответчика обязанности исключить из общей суммы, предъявленной к оплате платежной квитанции за текущий расчетный период задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 года по февраль 2017 года в сумме 23 175,35 рублей, а также пени начисленных на данную задолженность в размере 9 580,18 рублей, во взыскании которых уже отказано вступившим в законную силу судебным актом.
При таких обстоятельствах требование 1 в части исключения из платежных документов задолженности, по которой истек срок исковой давности, подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае принятия решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, на Югорский фонд капитального ремонта подлежит возложению обязанность не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу исключить из общей суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт, начисленной по лицевому счёту № по жилому помещению по адресу: <адрес> за период октября 2014 года по февраль 2017 года в сумме 23 175,35 рублей, а также пени начисленных на данную сумму задолженность в размере 9 580,18 рублей.
Руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ 23 175,35 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 580,18 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░-░░░░ ░ ░░░░ №
░░░░░░░░░ ░/░ __________ ░.░. ░░░░░