к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2023 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания – ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Майкопский городской суд, к Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» о возложении обязанности.
В обоснование поданного заявления указав, что <адрес> проведена проверка трудового законодательства на поднадзорной территории. Согласно п. п. 4.5.1, 4.6.1 Национального стандарта Российской Федерации ФИО3 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, раздела 11 СП 42.13330.2016 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр автомобильные дороги в населенных пунктах обустраиваются тротуарами, стационарным электрическим освещением.В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляется государственным учреждением Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор». Вопреки названному законодательству на автомобильной дороге «Яблоновский - Старобжегокай» км 2+555 - км 5+000, отсутствуют тротуары, стационарное электрическое освещение.. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Настоящее заявление подается прокурором как в защиту интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, так и в интересах общества и государства.
Просил суд обязать ГБУ «Адыгеяавтодор» осуществить обустройство автомобильной дороги «Яблоновский-Старобжегокай» км. 2+555-км 5+000 тротуарами, стационарным электрическим освещением.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> М.Б., в судебном заседании исковые требования поддержал, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - МКУ «Благоустройство» МО «<адрес>», в судебное заседание не явилась, несмотря на надлежащее извещение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельно требований - Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение суда.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 3, 5 Федерального закон «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения;
- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 2 ст. 15 закона о дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании ст. 33 закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
На основании приведённых выше норм права обязанность по организации размещения остановочных пунктов в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения возлагается на органы республиканской власти, которое, в свою очередь, создало с целью выполнения указанных полномочий ГБУ РА «Адыгеяавтодор». Кроме того, исходя из положений статьи 210 ГК РФ, а также статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на собственников автодорог или лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. п. 4.5.1, 4.6.1 Национального стандарта Российской Федерации ФИО3 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, раздела 11 СП 42.13330.2016 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр автомобильные дороги в населенных пунктах обустраиваются тротуарами, стационарным электрическим освещением.
В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляется государственным учреждением Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».
Вопреки названному законодательству на автомобильной дороге «Яблоновский - Старобжегокай» км 2+555 - км 5+000, отсутствуют тротуары, стационарное электрическое освещение.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что автомобильная дорога «Яблоновский - Старобжегокай» входит в перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения.
Как установлено в судебном заседании, обустройство автомобильной дороги «Яблоновский-Старобжегокай» км. 2+555-км 5+000 тротуарами и стационарным электрическим освещением, находится в оперативном управлении ГБУ РА «Адыгеяавтодор».
При таких обстоятельствах, учитывая, что названный участок автодороги находится в оперативном управлении ответчика, который в соответствии с Положением управляет закрепленной за ним сетью автомобильных дорог (осуществляет функции заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог), суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей, организациями - 6 000 рублей.
Учитывая, что исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины он освобожден, иск был подан в интересах неопределенного круга физических лиц, с ответчика в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. с ответчика в доход бюджета МО «<адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» осуществить обустройство автомобильной дороги «Яблоновский-Старобжегокай» км. 2+555-км 5+000 тротуарами, стационарным электрическим освещением.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» в доход бюджета МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 24.11.2023г.
Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов
УИД 01RS0№-80
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде РА