Решение по делу № 33-1634/2015 от 09.02.2015

Судья: Синицын К.В. Дело № 33-1634

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 марта 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кадкина А.А.

судей Марченко О.С., Важениной Н.С.

при секретаре Ким Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виоградова А.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе истца Виноградова А.В.

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11 декабря 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя ответчика Ковшаровой А.С., судебная коллегия

установила:

Виноградов А.В. обратился в суд с названным иском к ответчику, указав, что он проходил службу в отделе надзорной деятельности Артемовского городского округа управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю в должности дознавателя отделения дознания отдела административной практики и дознания. Решением комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Дальневосточный филиал № 17 от 27.08.2012 в соответствии со статьей 99 ЖК РФ он был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения и принят на учет в Дальневосточном филиале ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» составом семьи - 3 человека с 22.05.2012. Решением администрации Артемовского городского округа № 1 от 20.01.2012 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании приказа № 181 НС начальника ГУ МЧС России по Приморскому краю 06.08.2013 истец был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «Б» части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста). До настоящего времени он и его семья жильем не обеспечены. Выслуга лет по увольнению составляет 24 года 01 месяц, в льготном исчислении - 33 года 10 месяцев. Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ГУ МЧС России по Приморскому краю обязанность принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты увольнения - 26.08.2013.

В судебном заседании истец, его представитель Никитенко Д.А. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что на момент обращения истца о предоставлении ему единой социальной выплаты, так и на момент его увольнения, механизм реализации права на получение выплаты отсутствовал. Таким образом, его право на получение социальной выплаты было нарушено. В соответствии с ответом Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 13.08.2014 ему отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты в связи с тем, что истец не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005. Полагали, что пункт 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, не содержит каких-либо ограничительных критериев, а закрепляет право сотрудников на получение единовременной социальной выплаты также в том случае, если они не были приняты на учет до введения нового жилищного законодательства.

Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю в судебном заседании Ковшарова А.С. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме. Суду пояснила, что положения Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которые ссылается истец, не регламентируют правоотношения, в сфере прохождения службы в Государственной противопожарной службе, сотрудником которой являлся Виноградов А.В. В соответствии с требованиями ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах и учреждениях с правом на пенсию в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Виноградов А.В. был уволен из ГПС МЧС 06.08.2013 и до даты увольнения не был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, он не был признан нуждающимся в жилом помещении федеральным органом исполнительной власти и не был поставлен на учет до 01.03.2005. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях с указанной даты осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Виноградов А.В. в установленном законом порядке принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Администрацией Артемовского городского округа с 20.01.2012. Полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Истец на заседание суда апелляционной инстанции не явился, заявленное им ходатайство об отложении оставлено судебной коллегией без удовлетворения.

Представитель ответчика Ковшаровой А.С. полагала, что оснований для отмены принятого решения не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлении и подтверждается материалами дела, что Виноградов А.В. проходил службу в ГУ МЧС России по Приморскому краю в должности дознавателя отделения дознания отдела административной практики и дознания отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС по Приморскому краю.

Приказом от 26.08.2013 истец был уволен с занимаемой должности. Выслуга лет на момент увольнения составляет в календарном исчислении 24 года 01 месяц 00 дней, в льготном исчислении – 33 года 10 месяцев 14 дней.

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Артемовского городского округа от 20.01.2012 Виноградов А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Решением комиссии Дальневосточного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 27.08.2012 Виноградов А.В. в соответствии с пунктом 2 статьи 99 ЖК РФ и приказом МЧС России от 12.01.2012 № 5 признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения в г. Артеме и принят на учет в филиале, составом семьи 3 человека.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции указал, что действующим законодательством предусмотрено право на получение социальной выплаты только для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005 по месту службы. В связи с тем, что истец не был поставлен на такой учет, требования Виноградова А.В. оставлены судом без удовлетворения.

Судебная коллегия не может согласиться с таким суждением по делу, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 стати 330 ГПК РФ влечет за собой отмену решения.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

В соответствии с частью 6 указанной статьи порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил).

Из системного толкования положений статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, не следует, что принятие сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и предоставление им такой выплаты осуществляется при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами.

Ссылка суда на положения пункта 27 Правил, предусматривающие предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами, является ошибочной.

В приведенной правовой норме речь идет о сотрудниках и уволенных со службы в учреждениях и органах граждан Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, согласно статье 6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, имеющих право выбора на предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, либо предоставление единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, нельзя признать верным вывод суда о том, что истец не мог быть постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что не был принят на жилищный учет до 1 марта 2005 года по месту службы.

При этом из материалов дела следует, что на момент увольнения истца порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, не был утвержден, что препятствовало реализации его права на предъявление заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 09.09.2013 издан приказ МЧС России «Об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения». Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МЧС России по Приморскому краю создана на основании приказа № 1209 от 26.11.2013.

Учитывая, что 01.08.2014 истец обратился в Главное управление МЧС России по Приморскому краю с заявлением о предоставлении единой социальной выплаты, в удовлетворении которого письмом от 13.08.2014 ему было отказано в связи с непринятием Виноградова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком было нарушено право истца на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты признаются судебной коллегией обоснованными и подлежащими удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его увольнения (26.08.2013).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования Виноградова А.В. удовлетворить.

Признать за Виноградовым А.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать ГУ МЧС России по Приморскому краю принять Виноградова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты увольнения с 26.08.2013.

Председательствующий:

Судьи:

33-1634/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Виноградов А.В.
Ответчики
ГУ МЧС РФ по ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Марченко Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
04.03.2015Судебное заседание
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2015Передано в экспедицию
04.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее