Дело № 71-960/2022
УИД 59RS0001-01-2022-005919-19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 20 декабря 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Эльараби Амра Габера Мохамеда Дауд на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 13.12.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 13.12.2022 гражданин Египта Эльараби А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Эльараби А. просит постановление судьи районного суда изменить с исключением из него указания о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что он является студентом студента 5 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России очной формы обучения, штраф, назначенный по постановлению от 13.12.2022 оплатил.
В рассмотрении жалобы в краевом суде Эльараби А. в рассмотрении жалобы участие не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абз. 9 п.1 ст.2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 названной статьи пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо иных услучаев, указанных в данном пункте.
При этом срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную или научную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме обучения по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) либо по образовательной программе в образовательной или научной организации, включенной в установленный Правительством Российской Федерации перечень, продлевается до завершения обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме обучения в образовательной или научной организации.
Образовательная или научная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации (пункт 7 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Исходя из статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 13.12.2022 по адресу: **** в ходе проверки документов выявлено, что гражданин Египта Эльараби А. в очередной раз въехал на территорию Российской Федерации 17.08.2021 по учебной визе 12 **, цель – учеба, сроком действия с 01.10.2021 по 03.10.2022, в отсутствие продленного в установленном порядке срока временного пребывания в Российской Федерации своевременно не выехал за пределы Российской Федерации; с 13.10.2022 на территории Российской Федерации находится в отсутствие законных на то основаниий, от выезда за пределы Российской Федерации уклоняется.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Эльараби А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.12.2022 **; справкой начальника ОВМ ОП № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г. Перми ФИО6; письменным объяснением Эльараби А.; копией паспорта иностранного гражданина на имя Эльараби А.; сведениями о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Эльараби А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неисполнение учебным заведением своих обязанностей, предусмотренных вышеприведенным положением не снимало с Эльараби А. ответственности за исполнение требований миграционного законодательства.
Таким образом, Эльараби А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Эльараби А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Постановление о привлечении Эльараби А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает помимо административного штрафа дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Наказание в виде штрафа назначено Эльараби А. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания судья районного суда не принял во внимание, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона 25.07.2002 № 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации.
Из материалов дела следует, что Эльараби А. на момент выявления административного правонарушения и в настоящее время является студентом 5 курса ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России лечебного факультета, очной формы обучения (приказ о зачислении от 08.08.2021 **). Представленные в материалы дела из учебного заведения справка, характеристика, информационное письмо за подписью проректора по международной деятельности ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России ФИО4 А.М. об академической успеваемости подтверждают прохождение Эльараби А. в настоящее время обучения в указанном образовательном учреждении.
Постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не содержит мотивов, подтверждающих необходимость применения к Эльараби А. такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с учетом пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», повлечет запрет на въезд Эльараби А. в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, следовательно, невозможность продолжения получения им высшего образования в Российской Федерации.
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 №3-П, от 13.03.2008 №5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 №15-П, от 17.01.2013 №1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Эльараби А. при рассмотрении дела судьей районного суда установлено не было.
Доказательств того, что Эльараби А. представляет угрозу национальной безопасности или общественному порядку в Российской Федерации материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом сведений о личности Эльараби А., который ранее к административной ответственности не привлекался, и конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения указанных выше, административное выдворение Эльараби А. за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 2 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Эльараби А. административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 13.12.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эльараби Амра Габера Мохамеда Дауд изменить, исключив из него указание на назначение Эльараби Амра Габера Мохамеда Дауд административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Судья - подпись